Святитель, учёный, лингвист и придворный учитель
Множество Архиереев управляло Псковской епархией на протяжении славной истории Псковщины. Большинство из них не оставило в истории Пскова, тем более России, никакого следа. Да и нужно ли ждать оценки истории для церковных деятелей? Оценку им даст Сам Господь! Но были в нашей истории отдельные Владыки, которые оставляли немалый след и в Пскове, и в России. История, а это люди, их оценила, а единицы из них уже оценил и Сам Господь. Божия оценка видна в чудесах и исцелениях, которые совершаются от гробниц таких святителей! О таком Псковском Владыке, управлявшим епархией в 1745 – 1754 годах и хотелось бы вам поведать. (В этот понедельник, 7 марта 2011 года, исполняется 257 лет со дня его кончины).
Святитель Симон (Тодорский – сын Феодора), в миру Симеон, родился в 1700 году в Малороссии. Помимо Симеона из семьи казака Фёдора пошли по церковной стезе сестра Иустина (игуменья Киевского Флоровского монастыря) и племянник Алексей (архимандрит Павло-Георгиевского монастыря, впоследствии Владыка Анатолий - епископ Милитийский).
В 17 лет Симеон поступает в Киевскую семинарию, затем до 1726 года учится в Киевской академии. По окончании он отправляется за границу, где учится сначала в Галльском университете в Германии, затем заканчивает своё образование в Иенском университете. Симеон становится специалистом древне-восточных языков: греческого, еврейского, сирского, халдейского и арийского. В 1730 году, как замечательный лингвист своего времени, Симеон был определён в Киевскую академию на должность преподавателя греческого и еврейского языков. Со временем он делается настоящим основателем библейской экзегетики или толкования Священного Писания и филологии в России.
С 1738 года Святитель Рафаил (Забровский) митрополит Киевский открывает в Академии филологический факультет для изучения древних языков. Симеон назначается первым ординарным профессором (сам он подписывался lingarum orientalium professor ordinarius). Со временем Симеон создаёт учебник по грамматике греческого языка, по которому будут преподавать в Российских академиях ещё несколько столетий. Этот учебник будет выпущен в 1814 году митрополитом Варлаамом Лящевским – учеником и преемником профессора Симеона. Сам Варлаам, обращаясь к ученикам, говорил о Симеоне: "…имей его перед очами, следуй по его стопам российское греколюбивое юношество".
В 1740 году Тодорский принимает монашество с именем Симон. Митрополит Киевский Рафаил настолько уверен в прекрасных умственных и нравственных качествах Симона, что рекомендует его в законоучители и воспитатели тогдашнему наследнику – Петру III и его супруге Екатерине. В 1742 году Симон переезжает ко Двору, где кроме воспитателя, на него ложится новая обязанность – придворного проповедника. Любовь к России, преданность национальным интересам, которые отпечатывались в его проповедях, а также добросовестное исполнение обязанностей, высокая нравственность и прекрасные качества души – всё это послужило для Симона благосклонностью императрицы Елизаветы Фёдоровны. Расположение императрицы позволяло Тодорскому иметь огромное влияние, и он мог оказывать поддержку и помощь многим нуждавшимся. Так А. С. Князев пишет: "К нему обращались и православные, и иностранцы, и близкие, и дальние, и учёные, и простецы…и взрослые, и малые".
В 1743 году Симона назначают членом Священного Синода и производят в архимандриты Костромского Ипатьевского монастыря. Вскоре снова понадобились уникальные лингвистические знания профессора Симона. Помимо придворного законоучителя и проповедника архимандрита Симона приглашают к участию в исправлении славянской Библии. За год, к январю 1744 года, была закончена книга Бытия, но не всегда у него была возможность присутствовать при переводе, так как "…должность имеет всякий день по утру быть при Его Императорском Высочестве… для учения…". В течение ещё 1744 года архимандрит Симон принимает участие в проверке Библии совместно с Владыками: Платоном Крутицким, Амвросием Новгородским, Илларионом Чудовским, Иосифом Московским.
В 1745 году в присутствии Императрицы архимандрита Симона возводят в епископа Костромского и Галицкого. Владыка Симон снова при Дворе и остаётся членом Священного Синода. Епархией он управляет заочно, через указы и письменные распоряжения. Не проходит и полгода как его переводят на Псковскую кафедру, здесь он будет трудиться до самой своей кончины. Тот факт, что Владыку Симона – прекрасного учёного-лингвиста, создателя филологического факультета в России, члена Священного Синода, придворного законоучителя и проповедника, члена совета по исправлении Библии переводят и оставляют в Псковской епархии, говорит о высоком статусе нашей области среди Российских губерний того времени!
В Пскове Владыка Симон, по возможности не оставляя обязанностей при Дворе, начинает бурную деятельность. Первое, чем озаботился Тодорский, было образование в епархии, заботы о семинарии (открытой предшественником и покровителем митрополитом Рафаилом Заборовским), о также назначение катехизаторов для народа и наставников для принимающих степени священства. Владыка требовал, чтобы в священство шли люди в высшей степени образованные, а в народе боролись с невежеством и суеверием. Из другого рода дел можно назвать построение и обновление псковских храмов. Так, заботой Тодорского вновь была сделана и освящена им на первом этаже Троицкого Собора церковь Святой Равноапостольной княгини Ольги Российской. Из записок митрополита Евгения (Болховитиного) следует, что владыка Симон "…обновил и украсил исстари запустевшие в Довмонтовой стене, приписанные к архиерейскому дому, церкви Дмитриевскую, Воскресенскую, Софийскую, Георгиевскую…". Эти заботы говорят о том, что Владыка глубоко понимал, в каком историческом городе он находится, и ценил культурное и духовное наследие, оставленное древними псковичами.
В 1753 году владыка заболел и был уволен из Синода "…для пребывания в своей епархии до полного излечения его". В ночь с 21 на 22 февраля по старому стилю (с 6 на 7 марта по новому) "…Преосвященный Симон (Тодорский) архиепископ Псковский и Нарвский…от сего временного жития преставился, тело его… положено в Соборной Первопрестольной Троицкой Церкви". Владыка Симон всей своей жизнью и трудами показал уникальную возможность соединения учёного мужа и ревностного священнослужителя. Светлый, правильно образованный, свободный от уклонения в односторонности ум освящал все его дела и очаровывал не только простых и доверчивых учеников, но и изысканных ученых мужей и коронованных особ.
После его кончины к склепу, где он был положен (усыпальница на 1-ом этаже Троицкого Собора) стали стекаться вначале псковичи, а после множества чудес, и люди с других городов. По свидетельству духовенства Собора, которые завели специальную книгу для записи исцелений, каждый день на его могилу приходили люди и просили совершать заупокойные панихиды. К концу 19 века скопилось огромное количество засвидетельствованных чудес и исцелений, и многие были убеждены в святости Симона Тодорского. В 1853 году архиепископ Платон Псковский и Рижский докладывает в Св. Синод о повреждении склепа Владыки Симона "…чествование его сделалось подлинным с 1842 года и до этого времени засвидетельствовано 16 исцелений…из-за обычая паломников отламывать кусочки от склепа на память…образовались трещены в склепе…", а дальше идеть свидетельство НЕТЛЕНИЯ МОЩЕЙ Симона Тодорского (хотя прошло 100 лет): "…через щели виден гробик…лик покрыт воздухом…рука обнажена и нетленна, да и все облачение не истлевши…".
Псковские епархиальные ведомости в 1899 году сообщают об огромном почитании могилы Тодорского среди народа и молвы о скором освидетельствовании и прославлении Псковского Святителя, а также традиции возлагать на его склеп платки для исцеления головных болезней. Также Владыка замечен в исцелении детских болезней. К сожалению, прославления Владыки не последовало. XX век принёс большие потрясения для России и уничтожение Русской Церкви и культуры. В 1940-50 годах, когда шёл ремонт в Троицком Соборе, как свидетельствовал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): "…я своими руками заделывал склеп, но мощей Владыки Симона уже не было…скорее всего, они были спрятаны, или в революционные годы, или Русской Миссией…но и тогда шли непрестанные панихиды на месте его захоронения…это место святое и его нужно почитать, ведь мощей святого Иоанна Кронштадтского так же нет под склепом, а чудеса исцелений происходят".
В наше время готов огромный материал для прославления Владыки Псковского Симона (Тодорского), остаётся только волевое решение священноначалия и почитание в народе, но, к сожалению, для почитания народа сейчас нет доступа псковичей к склепу святителя. Надеюсь, что если будет возрождаться Русская культура, Псков обретёт нового Небесного Покровителя!
Андрей Спиридонов.