Город историй: Забытая псковская Солодёжня
В конце тихой улицы Гоголя за постройками псковского СИЗО в доме под номером 42 доживает свой четвёртый век Солодёжня — остатки богатого жилого здания первой трети XVII столетия.
Никаких письменных или графических материалов, позволяющих судить о первоначальном виде здания, его авторе и о его первых хозяевах, исследователи не обнаружили. История сооружения прослеживается только с середины 1840 года. Тогда местный купец Воронин приспособил его под производство солода. Так здание получило своё наименование – Солодёжня.
В 1873 году палаты находились в собственности у барона Фитингофа. Последним его владельцем был Лапин. От него Солодёжня перешла в собственность Псковского археологического общества. Долгое время в нём хранились фонды Псковского историко-художественного музея.
Знаток псковского зодчества Юрий Спегальский утверждал, что каменная часть здания первоначально имела ещё один этаж, который был сломан, по всей вероятности, в XVIII веке. В своё время оба нижних каменных этажа, дошедшие до нас, служили для хранения кож, сала, мёда, вина.
На втором этаже находились клети, в которых хранились меха, ткани, платье, ковры, оружие, драгоценные сосуды и ювелирные украшения. Всё это развешивалось по "грядкам" — длинным жердям, подвешенным к потолку, и раскладывалось по сундукам.
Кроме клетей во втором этаже имелись сени, пройдя через которые и поднявшись по лестнице, устроенной в толще наружной стены, можно было попасть в третий этаж. На третьем этаже располагалась повалуша — огромная 300-метровая зала для дневных занятий и трапез, приёма гостей, пиров и развлечений.
Повалуша была освещена множеством окон, выходивших на все четыре стороны, и обогревалась печами, облицованными зелёными изразцами. Вокруг стен стояли деревянные лавки с врубленными в пол ножками.
В XXI веке огромное здание из известнякового кирпича представляет собой печальное зрелище. Стоит себе Солодёжня вот уже четвёртый век на окраине улицы Гоголя и, медленно зарастая травой, разрушается. Зрелище жуткое. Особенно жуткое в солнечную погоду. Вокруг лето, бабочки порхают, всё цветет и колосится, а здание умирает. Окна зияют чёрной пустотой и, кажется, так было всегда, и никто не варил здесь солод, не веселился и не принимал гостей.
Использованы материалы архива Псковского государственного научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры.
Ольга Машкарина, Псковское агентство информации