0
 

Путешествие пятое: шесть килограммов украшений и крестник Богородицы

Погуляв по Изборску, наша туристическая группа отправилась в деревню Сигово Печорского района в музей сето. Чтобы попасть в Сигово, из самого посёлка Изборск нужно выехать обратно на Рижскую трассу и чуть больше 10 километров проехать в сторону российско-эстонской границы. На правой обочине стоит щит с указанием места расположения музея сето. Здесь по указателю нужно повернуть направо. Далее необходимо проехать прямо буквально пару километров. Первая деревня, которая попадётся на пути, будет Олохово, а следом за ней и расположено Сигово.

На фото: музей сето

О сето я уже рассказывала в одной из частей блога, посвящённой Печорам, но теперь у нас была возможность посмотреть, как действительно жили представители этой народности. Музей сето под Изборском какой-то очень милый и домашний. Он расположен в подворье, которое когда-то принадлежало семье сето, а работают там исключительно представители народности, они встречают гостей в национальных костюмах. Там вообще нет ощущения, что ты находишься в музее, кажется, как будто просто зашёл в гости к соседям.

На фото: Малле Богачёва

Встретила нас в музее Малле Богачёва, она-то и рассказала о жизни, быте, костюмах, украшениях, блюдах сето. От неё мы узнали, что в отличие от эстонцев, которые предпочитали жить на хуторах, сето селились в деревнях. При этом в Печорском районе чередовались русские и сетоские деревни. Печально, но сейчас практически пустуют и те, и другие. Вот и в Сигово местных жителей уже не осталось.

На фото: кухня в доме сето

Дом, в котором располагается музей, небольшой, но как уверяет гостеприимная хозяйка, типичный для сето. Из небольшого коридора гости попадают на кухню, которую отделяет от спальни шкаф и стенка плиты. Именно на кухне в будние дни семья сето обедала. Тут имеется стол со стульями, шкаф для хлеба, в нём даже есть специальное отверстие, чтобы выпечка "дышала", стоят лавки со всякими хозяйственными принадлежностями типа маслобойки и сосуда для хлебной закваски. Центральный же объект – это плита. Она совсем не похожа на печи, стоявшие в русских домах, главное отличие – наличие встроенного котла для воды. Хлеб сето пекли прямо в таких плитах. Хозяйка топила её хорошими дровами, потом выгребала золу, подметала топку и отправляла туда хлеб.

На фото: кухонная утварь

Спальня совершенно обыкновенная. Из мебели в ней было всё самое необходимое: кровать, шкаф, сундук. Конечно, имелся там и красный угол. В этой комнате меня поразила детская люлька. Стенка плиты не доходит до самого потолка, ровно над ней вбит крюк, на который закреплена длинная палка, к одному из её концов привязана люлька. "Фишка" в том, что повернув за второй конец жерди, мать могла переместить корзинку с ребёнком на кухню, а потом также вернуть её в комнату. А ещё к люльке крепится верёвочка с петлёй на конце, в неё мать могла просунуть ногу и таким образом качать ребёнка, руки в этот момент были не заняты, и женщине ничего не мешало заниматься рукоделием.

На фото: колыбелька

Главная, а, соответственно, и самая большая комната в доме сето использовалась только по праздникам. В праздничные дни именно там накрывали стол, принимали гостей. В комнате должно было быть красиво, поэтому пол там выстилали домоткаными коврами, мебель покрывали вязаными салфетками, скамейки накрывали красивыми покрывалами. Особенно к праздникам сето украшали и красный угол. Если обычно там висело только красное вышитое полотенце, то в праздничные дни с двух сторон размещали ещё белые ручники, на которых были гладью вышиты традиционные сетоские узоры. Всё это можно увидеть в музее.

На фото: праздничная комната

А ещё в этой праздничной комнате мог стоять ткацкий станок, если он помещался в другие части дома. В музее именно в этой горнице стоит станок. Кстати, все желающие могут тут получить мастер-класс и даже попробовать поткать. Нам хозяйка продемонстрировала то, как ткут сетоские пояса. Честно говоря, процесс мне показался очень трудоёмким: ткут пояса не на станке, а вручную, хотя принцип примерно тот же, но масштаб гораздо меньше, а, значит, и нитки тоньше, что тоже не добавляет простоты.

На фото: Малле Богачёва показывает как ткать пояс

Рассмотрели мы в музее со всех сторон и самые разные костюмы сето, а ещё украшения. Конечно же меня, как, пожалуй любую представительницу прекрасного пола, больше всего интересовали именно украшения сетоских женщин. В основном их делали из серебра, при этом одновременно женщина могла носить на себе порядка 6 килограммов всяких украшений, хотя я себе это плохо представляю. Первые "побрякушки" появлялись у девочек лет в пять, к 12-13 годам они уже надевали монетные ожерелья, а когда девушка выходила замуж, то она начинала носить фибулу – большую серебряную чащу. Когда у женщины заканчивался детородный возраст, то ей приходилось расстаться с фибулой. Кстати, я была уверена, что эти серебряные чаши вешают на цепочку, как кулон. А оказывается, они крепятся к рубахе, как брошь: клочок нижней рубахи просовывают в промежуток между пуговицами на сарафане, продевают через ткань крючок, имеющийся в самом центре фибулы, а потом эту чашу несколько раз поворачивают по кругу и всё, конструкция держится.

На фото: украшения сетоской женщины

Милле Богачёва отметила: "Про сетоских женщин говорят, что их сначала слышно, а потом видно". Вообще все эти звенящие – бренчащие украшения являются оберегом, с одной стороны серебро обладает очищающими свойствами, а с другой – звон отгонят всякую нечисть и всяческое зло.

На фото: пояса-обереги

Что же касается одежды, то и тут много внимания уделено защите от сглазов, наговоров, злых духов. Во-первых, манжеты на рукавах женской рубашки очень узкие и, как правило, красного цвета, во-вторых, сарафан наглухо застёгивается под самой шеей, в-третьих, на сарафан под фартук непременно повязывается пояс-оберег. Одежду сетоские женщины шили себе экономно. Например, рукава на рубахах всегда были из выбеленного льняного полотна, а вот саму рубаху, которую совершенно не видно из-под сарафана, шили из материала более низкого качества, праздничный фартук тоже был гораздо дороже повседневного.

На фото: наряд сетоской невесты

Кроме обычного костюма, нам показали наряд невесты. Почему-то выходящую замуж девушку одевали в белый сарафан, а под него - рубашку с ооооочень длинными рукавами. Эти рукава, как правило, имели прорезь для рук примерно по центру, и если рукава мешали, то их завязывали на спине. Лично мне больше всего понравились мужской и женский костюмы для танцев, они очень похожи между собой и интересно скроены. Как заметила Малле Богачёва, когда сето в таких одеяниях танцуют, то становятся похожими на лебедей.

на фото: костюм женщины сето

Один из самых интересных элементов костюма женщины сето – это головной убор. Малле Богачёва показала нам льняные косы, которые достались ей ещё от бабушки. Такие косы, если нет возможности вплести лён в собственные волосы, женщины повязывают под головной убор, они позволяют создать впечатление рогатости, а это опять же должно отпугивать зло. Поверх кос повязывается линник, крепится пояс-оберег и множество разноцветных ленточек, венчает конструкцию золотой платок, говорят, что этот праздничный элемент стоил очень-очень дорого.

На фото: варежки

Ещё Малле Богачёва продемонстрировала самые разнообразные варежки с традиционными сетоскими узорами: васильком и восьмиугольником. По её словам, сето вязали очень много варежек, поскольку если в семье кто-то умирал, то полагалась дать по паре варежек каждому из четырёх мужчин, копавших могилу. Они, в свою очередь, должны были перебросить варежки крест-накрест через могилу. Вообще, насколько я понимаю, у сето есть некое своё представление о загробном мире. Например, у них имеется традиция первую собранную пястку каких-либо ягод положить на камушек и только потом начинать есть ягоды самим. Считается, что вот та самая первая "партия" ягод попадает к умершим родственникам.

На фото: хозяйственные постройки

Интересно устроено и подворье сето. Двор у них, как правило, закрытый: с одной стороны его ограничивает дом, с других – хозяйственные постройки. Богатые семьи хозяйственный блок строили целиком из камня, а менее обеспеченные – наполовину из камня, наполовину из дерева.

 

Двор, который теперь является музеем, принадлежал обеспеченной семье. Там сохранились хлев, построенный в 1899 году, сарай и амбар.

На фото: льномялка

В сарае хранится огромная льномялка. Эту хитрую конструкцию должны были крутить лошади. Летом её ставили на улице, а на зиму убирали в сарай. Тут же, кстати, можно увидеть лён на разных стадиях обработки.

На фото: амбар изнутри

Из всех хозяйственных зданий на ключ сето запирали только амбар. Это прохладное помещение с маленькими узенькими окошками, которые не позволяют солнцу сильно нагревать здание изнутри. В амбаре хранили зерно, продукты питания. Но, самое главное, там находился сетоский бог плодородия Пеко. Он представляет собой деревянную фигуру со свечами на голове.

На фото: Пеко

Очевидно, что Пеко – это остатки язычества у православных сето. Для меня было загадкой, как этому народу удаётся совмещать две религии, Малле Богачёва объяснила эту связь. По легенде, у матери Пеко были очень тяжёлые роды, и она призвала на помощь Богородицу. В итоге Богородица и Иисус стали крёстными Пеко, при этом они наделили крестника силой медведя и ростом с сосну. Мужчина получился очень сильным: он один косил, а убирали траву 50 человек.

 

Так вот, фигура Пеко обычно была у сето всего одна на деревню. Каждый год статуэтку передавали той семье, которая собрала самый маленький урожай. При этом хозяева варили для односельчан пиво, а гости приходили к ним со своей закуской.

 

В музей сето под Изборском, хотя Пеко и стоит там, в амбаре, со своей едой приходить не надо. По праздникам тут национальными блюдами и ароматным чаем угощают всех гостей. К традиционным сетоским блюдам относятся домашний сыр, тыквенный компот, тушёная капуста с перловкой, репа с картошкой, солёный творог, манный мусс. Есть у сето и собственный рецепт пива, нам его секрет не раскрыли.

На фото: типичный дом сето

Не исключаю, что мой рассказ не пролил свет на то, кто же такие сето, но у каждого есть возможность отправиться в музей этого народа и составить своё впечатление. Лично я уехала оттуда с ощущением, что сето – это такой открытый народ, с широкой душой, большой историей, при этом тщательно хранящий свои традиции.

 

Кое-что о сето я расскажу и в следующей части, которая будет посвящена Мальскому монастырю.

 

Продолжение следует…

Лена Лешкина.


Елена Лешкина
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...