Путешествие четвёртое: военный эксклюзив и тайны подводного мира
Побывать в Островском районе и не увидеть "Линию Сталина" – это было бы, как минимум, странно. Вообще, путешествуя за пределами Псковской области, я думала, почему в нашем регионе нет ни одного масштабного музея под открытым небом, неужели нам нечего показать или создать его негде. И вот у нас появляется мемориальный комплекс "Линия Сталина" – тот самый глобальный музей на свежем воздухе, которого, как мне кажется, так не хватало Псковской области. Ведь это позволяет попасть как бы внутрь истории, всё увидеть вживую и в натуральную величину, а не на фотографиях.
На фото: "Линия Сталина" (фрагмент)
Несколько отвлекусь от того, что представляет собой "Линия Сталина", и расскажу, как туда доехать. Если вы едете по трассе из Пскова в сторону Великих Лук, то в Остров у заправки "Статойл" нужно повернуть по направлению к городу Пыталово и ехать по этой дороге прямо порядка 30 километров. Тут надо похвалить свежеуложенный асфальт, что делает поездку недолгой и приятной. По дороге будут встречаться деревни и речки с интересными названиями. Например, недалеко от деревни Елены (ударение на последний слог) протекает река Галинка, а ещё нужно будет проехать мост через реку Лжа. В общем, через 30 километров в конце деревни Захаркино нужно повернуть налево по указателю "Линия Сталина" и ехать прямо по хорошей грунтовой дороге порядка 5 километров пока не упрётесь в парковку.
И так вернёмся к музею. Укрепрайон "Линия Сталина" начали строить ещё в 1939 году. Она проходила по территории Псковской области, а заканчивалась где-то в Белоруссии. Только в Островском районе должны были быть построены порядка 200 ДОТов, но возвели всего около 70. Дело в том, что когда был подписан пакт Молотова – Риббентропа, "Линия Сталина", которая должна была защищать границы Советского Союза, оказалась вовсе не на границе государства. Поэтому уже созданные оборонительные сооружения законсервировали, а новые строить не стали, хотя под некоторые из них уже были выкопаны котлованы, которые, кстати, сохранились до наших дней. Но в годы Великой Отечественной войны "Линия Сталина" всё же сыграла свою роль – на 15 часов задержала наступление немцев на Псков и Остров. А вообще, во время войны власть в островской части этого укрепрайона, как в фильме "Свадьба в Малиновке", несколько раз менялась: там-то Красная Армия держала оборону, то вражеские войска, то снова Красная Армия.
На фото: "Линия Сталина" (фрагмент)
Сейчас же мемориальный комплекс "Линия Сталина" находится в стадии создания, но там уже есть на что посмотреть, несмотря на то, что работы начались всего несколько лет назад, а ведут их четыре очень увлечённых своим делом человека. Нам повезло, потому что двое из них Эдуард Иванов и Валерий Чумаченко согласились показать нам всё, что уже сделано в музее, а ведь всегда интереснее о чём-то рассказывают "причастные" люди, а не просто экскурсоводы.
На фото: "Опель Олимпия"
Начали мы знакомство с техники времён войны, коллекция которой постоянно пополняется. Тут, например, есть такой редкий экземпляр, как немецкий штабной "Опель Олимпия". Честно говоря, я и не подозревала о существовании таких "Опелей". Оказывается, "Олимпией" его назвали в честь первых Олимпийских Игр. А выпущен этот автомобиль был в 1935 году – во время войны на нём разъезжали всякие начальники и, судя по тому, что подарил его музею житель Псковской области, такие машинки курсировали и по нашим дорогам. Конечно, переданный музею "Опель" годы сильно потрепали, вряд ли он ещё когда-то пойдёт "своим ходом", но вот его внешний вид уже начали восстанавливать, и может уже через месяц он засияет, как будто бы только сошёл с конвейера.
На фото: экспозиция техники.
Рядом с "немцем" в музее поселился наш штабной автомобиль ГАЗ, подобный американскому "Виллису". Вот он как раз "на ходу", надо только, как сказали наши экскурсоводы, "маслице поменять". Говорят, что такие русские "Виллисы" были очень проходимыми и надёжными, поэтому их даже после войны ещё достаточно много выпустили. Я видела раньше такие машины на картинках, а вот вживую – в первые, собственно, как и остальные выставленные тут машины. Теперь меня интересует: а как же наши военные начальники зимой на таких машинах ездили: там же стенок нет, стекло только лобовое, двери и крыша брезентовые. Должно быть, холодно? Наверно, на этот вопрос мне уже никто не ответит…
На фото: "полуторка"
Лично для меня ещё одним чудом стала "полуторка", кстати, такое прозвище этот ЗИЗ получил то ли потому, что сам весил полторы тонны, то ли потому, что именно столько мог без проблем перевозить. Так вот о чуде – деревянная кабина, зелёненькая такая из тоненьких досочек. Я, конечно, подозреваю, что деревянная кабина в "полуторке" - это общеизвестный факт, но для меня это стало открытием. "Это очень редкая техника, теперь такую очень сложно найти", - заметили работники мемориального комплекса.
Из "иностранцев" в музее ещё "обитает" мотоцикл БМВ Р-12, только вот не целиком – пока только его рама. Наши экскурсоводы заверили, что если вдруг где-то "всплывут" и другие части этого транспортного средства, то они непременно соберут мотоцикл, а пока вот только рама.
На фото: трактор "Сталинец"
Ещё военный эксклюзив на "Линии Сталина" представлен трактором "Сталинец" (всё логично – где ещё мог стоять такой трактор, кроме как в практически одноимённом музее). Это чудо техники весит 11 тонн и вообще поражает своими габаритами. Трактор этот достали из болота в Новосокольническом районе. Он утонул ещё во время войны и лежал на глубине 15 метров. Получилось, что как бы был законсервирован и потому очень хорошо сохранился. Говорят, что если перебрать мотор, то он даже поедет.
На фото: танк "Смелый"
А вот болота в Великолукском районе хорошо сохранили танк Т-34, он теперь тоже музейный экспонат. У этой техники поражает толщина брони, ощущение, что она сантиметров 10. Вообще, во время выпуска таких танков броня у них была тоньше, но, чтобы они могли противостоять немецким "Тиграм", прямо на заводе доваривали ещё по одному листу железа толщиной сантиметров в пять. Этот музейный танк носит имя "Смелый". Как рассказал Эдуард Иванов, похоже, что так его и в годы войны звали, потому что на башне осталась такая надпись, а сейчас её просто обновили.
На фото: пушки
Привлекают внимание и две с виду почти одинаковые пушки, только у одной калибр 57 миллиметров, а у второй – 76 миллиметров. Пушки с меньшим калибром были выпущены ещё до войны в количестве около 300 штук, а вот когда начались бои, оказалось, что российские оружейники перестарались. Дело в том, что снаряд из такой пушки вылетал со скоростью 1 тыс. 250 метров в секунду, а броня у немецкой техники была слабая. Получалось, что снаряд просто пробивал танк насквозь и взрывался за ним. Тогда были выпущены пушки с калибром 76 миллиметров и скоростью полёта снаряда около 800 метров в секунду. Но немецкие разработчики тоже не стояли на месте: когда они создали танки "Тигр" и "Пантера", тут вот и пригодились более мощные пушки.
На фото: снаряды
Представлены в музее и самые разные заряды, и пулемёт, а на днях должны установить ещё два, по словам работников "Линии Сталина", очень красивых орудия.
На фото: внутреннее помещение ДОТа
Техника и вооружение, конечно же, очень интересны, но главное, как мне кажется, в этом мемориальном комплексе всё-таки ДОТы. Их тут 9, но посмотреть все мы не смогли. Во-первых, они находятся на значительном расстоянии друг от друга, а, во-вторых, некоторые из них затоплены водой. Поэтому мы побывали только в одном таком сооружении, а ещё одно осмотрели снаружи и даже сверху.
На фото: ещё одно помещение в ДОТе
ДОТ, который уже открыт для посетителей, имеет два этажа, только походить можно по одному из них, второй пока находится под водой. Рассказывают, что есть ещё и третий этаж – колодец. Вообще, внутри ДОТа как-то жутковато – серые бетонные стены, кое-где видны обгоревшие доски, которыми в годы войны были обшиты стены, следы от снарядов, бойницы с решётками. Там много помещений, но все они очень маленькие и тёмные. Ещё больше не по себе мне стало после рассказа о том, что, когда с нижнего этажа откачали воду, то там обнаружились тела четырёх немецких солдат, об их принадлежности к вражеской армии свидетельствовали сохранившиеся ремни, фляжки, каски, пуговицы. Кости из ДОТа подняли и перезахоронили на немецком кладбище в Себеже. Оказывается, такие "находки" работники музея частенько обнаруживают на "Линии Сталина". Находят здесь не только немецких солдат, но и бойцов нашей армии, мирных жителей. Например, обнаружили захоронение 8 человек, среди которых были ребёнок, двое подростков, женщина, пожилой мужчина. Кто эти люди – неизвестно и, наверное, теперь это уже установить просто невозможно.
На фото: траншеи, ведущие от ДОТа к землянке
Кстати, ДОТы на "Линии Сталина" очень хитро построены: они расположены так, чтобы из одного можно было защищать подход к другому. При этом толщина стен в этих сооружениях составляет полтора метра, пробить их было невозможно, при попадании крупного снаряда, стена максимум трескалась, только вот людей, находящихся внутри, контузило.
На фото: землянка
А ещё из ДОТа можно было пройти в землянку. Сейчас этот путь тоже можно проделать, тем более что и землянку тоже построили. В ней всё, как было в военные годы: пол деревянный, по краям две деревянные скамьи-кровати, в углу – печка. Наши экскурсоводы рассказали, что зимой, когда на улице было минус 25, в землянке температура была около 5 градусов тепла.
На фото: землянка изнутри
Второй ДОТ, возле которого мы побывали, - командирский. Это очень большое сооружение, но есть ещё и более масштабный артиллерийский ДОТ, который был предназначен для установки орудий. Командирский ДОТ, как предполагают работники музея, трёхэтажный, а на его крыше должна была быть башня с пушкой, которая делала бы его вообще неуязвимым. Это уникальное сооружение. Таких в России всего три: два в Островском районе и одно во Владивостоке.
А вот что скрывает командирский ДОТ, пока неизвестно – он затоплен, а поэтому внутри него никто никогда не был. Когда-то воду немного откачали, и было видно, что стены обшиты деревом, которое очень хорошо сохранилось. Возможно, тайны этого ДОТа скоро будут раскрыты, потому что на "Линии Сталина" начинаются дренажные работы, которые помогут осушить строения.
На фото: командирский ДОТ (вид сверху)
Рядом с командирским ДОТом сооружена двухэтажная деревянная смотровая площадка, откуда открывается вид на "Линию Сталина" сверху. Когда мы там стояли, почему-то вспомнился фильм "А зори здесь тихие". Если я ничего не путаю, то картина начинается с современных (на момент съёмок) кадров, а уже потом рассказывается о том, что было в этом месте во время войны. Так и мы стояли и смотрели сверху на зелёные поля, деревья вдалеке, светило солнышко, дул лёгкий ветер, и только крыши ДОТов напоминали о том, что так тихо и спокойно тут было не всегда.
На фото: братская могила на "Линии Сталина"
Есть на "Линии Сталина" и братская могила, в которой лежат те, чьих имён мы не знаем. Но знаем, что, если бы не их подвиг, наша жизнь могла бы быть совсем другой. А могло бы и её, жизни, вовсе не быть. (В этом месте, видимо, должны быть пафосные слова. Но я их страшно не люблю, поскольку уверена, что память о погибших должна быть не на словах, а в сердцах. А если её там нет, то тут уже никакими речами не поможешь).
P. S. Сейчас на "Линии Сталина" погребены около 500 солдат. 22 июня состоится ещё одна церемония перезахоронения. Тех, кто почти 70 лет пролежал где-то на псковских полях, наконец-то, проводят в последний путь со всеми воинскими почестями.
Лена Лешкина.