Путешествие третье: подлинное Лукоморье и храм из именных кирпичей
Ну-с, поехали. Первую остановку в своём путешествии по Дедовичскому району наша туристическая группа сделала в Вышегороде. Чтобы добраться до этого места из Дедовичей, нужно вернуться на трассу, которая идёт из Порхова в Великие Луки, то есть проехать порядка 13 километров до развилки. Оттуда следовать в сторону Великих Лук около 25 километров до деревни Пожеревицы, а там, следуя указателю, повернуть направо и двигаться ещё 12 километров до Вышегорода.
Дорога упирается в гору. По причине слишком снежной зимы мы оставили автомобиль у подножия и продолжили путь пешком. Летом, как говорят, можно проехать почти до вершины горы. Ах, да, совсем забыла рассказать о цели нашего приезда в это место. Путь мы проделали, чтобы увидеть храм Архистратига Михаила, стоящий на самой вершине горы. Но об этом чуть позже....
Начать хочется с объявления благодарности директору благотворительного фонда "Возрождения храма Архистратига Михаила д. Вышегород" Алексею Русакову, который помог нам в организации поездки в Дедовичский район, а также выступил в роли нашего экскурсовода и кладезя легенд о районе.
Так вот, пока мы поднимались в гору, а путь, надо сказать, оказался не слишком близким особенно с учётом наличия снега по колено, Алексей рассказывал нам о местах вблизи Вышегорода. Оказывается, недалеко от этой деревни в селе Михалёво располагалось поместье друга Михаила Лермонтова Николая Бухарова. Надо сказать, что Лермонтов не только дружил с псковским помещиком, но и воспел его в своих стихах. Так вот, есть данные о том, что в гостях у Бухарова бывал сам Александр Пушкин. Он заезжал по пути в Михайловское. Более того, говорят, что Лукоморье и дуб с цепью золотой и кота учёного он увидел именно в Михалёво. Дело в том, что у Николая Бухарова был слепой отец, который очень любил отдыхать на небольшом полуострове на озере Локно, там рос огромный дуб, а рядом из камня был выдолблен как бы диван. Чтобы отец мог добираться до любимого места самостоятельно, Бухаров обозначил дорогу цепью. А теперь прочитаем заново пушкинские строки: У Лукоморья (полуостров на озере Локно) дуб зелёный (ну с дубом всё понятно), златая цепь (тут тоже всё очевидно, правда цепь вряд ли была золотой) на дубе том. И днём и ночью кот учёный (судя по всему, отец Бухарова) всё ходит по цепи кругом". Можно, конечно, всё это назвать просто красивой легендой, но, согласитесь, сильно похоже на правду. До наших дней сохранился каменный диван, который теперь зовут пушкинским камнем.
Николай Бухаров похоронен в Вышегороде в самом центре кладбища, что удивительно, поскольку обычно господ хранили ближе к храмам. Возможно, что место погребения связано с тем, как помещик закончил жизнь. Он сошёл с ума и был отправлен на лечение в Санкт-Петербург, где и скончался. Все были уверены, что Бухаров похоронен в Северной столице, а в 1992 году выяснилось, что помещик погребён на погосте в Вышегороде.
На Бухарове и Пушкине связи знаменитостей с окрестностями Вышегорода не заканчиваются. Недалеко от этой деревни находится гора Судома (как оказалось, ударение в этом названии падает на последний слог), на основе легенды о которой Лев Николаевич Толстой целую сказку написал. Она так и называется "Судома".
И так сказка: "В Псковской губернии, в Пороховском уезде, есть речка Судома, и на берегах этой речки есть две горы, друг против дружки. На одной горе был прежде городок Вышгород, на другой горе в прежние времена судились славяне. Старики рассказывают, что на этой горе в старину с неба висела цепь и, что кто был прав, тот до цепи доставал рукой, а кто был виноват, тот не мог достать. Один человек занял у другого деньги и отперся. Привели их обоих на гору Судому и велели доставать до цепи. Тот, кто давал деньги, поднял руку и сразу достал. Пришёл черёд виноватому доставать. Он не отпирался, а только отдал свой костыль подержать тому, с кем судился, чтобы ловчее было руками достать до цепи; протянул руки и достал. Тогда народ удивился: как, оба правы? А у виноватого костыль был пустой, и в костыле были запрятаны те самые деньги, в каких он отпирался. Когда он отдал в руки костыль с деньгами подержать тому, кому он должен был, он с костылем отдал и деньги, и потому достал цепь. Так он обманул всех. Но с тех пор цепь поднялась на небо и больше не спускалась. Так рассказывают старики".
Перейдём от сказок к реальности, то есть к самому Вышегороду. Когда-то давным-давно храмов в этой деревне было два: белый Богоявленский и красный Архистратига Михаила. В белый ходили простые смертные, а в красный - господа. Так вот, белый храм разорили, и до наших дней он не дожил, точнее, почти не дожил — развалины сохранились, но вот восстанавливать их, говорят, бесполезно.
С красным же храмом история совсем другая. Церковь Архистратига Михаила стоит по сей день, и раз в неделю в ней идут службы. Более того, храм возрождают. Но обо всём по порядку.
Когда мы, наконец-то, взобрались почти на вершину горы, у меня, как у особы впечатлительной, дар речи просто пропал: на вершине белой-белой от снега возвышенности стоял огромный красный храм, купола которого уходили куда-то ещё выше в небо. В общем, передать словами первое впечатление как-то очень сложно, нужно видеть всё своими глазами.
Церковь Архистратига Михаила оказалась "со всех сторон" уникальной. Во-первых, на каждом кирпиче, из которых она построена, "отпечатаны" три буквы: АПБ. Читать их следует как Александр Петрович Бибиков. Это сын Петра Ивановича Бибикова, который и затеял строительство храма-родовой усыпальницы. Стоит обратить внимание на то, что всё семейство Бибиковых было непростым: папа полковник, сын Александр — генерал-майор, Василий — генерал-лейтенант, а Николай — тайный советник.
Пётр Иванович сам руководил стройкой, а своим сыновьям раздавал задания. Александра он назначил ответственным за изготовление кирпичей. Завод был построен в главной усадьбе Бибиковых, которая находилась под горой в деревне Петрово. Церковь строили 10 лет — с 1863 по 1873 год, и, как гласит легенда, все эти годы жители окрестных деревень не ели яйца, а всё потому что раствор, на который клали кирпичи, был не на воде, а на яйцах.
Ещё одному сыну Пётр Иванович Бибиков поручил доставить карельский гранит для изготовления лестницы. Кстати, она очень необычная для псковских храмов, я бы даже сказала, что лестниц не одна, а две, и входов в храм раньше тоже было два — оба они вели в один и тот же коридорчик. Сейчас один вход заложен кирпичом, а посему и одна лестница не используется. Ну, а третьему сыну досталось доставка украшений и церковной утвари.
Судя по тому, что за всю историю своего существования храм полностью сохранился без каких-либо реставрационных работ, и Пётр Иванович Бибиков, и три его сына поработали на совесть. Даже деревянные двери и плиточные полы церкви дошли до наших времён в первозданном виде.
В храме есть летний и зимний приделы. Первый освящён в честь Архистратига Михаила, а второй — во имя Иоанна Крестителя. Летний придел мне показался богаче зимнего и уж точно просторней. А если встать в центре него и посмотреть наверх, то там можно увидеть уникальную роспись, которая уходит под самый купол и создаёт ощущение, что с голубого-голубого неба на тебя смотрят святые. К сожалению, фрески разрушаются, и им явно нужна реставрация.
В храме много икон, в том числе и тех, которым 100-150 лет. Причём один из таких ликов — икона Божией Матери, которая была написана 150 лет назад. Говорят, в солнечных лучах проявляются кружева на одежде. Но самая главная ценность церкви — это Плащаница. Она была создана ещё до революции и чудом дожила до наших дней. Вероятно, её кто-то хранил у себя дома, а в 1982 году Плащаница попала в храм Архистратига Михаила, где и находится по сей день. Сейчас она чуть ли не единственная в своём роде в России. Дело в том, что Плащаница выполнена не в плоскости, а сделана как кукла, если, конечно, так можно сказать (а, скорее всего, нельзя). А ещё она украшена драгоценными камнями: аметистом, соколиным глазом и другими. В праздник Успения Божией Матери Плащаницу обносят вокруг храма.
Под церковью есть родовой склеп Бибиковых, только вот сейчас могил там нет. История, как всегда, банальна. Александра Петровича Бибикова захоронили вместе с саблей, которая была украшена драгоценными камнями. Конечно же, могилу разграбили, саблю забрали, а останки выбросили под гору.
Служит в храме Архистратига Михаила в Вышегороде отец Всеволод. Он рассказывает, что зимой в церкви наблюдается некоторое затишье, а вот летом паломники стекаются непрерывным потоком. Многие приезжают, чтобы крестить детей, венчаться. Только вот чтобы паломникам, да и просто туристам, ещё и через сотню-две-три сотни лет было куда приехать, чтобы Вышегород продолжал славиться своим храмом Архистратига Михаила, ему нужна реставрация. Те, кто может, а главное хочет в этом помочь, могут перечислить средства в Благотворительный фонд "Возрождение храма Архистратига Михаила Архангела"
Псковское ОСБ № 8630 Дедовичи
Счет № 40703810751000013031
Корсчет № 30101810300000000602
БИК № 045805602
ИНН 7707083893
КПП 602702001
ОКПО 02810364
Церковь в Вышегороде, конечно, не единственная, которую мы посетили в Дедовичском районе, и в следующей "серии" я вам расскажу о странных превращениях одного храма и совместимости несовместимого.
Поэтому, продолжение следует....
Лена Лешкина.