Путешествие пятое: русско-эстонско-сетоский симбиоз
Как и обещала, в этой части блога расскажу о самом городе Печоры. Кстати в печорском экскурсионном бюро (домик на Соборной площади, телефон – 88-11-48-2-15-93) можно заказать пешеходную экскурсию именно по городу, из-за ограниченного времени наша туристическая группа на ней побывать не успела, но некоторые интересные места мы всё же посмотрели, вот, собственно, о них и пойдёт речь.
Но сначала предлагаю немного углубиться в историю. Как я уже рассказывала в предыдущих частях, сначала был монастырь, а вот когда вокруг него появилась ещё и крепость, которую кому-то надо было защищать, рядом образовался посад. Было это где-то в ХVI веке. По приказу царя Иоанна Грозного в 1565 году из Москвы в Печоры для защиты крепости приехали около 200 стрельцов со своими семьями. Именно они и сформировали тут посад.
А вот тут надо непременно отправиться на улицу Эдуарда Верховича, она расположена совсем не далеко от монастыря. Там сохранились, конечно, не первые построенные в Печорах, но всё же очень древние посадский дом (ул. Э. Верховича, 4) и домик стрельца (ул. Э. Верховича, 6).
Домик стрельца датируется концом XVII века. Это типичная постройка для тех людей, которые приехали сюда для охраны приграничной земли. Первый этаж стрельцы использовали для приготовления пищи, а второй – для отдыха. Стрелецкая слобода была крайне бедной. Когда не было военной угрозы, местные жители занимались ремесленными работами, а когда приближался враг, они уходили в крепость. Естественно, недруги разрушали посад, а стрельцы возводили его заново, когда враг отступал.
Прямо рядом с домиком стрельца стоит посадский дом – строение характерное для посада, он был возведён в XVIII веке. В некоторых документах говорится, что массивные толстые брёвна, из которых строили посадские дома, были заимствованы из существовавшего тогда в городе соляного склада.
Сейчас в эти старинные здания пройти нельзя, там нет ни музея, ни какой-то хотя бы небольшой экспозиции. Домик стрельца вообще разрушается и, если власти не обратят на это внимание, то есть опасность, что через пару лет он и вовсе исчезнет с лица земли, а жаль, ведь это часть истории. Парадокс ещё и в том, что домик является памятником федерального значения, а вот в чьей он находится собственности – непонятно. Мужчина, живущий по соседству в другом памятнике – посадском доме – утверждает, что домик стрельца купил ещё его отец, а к нему он, соответственно, перешёл по наследству. Конечно, плохо, что на посадский дом и домик стрельца можно сейчас посмотреть только со стороны улицы, поскольку вход во двор перегораживают ворота, но всё-таки надо сказать спасибо живущему там мужчине, ведь он как может поддерживает строения.
Вернёмся к истории. Печоры получили статус города в 1782 году, когда соответствующий указ издала Екатерина вторая. В скором времени она утвердила и герб нового города. На нём изображена пещера (именно в пещере жили первые обитатели этих мест – монахи) и некое животное, напоминающее барса. Оказывается, такая кошечка должна была непременно присутствовать на гербах всех городов, входящих в состав Псковской республики. Если помните, то на гербе Пскова тоже есть барс, точнее целых три барса. По поводу появления барса на псковском гербе есть несколько легенд, но в Печорах нам рассказали такую: в Пскове за крепостными стенами в качеств е экзотического животного держали в клетке барса, и когда в очередной раз город решили захватить враги, а пскович-изменник по имени Твердило уже шёл открывать им ворота, барс вырвался из клетки и убил предателя. Получается, что этот экзотический зверь спас Псков от завоевания и, вероятно, в благодарность за это и был помещён на герб.
На момент придания Печорам статуса уездного города в нём проживало 466 мужчин, женщин, девушек и девочек почему-то тогда не считали. Из разных документов следует, что город очень долго сохранял традиции слободской старины, а вот какие-либо ощутимые урбанистические преобразования в нём начались в 20-х годах прошлого века, когда Печоры вошли в состав Эстонии и получили новое имя Петсери. Тогда начали формироваться улицы, появляться большие каменные здания.
Здесь стоит пройти на улицу Гагарина. Там стоит возведённая в 1926 году лютеранская кирха. Она была освящена в честь апостолов Петра и Павла. Кирпич, их которого построили эту церковь, изготавливала мастерская Лейса, располагавшаяся в деревне Мыльниково (сейчас это уже территория города). На каждом кирпиче имеется клеймо с логотипом этой мастерской. Главная ценность кирхи – это уникальный орган, ему уже 80 лет. Он был изготовлен прибалтийской фирмой Крииза, находившейся в городе Выру. Таких органов в России всего 80, причём печорский – единственный в стране, находящийся в провинции.
Сейчас органу нужен ремонт, приезжавшие недавно специалисты из Германии подсчитали, что на всё про всё необходимо порядка 40 тысяч евро. Таких денег у прихода печорской кирхи нет и она очень нуждается в спонсорской помощи (благотворители могут обратиться в экскурсионный отдел - 88 - 11- 48 - 2-15-93 и там подскажут, как связаться с руководителем лютеранского прихода Романом Грушиным).
Когда-то у кирхи был очень большой приход – в городе проживало около 3 тысяч эстонцев - в настоящее время на службы ходят около 10 человек, остальные уже не могут посещать церковь по состоянию здоровья. Богослужения проходят два раза в месяц – во второе и четвёртое воскресенья. Проводит их приезжающий из Эстонии священник. Но кирха всё равно не пустует: там регулярно устраивают концерты органной музыки. Их проводят органисты и солисты из Эстонии или Санкт-Петербурга. Кстати, это ещё одно мероприятие, которое я советую всем посетить. Органная музыка это что-то волшебное, что невозможно описать словами, но дух захватывает!
Есть в Печорах и ещё один не совсем обычный храм – приходская Варваринская церковь, построенная в XVIII веке. Она стоит на Соборной площади у Псково-Печерского монастыря. Это, пожалуй, единственный в России храм, где службы идут и на русском, и на эстонском языках. Именно эту церковь посещают представители народа сето, говорят, что в праздничные дни они приезжают на богослужения в своих национальных костюмах.
Русские же жители Печор чаще всё же посещают другую приходскую церковь. Храм Сорока мучеников Севастийских. Он тоже расположен на соборной площади. Храм этот ещё в XVI веке перенесли на это место из монастыря, но тогда он был деревянным. В XIX веке его перестроили в камне, а рядом возвели колокольню. Конечно же, мы не могли обойти своим вниманием музей Печор. Стоимость входного билета в него для взрослого составляет 30 рублей, по желанию можно заказать экскурсию – это обойдётся всего в 100 рублей.
А теперь о том, что же мы там увидели. Во-первых, стоит обратить внимание на само здание. Оно было построено в XIX веке как монастырская гостиница для паломников. Останавливался в этом доме художник Николай Рерих, он некоторое время жил на втором этаже. Музей же истории Печор образовался в 1947 году.
Сейчас на первом этаже размещается зал, посвящённый народу сето. Тут самый интересный экспонат, конечно же, на мой субъективный взгляд, это костюм сетоской женщины. Он очень похож на славянский наряд, но всё же имеет радикальные отличия. Костюм состоит из льняной рубахи с красным орнаментом, длинного сарафана и такого праздничного передника без карманов. Головной убор куда сложнее. Замужние женщины сето носят на голове, скажем так, полотенца, которые свешиваются сзади как косы, ещё к этой конструкции привязывают для красоты разноцветные ленты. Так вот чтобы такой головной убор держал нужную форму, оказывается, в волосы вплетают лён. Ещё одна составная часть конструкции – полоска белой ткани – она символизирует чистые и светлые помыслы человека. Поверх всего этого убранства ещё надевается платок. Головной убор незамужней девушки значительно проще. Называется он лилейник – это такая короночка, украшенная орнаментом.
Самая выдающаяся часть костюма – это украшения, общий вес которых достигает 6 килограммов. Говорят, что в давние времена мужчинам-сето довольно дорого обходились подарки для любимых жён: увесистую золотую цепочку можно было получить в обмен на целую корову! Центральный "объект" на груди сетоской женщины – это фибула (штучка, похожая на большое серебряное блюдо). Считается, что это украшение оберегает от всякого негатива, рассказывают, что раньше, если в семье заболевал ребёнок, то лекарство ему наливали в фибулу матери.
В продолжение темы костюма печерянина наш экскурсовод Линда Вальдемаровна Гуль открыла тайну происхождения поговорки: "Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди". Оказывается, жёны, когда вышивали своим мужьям рубашки, использовали цветочный орнамент, но как только в семье рождался ребёнок, они добавляли в него ягодку, вот и получалось: сколько детей, столько и ягодок в орнаменте. Вообще, о костюме сето мы ещё поговорим, поскольку наша туристическая группа непременно продолжит путешествие по Печорскому району и заедет в гости к самым настоящим сето в деревню Сигово.
Ещё в сетоском зале печорского музея есть глиняная посуда, различные домотканые полотенца, элементы гардероба, например, вязаные гольфы - пыльвекут. А ещё в одной из витрин стоит фигурка Пеко – он являлся то ли богом, то ли королём (это я обязательно уточню у самих сето) народа. Только было это давно, ещё в то время, когда сето исповедовали язычество. А потом при Иоанне Грозном настоятель Псково-Печерского монастыря Корнилий крестил народ сето и они стали православными. По преданию тогда Пеко похоронили в монастырских пещерах. Только вот до сих пор раз в год сето выбирают себе короля, поэтому их ещё зовут полуверцами, то есть получается, что сето православные, но в то же время сохраняют и свои языческие традиции.
На втором этаже музея очень много самых разных залов, тут можно и подарки монастыря посмотреть (иконы, облачения священника, разные "штучки" для проведения богослужения), и увидеть оружие стрельцов, например, бердыш – это такой топорик, который получил своё название от того, что носился на бедре. Ещё в музее много самоваров, рыболовных приспособлений, самых разных вещей, которые продавались на печорских ярмарках, размещена и экспозиция, посвящённая годам Великой Отечественной войны.
Лично меня привлёк зал с археологическими находками, некоторые из которых датируются эпохой неолита, то есть вторым веком до рождества Христова. Это, например, молоток. Его нашли во время раскопок у деревни Лезги (Печорский район в сторону Пскова). Ещё тут можно увидеть самые разные женские украшения, их нашли во время пяти археологических экспедиций в деревню Веребково (Печорский район в направлении границ с Эстонией и Латвией). Там обнаружился могильник, в котором были захоронения и IV-V веков, и XI-XII веков, и XIV века. При этом были погребены и кривичи, и финоугры, а значит и украшения, найденные практически в одном месте, тоже очень разные: финноугорские женщины украшали себя всякими звенящими штуками, а представительницы кривичей носили украшения попроще.
Вот так вот всё смешалось на печорской земле. Тут соседствуют православные и лютеранские храмы, русские, эстонцы и сето. Наверное, в такой непонятной мозаике из культур и народов и есть изюминка Печор!
Но на этом наше путешествие по Печорскому району не заканчивается, впереди – Изборск и его окрестности, а это тоже очень интересные и красивые места. Так что продолжение непременно следует…
Лена Лешкина.