Путешествие четвёртое: имение Патриарха и чудеса
Если вы когда-нибудь были в Острове или проезжали мимо по трассе, то точно видели возвышающиеся над рекой Великой золотые купола. Это главный собор Спасо-Казанского женского монастыря. В народе его называют Симанским, поскольку основал обитель в 1897 году Владимир Симанский — прадед Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I.
Сначала, в 1838 году, он построил в своём имении церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, а в 1896 году его сын, брат деда Алексия I Павел Владимирович Симанский пожертвовал земли и храм, а также дал начальный капитал для устройства женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. Сам благотворитель переехал в небольшой домик, где и прожил до конца дней своих. Торжественное открытие обители состоялось 17 августа 1897 года. А потом была революция, и монастырь закрыли. Его возрождение началось только в 2003 году. Начала этот процесс и активно ведёт его по сей день настоятельница монастыря матушка Маркелла. Именно она принимала нашу туристическую группу в обители и устроила для нас целую экскурсию, за что ей огромное спасибо.
Честно говоря, матушка Маркелла очень меня впечатлила. В жизни (я имею ввиду в миру) очень редко встречаются такие люди, при общении с которыми становится тепло и хорошо на душе. А ещё кажется, что проблемы, если они и были, то остались где-то там, далеко-далеко, и решить их ничего не стоит. При этом понимаешь, что только очень сильный духом человек смог бы за столь короткий срок поднять из руин целый монастырь. Честно, положительных эмоций от встречи с матушкой Маркеллой осталось очень-очень много, но, как оказалось, описать их словами не получается.
Но, вернёмся к монастырю. Настоятельница рассказала, что Симанские состояли в родстве с многими дворянскими родами, в том числе с Пушкиными. Первое их имение было именно островское. Симанские имели переправу через Великую, постоялый двор. Все царские особы останавливались именно у них. А ещё у Симанских была своя оранжерея, и дети встречали царских особ персиками. Матушка Маркелла собирается возродить эту традицию и построить оранжерею, тем более что при наличии газового отопления это становится вполне воплотимой затеей. А ещё у Симанских в имении была часовня Флора и Лавра.
К моменту начала восстановления от монастыря почти ничего не осталось — от ограды сохранились только ворота, в разрушающихся кельях жили, как их называет матушка Маркелла, бомжики, от главного храма был только остов, а вся территория превратилась в помойку. "Мне два года пришлось с бомжиками по соседству жить", - вспоминает настоятельница монастыря.
Перед началом восстановительных работ всех обитателей территории бывшего монастыря расселили. Одним из первых новую жизнь получило здание, построенное в 1904 году, в котором ныне располагаются кельи. По словам матушки Маркеллы, дома в таком состоянии, в котором был этот, обычно сносят, но тут пошли по другому пути — заменили фундамент, поставили 64 новых оконных блока, поменяли крышу и обшивку здания. А ещё оказалось, что прямо у стен обители проходят газовые трубы, что позволило без особых проблем обеспечить монастырь газовым отоплением, но и печки в зданиях матушка Маркелла сохранила, есть и горячая вода. В здании, где размещаются кельи, есть несколько квартир для старушек, за ними ухаживает женщина, которая пришла в монастырь просить о помощи после того, как прошла лечение от онкологии и осталась без работы. "Я ей говорю: "Давай, ты будешь такая больная ухаживать за здоровыми бабушками, а Господь тебе даст здоровья". Вот уже 6 лет ухаживает, и здоровье Господь даёт. Господь же добрый, всевидящий", - рассказала матушка Маркелла.
Ещё во время восстановления отыскался старинный погреб. Он был засыпан, но его расчистили, оштукатурили и теперь там хранятся продукты. Кстати, многое сёстры выращивают сами на подворье монастыря, которое находится в 15 километрах от Острова. Там есть старое кладбище, восстанавливается храм, которому уже более 500 лет, построен дом для священника, имеется 30 гектаров земли, где и выращивают овощи, сеют овёс, рожь, а ещё на подворье живут 6 коров и курицы. К слову, матушка Маркелла ввела традицию, и каждый день у стен монастыря в Острове кормят "алкоголичков". "У меня часто спрашивают: Зачем ты их кормишь?. А я отвечаю: Родные мои, алкоголички - это наш золотой запас. Пока мы кормим немощных, Господь нам будет посылать средства. Такая вот связь", - рассказала настоятельница. А ещё она непременно всех гостей сначала усаживает за стол и только потом все вопросы обсуждает. Так и наш визит начался с вкусного постного завтрака.
У монастыря две трапезные, в одной из них висит огромный портрет Алексия I, который обители подарили в Троице-Сергиевской лавре. В планах матушки Маркеллы открыть музей, где будут храниться документы, связанные с Патриархом, его письма, фотографии.
Сейчас в монастыре действуют два храма, правда, в одном из них ещё завершаются отделочные работы. Первым в обители отстроили деревянную церковь в честь Иоанна Кронштадтского — духовника Павла Симанского (я в самом начале о нём рассказывала). В монастырь приехал митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, начертил алтарь и на этом месте поставили небольшой храм, а потом к нему пристроили звонницу. Первая служба в этой церкви прошла в 2005 году.
В нём хранится самая старинная в монастыре икона 1579 года. Это список чудотворной иконы Божией Матери, явленной в Казани. Этот образ особо почитал род Симанских, и именно эта икона единственная уцелела после закрытия и разорения монастыря в начале прошлого века. По словам матушки Маркеллы, икона чудотворная и у неё не раз исцелялись люди. Одна из таких историй произошла на вставке в Нижнем Новгороде. Когда экспозиция открылась, к иконе пришла женщина с повязкой на больных глазах, а через неделю эта женщина пришла на выставку уже совершенно здоровым человеком. "Казанская Божия матерь — она от глазных болезней исцеляет, она вообще помощница во всех домашних делах", - отметила настоятельница обители. В иконе раньше лежало много подарков от тех, кого она исцелила, но однажды какой-то, мягко говоря, нехороший человек сорвал их и пытался скрыться. Вора поймали, но решили подаренные иконе вещи убрать.
Есть в этом храме и ещё одна ценность - епитрахиль Иоанна Кронштадтского. Она тоже исцеляет, в частности, от пьянства. Ещё одно чудо — это выполненная на металле икона Казанской Божией Матери. Она попала в монастырь почти случайно: однажды матушке Маркелле позвонили незнакомые люди и рассказали, что купили дом в Плюссе, стали там наводить порядок и в сарае нашли подвал, крышкой в котором оказалась металлическая икона. "Она была вся в грибке, плесени. Мы её забрали, отслужили молебен, под колокола её в монастырь внесли, и она сама обновляться стала. А сейчас её на выставку в Москву увезли. Я ей говорю: "Матушка Небесная, ты наша покровительница — поехали в Москву". И вот сейчас она там, пусть народ видит", - сказала настоятельница обители.
На выставках монастырь собирает средства для восстановления. Возили раньше по стране и икону 1579 года, но на ней появилась небольшая трещинка и теперь образ постоянно находится в монастыре. "Нам средств не хватает, вот и ездим на выставки. Там даём информацию о монастыре, собираем пожертвования, требы разные", - пояснила настоятельница.
В 2004 году в монастыре началось строительство каменного храма Спаса Нерукотворного Образа, того самого, который венчают золотые купола. Он очень большой, очень светлый и красивый. Первые службы в нём уже прошли, а вот отделочные работы ещё ведутся: осталось уложить на пол плитку.
А вот то, как появились золотые купола, вообще отдельная история, которую нам тоже рассказала матушка Маркелла: "Я к золоту всегда очень спокойно относилась, а тут хожу, смотрю, и прямо очень хочется, чтобы купола золотыми были. Мне так хотелось, чтобы слава Божия воссияла из этой помойки. Говорю: "Господи, ну покажи ты свою силу, свою мощь, свою красоту". Так хожу и молюсь. Однажды приехала на могилку к отцу Николаю на остров Залита - я там часто бываю, именно он меня на монашество благословил — встала я на колени и говорю: "Батюшка, хочу золотые купола". Хотите - верьте, хотите - нет. На кладбище стоит мужчина и внимательно на меня смотрит. Поднялась с колен, направилась к выходу, а он подошёл и сказал, что давно меня искал, потому что духовник благословил его помочь нашему монастырю. Он спросил, какая нам нужна помощь, а я человек скромный, вот и попросила золотые купола". В общем, на следующий день этот чудесно появившийся благотворитель приехал в Остров в монастырь, где к тому моменту на восстановлении трудились 60 человек, которым нечем было заплатить за работу. Мужчина тут же дал настоятельнице 500 тысяч рублей, она раздала зарплату, а ещё вручил прайс-лист и контакты завода в Волгодонске. Потом оттуда приехали специалисты, составили смету, оказалось, что на всё про всё надо 5 миллионов рублей плюс оплатить доставку золотых лепестков, из которых впоследствии собрали купол. Чудо-благотворитель сначала дал 2,5 миллиона, потом заплатил и оставшуюся сумму, а доставку профинансировал отец Иоанн (Миронов), который служит в Шабанах, необходимую сумму он собрал в Петербурге. Из Северной же столицы совершенно бесплатно пригнали кран для создания купола.
Знаете, что удивительно: когда светит солнце, на самом большом куполе появляется как будто бы золотая цепочка. Мы на неё обратили внимание, ещё подъезжая к обители. "А я говорю, что это владыкина митра", - поделилась матушка Маркелла.
Ещё одно стечение обстоятельств помогло украсить золотые купола храма золотыми же крестами. Однажды в обитель приехала женщина из Москвы, она привезла сюда свою побитую богатым сожителем подругу. Москвичка на месяц осталась в монастыре, "раны зализала и опять позвонила своему обидчику". Тот приехал в Остров, матушка Маркелла поговорила с одной и второй половинками, и они отправились домой. А через какое-то время женщина позвонила и сказала, что её мужчина хочет сделать монастырю подарок. Тогда настоятельница попросила купить золотые кресты, что пара и сделала. "Вот так нам голову народ и украсил, а остальное мы сами по крупиночкам собираем и делаем", - завершила историю матушка Маркелла.
Ещё в монастыре есть источник с освящённой водой и много-много клумб. Сейчас там, наверное, уже вовсю цветут тюльпаны, а летом матушка Маркелла обещает всех поразить обилием цветущих лилий. И, конечно же, приглашает всех на Пасхальную службу, которая будет совсем скоро — в ночь на 24 апреля.
Вообще, на этом наша туристическая группа не планировала заканчивать путешествие по Островскому району, поскольку пока мы побывали только в самом городе Острове, а ведь ещё нужно увидеть прославленную базу "Юность", легендарную Линию Сталина, монумент в память о Тимуре Апакидзе и много-много чего другого. Мы снова отправимся в Островский район в начале мая, а это значит, что …
Продолжение следует...
Лена Лешкина.