Путешествие пятое: псковская Сибирь и лекарство от бесплодия
Последней точкой нашего путешествия по Печорскому району стал Мальской монастырь. Место это очень красивое, окутанное легендами, но найти его не так-то просто. От Изборска нужно ехать по Рижскому шоссе в сторону границы, потом повернуть на Печоры. Через несколько километров свернуть направо, следуя указателю, показывающему направление к базе экстремального отдыха "Мальская долина". На первой развилке нужно повернуть налево и ехать прямо. В деревне будет стоять синяя деревянная часовенка, после неё следует свернуть в первый правый поворот, когда закончатся дома, покажется небольшое поле на краю обрыва. С этого места уже виден монастырь. Дальше лучше отправиться пешком по дороге.
Мальской монастырь в XV веке основал преподобный Онуфрий. Считается, что он был учеником Ефросина – основателя Спасо-Елеазаровского монастыря. Говорят, что Ефросина называли железными среди железных. Связано это с тем, что он был сторонником очень строгого монастырского устава. Онуфрий был тоже приверженцем такой позиции. До сих пор в Мальском монастыре всё очень и очень строго.
Сейчас обитель находится в стадии восстановления, но это уже не первое её возрождение. На этот счёт, конечно же, есть легенда. Однажды на монастырь наткнулись ливонцы, которые, не найдя ничего ценного, разрушили обитель и убили братию. А обнаружить дорогую церковную утварь и иконы им не удалось, потому что монахи, узнав о приближении врага, всё спрятали.
Восстановил обитель простой мужик из Тверской области. Этот человек вёл праведный образ жизни. Была у него пасека. И вот однажды матка пчелиного роя заговорила с ним человеческим голосом. Мужичок сперва удивился, но потом понял, что это провидение Господне. Пчела ему сообщила, что он должен встать по утру и отправиться на восстановление монастыря, а путь ему укажет пчелиный рой. С утра мужичок положил за пазуху краюху хлеба, сотовый мёд, перекрестился и пошёл за пчелиным роем. Днём он шёл, а ночь проводил в лесу, утром его снова будил пчелиный рой и указывал дальнейший путь. Так оказался он в Мальском монастыре. Во сне к нему снова явилась Богородица и сказала, что он должен восстановить эту обитель. Мужик удивился, ведь средств у него не было. Тогда Богородица сказала, что пчелиная матка подскажет ему, где взять деньги. Утром пчела привела его к месту, где монахи спрятали все монастырские ценности.
Монастырь мужичок восстановил, а вот мощи основателя обители преподобного Онуфрия остались под спудом главного собора – церкви Рождества Христова. Правда, пока они не найдены.
При Екатерине второй обитель закрыли, там действовала только приходская церковь. И вот теперь тут снова возрождается монастырь.
В начале ХХ века к главному собору монастыря пристроили придел, причём он получился достаточно большим и светлым. А возвели его на деньги местного жителя - Матфеюшки болящего. Он родился в 1840 году, а умер в 1905. Сначала Матфей был успешным крестьянином, но потом его свалил паралич. Болезнь стала результатом работы: в XIX веке люди в основном жили за счёт производства льна и собирали его, стоя по колено в воде, поэтому очень часто болели ревматизмом. По этой причине слёг и Матфей. Он 40 лет пролежал без движения на голых досках, накрытый простынёй. На груди у него лежал серебряный пятифунтовый крест. Питался Матфей только святой водой и просвирами. Однако известен он был далеко за пределами Псковской области. Дело в том, что блаженный обладал даром ясновидения: он помогал в исцелении болезней, разрешении семейных конфликтов, оказывал юридическую помощь, при том, что никакого образования у него не было. К нему приезжали и из царского дворца, всевозможные фрейлины, приходили и бедные люди. Матфей никому в помощи не отказывал и никогда на свою жизнь не жаловался, только с Богом разговаривал. Ещё он часто исповедовался, а когда духовник спрашивал, какие же у него грехи могут быть, Матвей отвечал, что все самые страшные грехи в мыслях.
Предсказал он и свою смерть, только попросил не хоронить его по христианскому обычаю на третий день, объяснив, что будет очень много желающих проститься. Так и вышло: гроб с телом Матфея стоял в храме Рождества Христова в Мальском монастыре и много дней нескончаемым потоком люди шли, чтобы проститься с ним. О кончине этого псковского крестьянина написали даже "Петербургские ведомости". Похоронен Матфей тут же в монастыре на кладбище, ровно напротив входа в храм.
Сама церковь Рождества Христова – не типичная для псковской земли. Она пятиглавая, но при этом имеет купола в форме луковки, а это уже элемент традиционной псковской архитектуры. На основную часть храма в архитектурном плане не очень похож придел, построенный на средства Матфея. Если в старой части абсида круглая, то тут уже шестигранная, если в основной части храма окошки маленькие, то в приделе – огромные окна.
Когда-то прямо из-под алтаря церкви бил целебный родник, сейчас его заключили в трубу и вывели чуть ниже. Говорят, что этот источник лечит от бесплодия и остальных женских болезней. Многие люди именно ради этого родника едут в Мальской монастырь. Кстати, это не единственный родник на территории обители, есть и другие, вода одного из них лечит глазные болезни.
Храм уникален ещё и тем, что службы в нём идут аж на трёх языках: русском, эстонском и сетоском. Рассказывают, что в Мальское воскресенье на службу тут собирается более двух тысяч прихожан. О существовании такого праздника, как Мальское воскресенье, я узнала только во время посещения монастыря. Этот праздник вроде бы как своим считают сето. А появление его связано с необычным природным явлением: однажды в июле выпал снег. Люди испугались, что урожай погибнет, тогда преподобный Ануфрий начал молиться. В итоге снег растаял, пропитал почву влагой и урожай в тот год был ещё больше, чем ожидалось. Поскольку все эти события происходили в воскресенье, то и праздник стал называться Мальское воскресенье. К этому дню сето даже красят яйца, преимущественно в жёлтый цвет.
В монастыре сейчас вовсю идут строительные работы. Там восстанавливают трапезную и трапезный храм, построенные в XV веке. Трапезная пока представляет собой руины, а вот храм уже подведён под крышу. Эта церковь имела три этажа, службы проходили на втором, а на третьем размещались хоры.
Рядом с развалинами трапезной стоит уже отреставрированная колокольня. На ней тоже отразился XIX век, когда верхнюю часть звонницы взяли и перестроили.
Стоит обратить внимание и на природу, окружающую обитель. Монастырь находится в Мальской долине, буквально в нескольких шагах от Мальского озера. Этот водоём связан Городищенским озером рекой Сходница, а с Псково-Чудском водоёмом озеро соединяет река Обдех. Может быть, когда находишься в самом монастыре, окружающая картинка не так прекрасна и могущественна, а вот с холма (там, где я рекомендовала оставить машину) открывается совершенно фантастический вид. Кстати, оценили его и киношники – на противоположном от монастыря берегу Мальского озера снимали картину "Звезда пленительного счастья". Именно эти места в картине выдают за Сибирь.
На этом знакомство с Печорским районом мы завершили, но уверяю вас, в этих местах ещё много чего интересного. Например, именно тут развивается хуторной туризм. О том, что же это такое уже сделала серию публикаций моя коллега Ольга Миронович:
Лииви и Александр. Изборская романтика
Ну, а творческая группа "Блога путешественника" в скором времени отправится в новую поездку, только вот мы пока не решили куда. В любом случае - продолжение будет!
Лена Лешкина.