Псковская пустынь
26 марта участники проекта "Псковская земля" двинулись в один из уголков псковского православия – Никандрову пустынь. Напомню тем, кто не знает, что это новый богословско-краеведческий проект для молодёжи, который осуществляется при поддержке комитета по физкультуре, спорту и делам молодёжи города Пскова, Псковского Молодёжного Центра и православно-краеведческого клуба "Градар", и предназначен для тех, кто делает первые шаги в познании истории своего края. Дело в том, что историю Псковщины невозможно изучать без познания культуры Православия, для этого ребятам наряду с историей объясняют православные догматы, обряды, да и просто поясняют, зачем нужно было псковичам сохранять православие. Проект уже посетил Остров, Крыпецкий и Симанский монастыри, а теперь мы направились в единственное место на Псковщине, именуемое пустынью.
По сложившейся традиции, в 9:00 в субботу мы встретились на площади перед псковским педагогическим университетом. Устроившись в автобусе, молодые люди, полные сил и оптимизма, решили брать новые знания... музыкой в наушниках! Но по мере приближения к цели нашего путешествия мобильная связь исчезла, сигналы радиостанций стали слишком слабыми и молодёжь примкнула к разговору, который завязался с более продвинутыми участниками поездки. Дискуссия развернулась вокруг Великого Поста и всем, что с ним связано. Ближе к монастырю разговор зашёл о преподобном Никандре, псковском пустынножителе.
Преподобный Никандр (в миру Никон) родился в 1507 году в селе Виделебье. С детства он тянулся к образованию для изучения Священного Писания. После смерти отца Никон в 17 лет с матерью раздал имение. Мать ушла в монастырь, а сам преподобный отправился на поклонение святым местам Псковской земли.
Поклонившись святыням, Никандр поступил на службу к псковскому купцу Филиппу, где обучался грамоте у одного диакона. Спустя некоторое время, познав Божественную Премудрость, преподобный захотел иноческой жизни. Перед его взором всегда был прославленный односельчанин, основатель пустынножительства на псковской земле – преподобный Евфросин (основатель Спасо-Елеазаровского монастыря).
Однажды, в храме Богоявления, преподобный услышал голос, повелевающий идти в пустынное место. Выйдя из храма, Никандр встретил блаженного Николая, который укрепил и благословил преподобного на подвиги. Подвижник вместе с собратом Федором ушёл в непроходимые леса на реку Демьянку в Порховском уезде. Через 15 лет (в возрасте 30-35 лет) они ушли в Крыпецкий монастырь, где вместе со своим господином – купцом Филиппом - приняли монашеский постриг. Вскоре Никон (в монашестве Никандр) один вернулся на речку Демьянку.
Прожив около 30 лет в пустыни, Бог явил преподобного миру. К нему стали стекаться множество людей за утешением и советом. Никандр завещал похоронить себя на месте подвигов и предрёк, что это произойдёт при нашествии врага на Псковские земли, а на его могиле будет построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Скончался преподобный Никандр в сентябре 1581 года, когда войска Стефана Батория подошли к Пскову. Несмотря на это, на погребение собралось множество народа.
Через 3 года после кончины святого на эти места пришёл монах Исаия – первый строитель обители. Собралась братия, и Владыка Новгородский Александр рукоположил Исаию в игумены и освятил Благовещенский храм. Монастырь отличался скудностью и строгостью устава. Известен случай при литовском нашествии (1650 года), когда отряд, думая поживиться в монастыре, не только не смог найти ничего ценного, но даже не утолил своего голода.
В конце XVII века, благодаря заботе царя Алексея Михайловича, монастырь стал обширнее и богаче. Был построен каменный Благовещенский Собор, куда перенесли мощи прп. Никандра, найденные и освидетельствованные при строительстве. После введения штатов монастырь был выведен за штат и оставлен на собственном содержании. Благодаря сенатору и действительному тайному советнику Н. П. Шереметьеву, а в XVIII веке Императору Павлу I, обитель оставалась довольно крепкой и обширной. Были построены дополнительные храмы, больничный корпус, гостиница для паломников и замечательная колокольня с часами.
В 1919 году монастырь официально был упразднён, но благодаря архимандриту Владимиру (Гигантову) на территории монастыря была зарегистрирована "трудовая коммуна", и монастырь продолжил своё существование ещё до 1928 года (по отчётам 1925 года "Благовещенская коммуна" была признана губисполкомом "образцовой" в Псковской области). Вскоре обитель была разгромлена, а часы и колокол установлены на Доме Советов в Пскове (до сих пор часы и колокол находятся на здании областной администрации).
К 1970-ым годам монастырь полностью зарос лесом. В 2001 году усилиями сотрудников Порховского музея, журналистов газеты "Новости Пскова" и общественности был создан попечительский совет по восстановлению обители. С 2003 года наместником монастыря назначили игумена Спиридона (Иващенко). В 2004 году возрождён Крестный ход в Порхов, а в 2010 году полностью восстановлен Благовещенский Собор. До сих пор в обители действуют пять целебных святых источников.
Из истории мы поняли, что Никандр – единственный святой на Псковщине, который не основывал монастыря. На месте его подвигов позже возник монастырь, да и тот был до XVIII века настоящей пустынькой (пустынное, труднопроходимое или недоступное место).
Поездка совпала с церковным событием – Родительской субботой, о смысле этого действа мы тоже получили знания. Поэтому, когда группа приехала в монастырь, мы все захотели побыть на службе и помолиться каждый за свой РОД. Позже, к великой радости, нам открыли новопостроенный Благовещенский собор и показали место, где раньше находилась гробница с мощами преподобного Никандра (мощи преподобного до сих пор не найдены).
То, что мы увидели в обители, превзошло все ожидания. На месте некогда уничтоженного и заросшего лесом монастыря мы ожидали увидеть руины. Но то, что предстало перед нашим взором, не было похоже на "пустынное место". К слову, первое, что мы посетили – туалет на стоянке – был по "лесным" меркам трёхзвёздочным (таких и в Пскове не найдёшь)! И чем дальше - тем всё больше было открытий. Ребята просто забыли о том, что находятся в "труднодоступных, непроходимых" болотах.
Прекрасные братские корпуса, трапезная и хоздвор, два деревянных храма и каменный Благовещенский Собор, пять целебных источников с деревянными часовенками (один из них радоновый) и идеально ровные пять дорог, общей протяженностью 10 километров. Такое кто-нибудь может себе представить? В 15 километрах от "цивилизации", в пустынном месте, возникло идеальное место проживания для людей!
Под конец поездки некоторые из нас искупались в источниках, а потом всех ждал приятный обед от наместника – игумена Спиридона. Таких вкусных грибов никто никогда не пробовал! Время заканчивалось, и нужно было возвращаться. Обратная дорога, по обычаю, была "скрашена" богословской беседой. В ней можно было узнать о степенях иерархии священства и том, как их различать, о таинствах церкви и их смысле, о важности духовного роста и вообще о том, зачем быть верующим.
Накормленные и напоенные мы возвращались домой, а выходные только начинались…
Андрей Спиридонов, специально для Псковского агентства информации.