3
 

На границе солнце светит чудно…

Очередная православно-краеведческая поездка клуба "ГРАДАР" планировалась по приграничной территории Печорского района, поэтому подготовка была усложнена процедурой получения группового пропуска. Это дисциплинировало ребят. Как обычно Молодёжный комитет города Пскова профинансировал транспорт.

На фото: православно-краеведческая экспедиция

В качестве экскурсовода был приглашён псковский краевед Дмитрий Беляев, который, как оказалось, в совершенстве знал неизведанные места приграничья. Как не раз говорилось, проект "Псковская земля" и рассчитан на изучение неизвестных мест в Псковской области и параллельно на познание основ православной веры.

На фото: икона Святителя Николая

В день Святителя Николая наша компания из 25 человек двинулась в сторону Печков, где находится храм Георгия Победоносца (1905 г) и мало кому известное здание, где в 1941-1944 годах располагалась немецкая диверсионная школа (ваффеншуле), входившая в систему  "Цеппелин". Именно здесь, в Печках, немцы готовили диверсанта для покушения на И. В. Сталина. Курсантами в школу набирали бывших советских военнопленных, согласившихся сотрудничать с немцами. Известен интересный факт: курсанты школы, не зная других песен, маршировали по Печкам и пели советские песни.

 

Нам рассказали об истории школы, о подвиге советских партизан из 1-й Ленинградской партизанской бригады под руководством Георгия Пяткина, которые зимой 1943-1944 года в результате чётко спланированной и осуществленной операции, переодевшись в немецкую форму и изображая из себя проверяющих, захватили архив школы со списками всех её бывших курсантов, а также взяли в плен и вывезли за линию фронта заместителя начальника школы, коллаборациониста Лашкова-Гурьянова. Об этих событиях в советские годы написаны две книги – повесть Юрия Германа "Операция С Новым годом!" и воспоминания Георгия Пяткина "Крах "Цеппелина". Есть также художественный фильм по мотивам этих событий – "Проверки на дорогах" (режиссёр Алексей Герман). Здесь же снимался фильм Ю. Германа "Операция С Новым Годом" (1960 года).

На фото: ухоженный двор в Тайлово

Затем наша экспедиция двинулась вдоль линии обороны немцев "Мариенбург", укрепления которой тянулись от Псковского озера по реке Обдех через Изборск, Кошельки, Паниковичи до латышского города Алуксне (немецкое название – Мариенбург). Немецкие траншеи до сих пор видны на холмах справа от дороги на Печоры между деревнями Кудина гора и Гверстонь. Немцы держали здесь оборону с 23 июля по 9 августа 1944 года.

 

Ребята получили массу информации о боях 1944 года, а также краткий рассказ об истории Талабских островов, об их уникальной природе, о местных духовных святынях, известных на всю Россию, и об истории Белого движения в Псковском крае, тесно связанной с этими местами.

 

За патриотическими разговорами мы прибыли в деревню Тайлово (от слова "стойло", это место выгона печорского скота). Здесь находится очень уютный Никольский храм (1697 год), который поставлен по обету крестьянином Василием Ивановым. Это был первый наш храм в честь святителя Николая, который мы посетили в день празднования Великого Чудотворца. Вокруг храма раскинулось живописное кладбище и уютная деревушка.

На фото: Никольский храм в Тайлово

Кладбище вокруг храма, на котором похоронены в основном сето, но есть и русские люди, в том числе оставившие свой след в истории Печорского края. Настоятель храма в 1905-1917 гг. – Карп (Карл) Фёдорович Устав (просветитель народа сето). Свободно говорил на немецком, английском, русском и эстонском языках. Играл на скрипке и фортепиано, писал стихи. Эстонец. Издавал газету "Петсери постимеес" ("Печорский почтальон") на эстонском языке, руководил печорским обществом трезвости "Сеятель" и просветительным обществом, открыл в Печорах в 1905 году эстонское училище с 4-х классным образованием, в 1913 году – земскую школу в Тайлово.

На фото: вид на древний иконостас в Тайлово

С 1917 по 1922 год – настоятель отец Василий Рудаков, похоронен возле храма. Его сын – полковник русской армии Николай Рудаков, участник Первой мировой войны и Белого движения, умер в 1920 году в возрасте 30 лет от ран, похоронен рядом с отцом.

 

Следующей нашей остановкой стало село Залесье с храмом Святой Троицы (1791 года), который был построен на средства местного помещика Плещеева. Это был русско-сетусский приход. Местными жителями здесь содержалась богадельня. Храм построен в архитектурном стиле провинциального классицизма из известняковой плиты и красного кирпича. В нём сохранился удивительной красоты резной деревянный иконостас того же времени в стиле барокко. Храм сильно пострадал во время советско-эстонской войны в 1919 году. Был отремонтирован в 1922-1923 годах на средства эстонского правительства. Престолов в храме два: в честь Троицы и в честь святых Флора и Лавра.

На фото: экскурсия Д. Беляева

Возле храма – могила Николая Златинского, инженера, общественного деятеля города Печоры, убеждённого русского национал-патриота, умершего в 2003 году. В 90-е годы ХХ века Николай Златинский на свои средства издавал в Печорах русскую патриотическую газету "Знамение времени", являлся инициатором создания и бессменным руководителем Печорского общества беспартийных русских. Его главным девизом было слово классика: "Каждый может сметь своё суждение иметь".

На фото: храм Святой Троицы в Залесье

В 20-е годы ХХ века в Залесье существовало Залесское русское культурно-просветительное общество. Его организатор – священник Троицкой церкви Михаил Гривский. Цель – просветительная работа среди местного населения. Общество было членом Союза русских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии. Были свои Устав и правление. В обществе работали 4 кружка – певческий (руководил священник), музыкальный (оркестр), любителей книги с библиотекой, артистический. Затем добавился с/х кружок. В 1933 году – молодёжный кружок для проведения литературных чтений, модных тогда "судов" над литературными героями.

На фото: вид на иконостас в Залесье

Далее наш путь шёл через Паниковский Крест (лагерь военнопленных) в селе Паниковичи, где находится второй на нашем пути храм Святителя Николы. Первый храм на этом месте был построен игуменом Печорского монастыря Корнилием в XVI веке. По преданию именно он поставил первый православный храм и пять деревень в этих местах. Здесь тогда жили русские, латыши и сето.

На фото: храм Святителя Николая в Паниковичах

Здесь же находятся остатки дворянской усадьбы XIX - начала XX вв. Её владелец – Вильгельм Гугович Петерсон, член Псковского Археологического общества. Сохранились парк и многочисленные хозяйственные постройки в основном из дикого камня. Старый Никольский храм был построен в 1877 году на средства местного помещика Казимира Богушевского. Церковь пострадала во время советско-эстонской войны в 1919 году. В 1924 году церковь отремонтирована на средства эстонского правительства. Сгорела в 1944 году. Сейчас в посёлке два православных храма – каменный (строится) и деревянный (перестроенная в советские годы бывшая церковная сторожка).

 

Два кладбища, на которых есть захоронения времён Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн. В соседней деревне Шумилово сохранилась каменная ветряная мельница дореволюционной постройки (1879). Посетивший в середине ХIХ века Печорский край русский этнограф Якушин оставил воспоминания – "Путевые записки из Псковской губернии". Описывая, в частности, посёлок Паниковичи, он восторгается его чистотой, восклицает: "Чувствуется приближение Остзейского края!".

На фото: руины усадьбы в Паниковичах

Каменные постройки из валунов (дикого камня), характерные для Эстонии, Латвии и Восточной Пруссии, повсеместно встречаются здесь. Это связано с традициями данной местности. На полях было много камней - валунов, и было много мастеров - каменщиков, умевших "рвать" дикий камень (крупный) и "сбивать пупки" с мелких камней.

 

В 20-е годы ХХ века в Паниковичах организован хор культурно-просветительного общества "Ручеёк" - 45 человек, при нём – оркестр русских народных инструментов. Руководил А. В. Барсов.

 

В 1941 году священником Паниковской церкви был отец Василий Великотный, "прославившийся" своим письмом в газету "Советская Эстония", в котором публично отказывался от священнического сана, заявлял, что стал священником по недоразумению, и изъявлял желание строить социализм вместе со всем советским народом.

На фото: вид внутри кирхи в Лаврах

Постояв на праздничной службе в Никольском храме, мы двинулись дальше, и следующей нашей остановкой стал посёлок Лавры. Здесь жили русские, латыши и эстонцы. Массовое переселение на эти земли латышей было после 1865 года (отмена крепостного права). До революции здесь была усадьба (мыза), принадлежавшая Петру Зарри, которая называлась Лаура. По названию усадьбы затем назвали и весь разросшийся после 1860-х годов посёлок.  Во второй половине ХIХ века для местных лютеран – латышей, эстонцев и русских - построена кирха, в которой был орган. Богослужения и органные концерты в кирхе совершались до 1940 года. Далеко за пределами Печорского края славился местный лён – основной источник дохода местных жителей. Дважды в месяц в Лаврах проходили ярмарки – 10-го и 25-го числа. Старожилы вспоминают, что ещё в 1940 году на ярмарки в Лавры приезжали коммерсанты из Швеции и Англии закупать местный лён.

На фото: вид на кирху в Лаврах

В 30-х годах ХХ века (когда в Советской России был голод и хаос), в Лаврах было 2 крупных магазина, принадлежавшие местным коммерсантам Безе и Аугсткальну, 6 мелких магазинов, 1 книжный, 1 парфюмерный, больница с акушерским пунктом, аптека, 2 чайных (кафе), 3 ресторана, почта, 2 оркестра – духовой и народных инструментов, любительский театр. Театр репетировал и ставил спектакли под открытым небом в местном парке, где стояли скамейки, были клумбы и дорожки. Там же проходили танцы, концерты, балы и вечера, выступали оркестры.

 

В 20-х – 30-х годах ХХ века в Лаврах функционировало общество "Просвещение и культура", инициаторами создания которого были Безе и Аугсткальн. По инициативе общества создавались школы, библиотеки, проводились различные культурные мероприятия. Все кончилось в 1940 году после присоединения Эстонии, а с ней и Печорского края, к СССР. Ярмарки больше не проводились, парки постепенно заросли, русские общества были закрыты, их активисты арестованы. Многие из них были расстреляны или умерли в сталинских лагерях.

На фото: наши экскурсоводы в Сигово

Был в Лаврах и деревянный православный храм (построен в 1790 году на средства залесского помещика Василия Степановича Плещеева), который сгорел в 1944 году. Нынешняя Николо-Трифоновская церковь – перестроенная в 60-е годы ХХ века церковная сторожка. В престоле храма – частица мощей святого мученика Трифона.

На фото: каменный сетусский колодец

Последней нашей точкой в экспедиции стала деревня Сигово (Радая). Музей - усадьба народа сето. Нас принимала хранитель музея, этническая сето, Эне Семеновна Лыйв. Дом, где расположен музей, построен в 1906 году. До размещения в нём музея он принадлежал сетусской семье Кюлаотс. Замкнутое пространство внутреннего двора, это характерно для сето и для всего Печорского края. Хозяйственные постройки относятся к 1899 году.

На фото: экскурсия в Сигово

Лён – один из основных источников дохода. Пюхасерятт – домотканые Боговы полотенца. Сетусское пиво (очень крепкое) и самогон на дубовой коре. Нам сделали захватывающую экскурсию по усадьбе. Рассказали о культуре и традициях.

На фото: так переодели наших молодых краеведов

Одели одну красивую нашу пару в народные костюмы и научили сетусскому ткачеству. Кстати, во вторник после праздника Святой Троицы (14 июня), в селе Сигово будет проходить праздник, на который приглашаются все желающие. Главное требование к гостям – знание народных русских или сетусских песен.

На фото: мастер-класс по ткачеству

День был проведён в высшей степени удивительно. Потрясла ещё раз наша, теперь приграничная Псковская земля, а также неизвестные факты её истории. Дмитрий Беляев был не только знатоком истории печорского края, но и занимательным собеседником и учтивым экскурсоводом. Вот так бы и следовало проводить истинные экскурсии для людей, а не каноно-зазубренную тягомотину, которую дают некоторые горе-экскурсоводы.

На фото: наша экспедиция в Сигово

На обратном пути, как обычно, велась богословская беседа на больные вопросы о Церкви, Боге и душе! Счастливые, напоенные, усталые, но довольные мы возвращались домой, а выходные заканчивались...

 

Андрей Спиридонов, специально для Псковского агентства информации.

Андрей Таскаев
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...