Путешествие пятое: храм в скале и политая кровью дорога
В этом году Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю исполняется 538 лет. А история его началась со строительства Успенского собора. Это совершенно уникальный храм, который выкопан в пещанной горе, его внутренняя стена укреплена кирпичной кладкой. Успенский собор был освящён 28 августа 1473 года. А строили его преподобные Иона и Васса – Иван Шестник и матушка Мария (о них я рассказывала в предыдущей части).
Летопись о начале обители, которая датируется 1531 годом, писал наместник монастыря преподобный Корнилий (1529-1570). Но он занимался не только писанием истории: Корнилий крестил народ сето и именно с тех пор представители сето остаются православными, что их отличается от эстонцев, которые являются лютеранами и католиками. До крещения сето были язычниками.
А вот погиб преподобный Корнилий трагически и от царской руки. Было это в 1570 году, когда в обитель приехал царь Иван Грозный. Он заподозрил Корнилия в измене – в связи с князем Андреем Курбским, который был сначала военачальником царя, а потом переметнулся на сторону врага. Корнилий вышел встречать царя с крестом в руке, а тот в порыве ярости и гнева выхватил меч и отсёк преподобному голову. Но правитель тут же раскаялся и опомнился. По преданию Иван Грозный взял тело Корнилия и отнёс его из верхней части обители вниз к Успенскому храму. С тех пор дорога, по которой шёл царь, называется кровавой. В наше время по её краям высаживают исключительно красные цветочки, которые символизируют кровь Корнилия, по этой же причине там растёт красная рябина. Покоится преподобный не в пещере, а в Успенском соборе. Правда, так было не всегда: изначально Корнилия похоронили в пещерах, а через 120 лет перенесли в собор, при этом мощи его оставались нетленными. Корнилий причислен к лику святых, а это просто так не бывает: обязательным условиям являются чудеса. До сих пор у гроба преподобного происходят исцеления, описания таких чудесных выздоровлений людей хранятся в монастырской лавке. В основном, говорят, к Корнилию за помощью обращаются люди с психическими заболеваниями, так сказать, бесноватые.
Второй этаж Успенского собора был построен значительно позже первого – в 1759 году. Там располагается Покровская церковь. При этом второй этаж отличается от первого по архитектурному исполнению: уже есть пилястры, которые были новым словом в архитектуре XVIII века. Тогда же были поставлены и синие купола с золотыми звёздами, без которых собор уже и представить нельзя. Центральный самый высокий купол символизирует Иисуса Христа, а стоящие по краям четыре меньших по размеру купола - евангелистов Марка, Матвея, Луки и Иоанна.
Над входом в Успенский собор находится образ божией матери с младенцем Иисусом Христом , а по левую и правую сторону от них стоят основатели Киево-Печерский лавры Антоний и Феодосий.
Продолжением стены Успенского собора является часовая башня. Уникальны и часы, висящие на ней. Их изготовил монах самоучка. Каждые 15 минут эти часы издают мелодичное звучание. Кованый механизм часов, располагающийся внизу в шахте под циферблатом, соединён с пятью колокольчиками, очертания которых можно видеть под кровлей. А ещё механизм соединён с часовым колоколом: в верхнем ярусе стоящей рядом с собором звонницы находится большой колокол, который отбивает ровное количество часов. Естественно, большой колокол на звоннице не единственный, там установлены очень много колоколов самого разного размера, которые созывают верующих на службу. Вообще, каждому кто приехал в монастырь, очень советую задержаться и не только послушать, но и посмотреть, как звонят колокола – этот процесс происходит в 6 вечера каждый день. Это, правда, очень-очень красиво: в процессе, если можно так сказать, образования звона, участвуют сразу несколько монахов, один приводит в движение "рубашку" огромного колокола (у него раскачивают не язык), от колоколов чуть меньшего размера канаты доходят до самой земли и их в движение приводит монах ногой, маленькие колокола раскачивает другой монах. В общем, объяснить процесс очень сложно, лучше на это посмотреть. Поскольку звонница находится в глубоком овраге, звук от стен оврага отражается и как будто плывёт. Звон слышен, поверьте на слово, далеко в округе. А ещё говорят, что колокола создаются такие высокочастотные колебания воздуха, что они уничтожают вирусы.
Стоит ещё обратить внимание на пристройку-подпорку к Успенскому собору. В неё в визу есть два маленьких окошечка. Они ведут в келью, где в прошлом веке жил печерский старец святой Симеон. Он похоронен в Сретенской церкви, которая расположена тоже в нижнем ярусе монастыря рядом с Успенским собором и звонницей.
Пройдём в сам Успенский собор. Тут сразу несколько царских врат: одни Успенские, а вторые - ведут в предел, освящённый в честь Антония и Феодосия - основателей Киево-Печерской лавры. Там находятся фрески, которые были открыты в 20-е годы прошлого века, но датируются они XV веком. Только вот фрески посмотреть не получится – они закрыты иконостасом XVI века, но говорят, что это совершенно уникальная живопись. Среди тех, кто изображён на этих фресках, есть Ануфрий – основатель Мальского монастыря, который расположен недалеко от Изборска, наша туристическая группа обязательно посетит его, точнее то, что осталось от обители.
В центральной части храма находится чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы с житейными клеймами с левой и правой стороны. Икона выполнена в золотом окладе, а риза Божией Матери, лежащей на ложе, украшена жемчугом и драгоценными камнями. Икону выполнили по приказу Иоанна Грозного. Это распоряжение он дал как раз после убийства Корнилия в 1570 года. Этот образ в праздник Успения выносят из храма и совершают с ним Крестный ход вокруг монастыря. Кстати, очень рекомендую посетить обитель именно в этот праздник: помимо грандиозного Крестного хода, в котором участвуют тысячи верующих, в монастыре можно увидеть необычайно красивую дорожку из цветов, ведущую от Успенского храма наверх к Михайловскому собору. Этот цветочный ковёр выкладывают каждый год и рисунок никогда не повторяется, а цветы для дорожки собирают, так сказать, всем миром – верующие ходят по домам частного сектора и просят у жителей цветы, им никогда не отказывают, кроме того, люди сами приносят цветы в обитель, а накануне праздника помогают укладывать ковёр.
Иконостас Успенского собора, тоже заслуживает особо внимания. Кстати, в другом соборе монастыря – в Михайловском – вообще нет иконостаса. Главный иконостас и "Успенские" царские врата были выполнены по указу императрицы Елизаветы. Она повелела украсить алтарь виноградной лозой, которую выполнили из дерева и это, прям-таки, ювелирная работа. Ещё украшают алтарь медальоны с ликами святых.
В соборе, кстати, достаточно много чудотворных икон, например, образ Спаса Нерукотворного XVI века, образ Умиление Псково-Печерский – список с Владимирского образа Божией Матери. О том, что эти иконы чудотворные говорит и множество украшающих их "подарочков" от тех, кто исцелился. Ещё здесь есть образ Божией Матери Державная. Эта икона тоже чудотворная. Рассказывают случай, когда монах исцелился от онкологического заболевания: он приходил, молился у образа и получил исцеление, врачи были потрясены тем, что пропали все признаки болезни.
Напротив главного алтаря собора находится царское место: специальная ниша, в которой стоит кресло. Конечно, сейчас на нём никто не сидит, а вот в прежние времена восседали тут и императрица Анна Иоанновна, и цари Александр II и Николай II. Так что сейчас оно стоит только как напоминание о том, что обитель частенько посещали царские особы.
Псково-Печерский монастырь оказался столь большим, интересным и удивительным, что, видимо, даже в двух частях моего блога об обители рассказать не получится. Поэтому
продолжение следует…
Лена Лешкина