Путешествие пятое: крепость со шкуру вола и царская курилка
А в этой части блога я вам предлагаю прогуляться по монастырю. Кстати, сама в первые (несмотря на то, что в обители бывала неоднократно) узнала расписание жизни монахов. Не могу не поделиться этим шокировавшим лично меня, обычного человека, графиком:
5:00 - подъём
6:00 - братский молебен
7:30 - планёрка должностных лиц у отца наместника, завтрак для братии
8:00 - молитва и распределение хозяйственных послушаний
с 8:15 до 12:45 - выполнение послушаний
13:00 - обед, чтение житий святых, объявления
14:00 - молитвенно-монашеское правило в Сретенском храме (если попытаться объяснить по-простому, то в это время вспоминают заповеди, по которым человек должен вести правильную жизнь)
с 14:35 до 17:15 - продолжение выполнения послушаний
17:30 - подведение итогов рабочего дня
18:00 – 20:00 вечернее богослужение
21:15 - ужин и вечернее молитвенное правило
с 22:00 до 23:00 - личное время
23:00 - отбой.
Вот такой вот распорядок дня в монастыре, я, честное слово, не смогла бы по нему жить, хотя бы из-за ежедневного подъёма в пять часов утра.
Ну ладно, продолжим знакомство с обителью. Рядом с входом в пещеры за заборчиком находится, можно сказать, музейный экспонат: кованая четырёхметровая дуга, а рядом с ней висит молоток. Это старинный вариант колокола (он "работал" ещё до появления звонницы), который созывал людей в моменты опасности. Конечно же, сейчас он не используется.
Тут же рядом располагается Сретенская церковь. Этот храм был освящён в 1870 году. Как я уже рассказывала, в этой церкви покоится Симеон Печерский, в 2003 году он был причислен к лику святых. А ещё там есть икона Божией Матери Троеручица. Оказывается, история возникновения этого образа связана с Иоанном Дамаскиным, который жил в VIII веке на востоке. Он был человеком, слагающим церковные песнопения. Чтобы он прекратил свою деятельность, ведь тогда православные были в гонении, халиф отрубил ему руку. Иоанн Дамаскин попросил вернуть кисть своей руки и молился об этом перед образом Божией Матери. Молясь, он впал в забытье и, чудесно проснувшись, увидел, что рука опять приросла к телу. В честь своего чудесного исцеления он заказал у ювелира руку из золота, а потом приложил её к образу Божией Матери. Вот так и появилась икона Божией Матери Троеручица.
Ещё в Сретенском храме хранится очень много частичек мощей святых, среди них есть и мощи покровителя морского флота Фёдора Ушакова, Пантелеймона целителя, Харьковского архиепископа Александра, который некогда был настоятелем Псково-Печерского монастыря, а потом его перевели в Харьковскую Епархию, и многих других.
Также в нижней части монастыря среди множества клумб располагаются несколько источников со святой водой. Ну, во-первых, это колодец . Вода туда поступает с девятиметровой глубины. Гостям монастыря, чтобы добыть её, приходится проработать – покачать воду при помощи ручного насоса. Надо сказать, занятие это уж точно не женское, хотя, возможно, мне так показалось. Вода из этого источника не столько служит для утоления жажды, сколько для, если можно так сказать, очищения организма. При этом к этой святой воде в монастыре относятся очень бережно – рядом есть резервуар, куда стекается использованная вода (на место расположения этого резервуара указывает зелёная крышечка с крестом). Потом её применяют для мытья церковной утвари. Вблизи колодца есть небольшая часовенка, построенная в 1911 году, которую украшают образы князя Владимира и Равноапостольной Ольги, князей Бориса и Глеба. В ней тоже есть источник, вроде бы как его глубина аж целых 100 метров. Там тоже можно набрать воду. Кстати, прямо в часовенке продаются для этих целей бутылки.
Рядом с часовней расположено больше белое здание – это ризница, попасть туда можно только по благословению настоятеля обители, к сожалению, в день нашей поездки, архимандрит Тихон находился где-то по делам за пределами Печор, поэтому о том, что есть в ризнице могу рассказать только со слов нашего замечательного экскурсовода Линды Вальдемаровны Гуль. Ризница была построена в XVI веке. В верхнем ярусе здания размещена монастырская библиотека с большим количеством литературы, а на нижних этажах хранятся монашеские облачения, церковная утварь, подарки, которые в разное время и разные люди делали монастырю. Ещё там открыта выставка под названием "Покаяние Иоанна Грозного". В экспозицию входит большое количество подаренных царём предметов.
Рядом с ризницей стоит братский корпус, его построили в XIX веке. В этом здании живёт братия, которая занимает более высокую иерархическую ступень. В этом корпусе была и келья Иоанна Крестьянкина, сейчас в ней никто не живёт. Туда приходят верующие в его день ангела и день смерти.
Перпендикулярно к братскому корпусу построена трапезная (здание из бордового кирпича). Она была возведена тоже в XIX веке в псевдорусском стиле. На первом этаже этого здания размещена пекарня. Там, как говорят, выпекают хлеб в настоящих русских печах, при этом буханки огромные – весом по 8 килограммов. В продолжение темы еды: рассказывают, что в монастыре солят удивительно вкусные огурцы и делают собственный квас, рецепт приготовления которого хранят в тайне. Возле входа в трапезную есть небольшая будочка, в ней находится привратник, который обеспечивает пропускной режим. А ещё у входа весит небольшой колокольчик, в него звонят, когда братии пора на завтрак, обед или ужин.
К зданию трапезной примыкают ворота, они отгораживают хозяйственную часть. За ними находятся многочисленные мастерские, которые обеспечивают нужды монастыря. Там работают и кузнец, и плотник, и столяр. Ещё за воротами находятся баня, прачечная. Тут же располагается лазарет, а рядом на открытой для посетителей части монастыря – Лазаревская церковь, где происходит чтение неусыпаемой Псалтири, то есть в этом храме монахи, сменяя друг друга, читают псалмы и этот процесс ни на минуту не прерывается.
Ещё в нижней части обители стоит дом наместника, он обнесён оградой, за которой в 2007 году появилась беседка, где настоятель общается тет-а-тет с особенно почётными гостями. Однако беседка эта была построена не просто так – её возвели к 105-летию приезда Николая II в обитель: купол этой постройки венчает двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, как символ державной власти.
Ещё о визитах правителей нашей страны напоминает карета Анны Иоанновны. В монастырь императрица заехала в 1732 году, когда следовала из Санкт-Петербурга на родину своего покойного мужа герцога Курляндского. В пути её застал снегопад, и ехать дальше на летнем транспортном средстве оказалось невозможным. В итоге Анна Иоанновна пересела в запряжённые лошадьми сани и продолжила путь, а её коляска так и осталась в монастыре. Долгие годы она хранилась в одной из башен крепости, а чуть более 30 лет назад её выставили в обители у кровавой дороги на всеобщее обозрение.
Итак, продолжим подниматься в верхнюю часть монастыря. Кровавая дорога ведёт к Никольской башне, которая составляет единый архитектурный ансамбль с Никольской же церковью и звонницей. Построен Никольских храм в псковском стиле, на что, в том числе, указывают лежащий в основе строения куб четверик, четырёхскатная крыша, орнамент под главкой церкви, который выполнен из известняковой плиточки, называемой "бегунец", являющейся визитной карточкой псковских мастеров. Конечно же, вход в башню венчает образ Николая Чудотворца в киоте. В обители отмечают, что этот святой особо почитаем на псковской земле, поскольку является быстрым помощником, защитником всех, кто приходит к нему за незримой помощью. Кстати, недалеко от монастыря на берегу речки Пачковки есть часовенка в честь Николая Чудотворца. Она поставлена в память о погибших стрельцах: когда во время Ливонской войны к монастырю подошли посланные Стефаном Баторием отряды, стрельцы не пустили врага в обитель, но многие из них (по преданию около 80 человек) погибли.
Есть у Никольского собора ещё и второй этаж – там находится Корнильевский храм. Службы там идут по четвергам.
Внутри Никольской башни, как бы на проходе, размещено очень много икон, к которым верующие ставят свечки. Если встать спиной к кровавой дороге, то слева открывает эту галерею образов лик Пантелеймона целителя, далее идёт икона Божией Матери "Утоли мои печали", потом образ Архистратига Михаила, который представляет высшие небесные силы и является предводителем небесного войска. Следующая икона – "Радуйся невеста не невестная" (Божия Матерь - это символ чистоты, целомудрия, и является покровительницей всех монахинь, которые, уходя в монастырь, становятся невестами Христовыми). Потом стоит образ Спаса Нерукотворного, далее – особо почитаемый на новгородской земле образ Знамения. Ряд продолжают лик Николая Чудотворца, образ Божией Матери Умиление Псково-Печерский, тут она представлена в окружении печерских святых.
На верхней площадке монастыря находится второй большой собор обители – Михайловский, который был освящён в 1827 году в честь Архистратига Михаила. Михайловский собор – единственный из всех монастырских церквей имеет выход в город. Вообще этот храм имеет три входа ну или выхода. Собор построен по проекту петербургского архитектора Алоизия Руска. А построить его решил генерал Витгенштейн в честь победы над Наполеоном. Внутри храма на двух посеребрённых досках выгравированы имена погибших в той войне. Там же хранится знамя Псковского ополчения, на котором на бархате вышит образ Успения Пресвятой Богородицы. А, пожалуй, главная реликвия Михайловского собора – это десница мученицы Татианы – покровительницы всех студентов. К сожалению, в Михайловский собор во время своей поездки наша туристическая группа попасть не смогла, потому что он находился на реставрации.
Рядышком с собором стоит маленькая часовенка. Её возвели в 2007 году в память о генерале Ридигере, который в 1812 году был участником войны с Наполеоном.
Конечно, нельзя не заметить, что монастырь окружают крепостные стены, а посему не могу упустить из виду и историю их появления. Построены они были по указу царя Иоанна Грозного перед самым началом Ливонской войны, в то время, когда настоятелем монастыря был Корнилий. Крепость должна была встать на защиту рубежей Северо-Запада русской земли. По поводу её строительства, естественно, есть и легенда. Якобы не царь повелел построить крепость для защиты рубежей, а Корнилий обратился к Иоанну Грозному с просьбой разрешить строительство "оградки" вокруг монастыря. "Ставь ограду, но небольшую, с воловью шкуру", - ответил правитель. Наместник выполнил волю царя: взял большую шкуру вола, разрезал на тоненькие шнурки, связал их между собой, получилась верёвка длиной 810 метров. Такой протяжённости стену и возвели вокруг обители. Стоили стены из местного материала – известняка, а чтобы они были прочными, в раствор клали белки куриных яиц, которые поставляло местное население. В годы Великой Отечественной войны стены монастыря были частично разрушены, но при настоятеле архимандрите Алипии их восстановили (новодел более светлый, чем старинная кладка). К слову, несмотря на разрушения, даже в годы войны обитель ни на день не закрывалась, вообще Псково-Печерский монастырь отличает то, что он всегда был действующим с самого момента своего основания.
Стены стенами, но есть ещё и башни. Их девять. Попадают гости в обитель через Петровскую башню, левее стоит Никольская (я о ней чуть выше рассказывала), далее в ту же сторону – башня "Нижних решёток", потом - на горе – Благовещенская, за ней – Изборская, потом – Тарарыгина, в глубине оврага стоит башня "Верхних решёток", далее Тайловская и девятая башня носит "оптимистичное" название "Тюремная". Все башни находятся на возвышенностях, а вот Нижних и Верхних решёток стоят в овраге – под ними протекает ручей Каменец. Когда-то давно он тёк и по самой территории монастыря, но потом его убрали под землю, а о том, что ручей всё-таки был, напоминает мостик, который связывает дом наместника и площадь у Успенского собора.
Особенность Печорской крепости ещё и в том, что обычно такие сооружения строили на возвышенностях, а эта была возведена уже вокруг готового монастыря, который размещался в овраге. В 1700 году крепость "доработали" – по указу Петра Первого был возведён земляной вал, а вокруг него выкопали глубокий овраг. Естественно, был в крепости и захаб (каменный мешок) куда попадали враги и оказывались под "огнём". Стена, ограждавшая захаб, шла от Никольской башни к Тюремной. Получался как бы неправильный четырёхугольник: Петровская башня – Никольская – Тюремная. Сейчас эта "перегородка" разрушена, но в стенах видны бойницы. Они шли в два яруса – снизу и сверху стен.
Рядом с монастырём стоит посетить две смотровые площадки: с одной открывается вид на Успенский собор со стороны входа в него, на несколько башен крепости и хозяйственный двор обители, а с другой – на "заднюю часть" Успенского собора и на монастырскую горку, которая расположена за собором. Ещё вот на этой второй площадке стоит обратить внимание на межевой камень – это большой булыжник с крестом по центру. Его специально сюда принесли как музейный экспонат. Такими камнями очерчивали приграничную полосу между русской и ливонской землёй.
Есть в монастыре одно место, которое не видно ни с одной смотровой площадки – это, так сказать, курилка Петра Первого. Пётр трижды бывал в Псково-Печерском монастыре и, ни для кого не секрет, что он был человеком курящим, а курить на территории обители нельзя. Тогда специально для царя на возвышенности построили беседку – когда царь в ней курил, то дым уходил за стены крепости, то есть за пределы монастыря, а, значит, получалось, что Пётр не нарушал никаких устоев обители.
Вот такая прогулка в трёх частях по Псково-Печерскому монастырю у меня получилась, но Печоры не ограничиваются обителью, так что следующая часть будет посвящена другим интересными уголкам города.
Продолжение следует…
Лена Лешкина.