Крещение Господне
Вот и подходят к концу Святки, о которых я говорил в прошлой статье. Эти особенные, святые дни от Рождества Христова до Крещения Господня даны нам неслучайно. Два праздника неотделимы друг от друга и как бы связаны воедино Святками для того, чтобы научить одному из основных Таинств Церкви Христовой – Богочеловеческой природе Иисуса Христа.
Важны не столько календарные дни Его действительного Рождения и Крещения, сколько Урок того, что произошло более 2000 лет назад. Как Бог мог стать Человеком? Насколько Он стал Человеком? Для чего Бог это сделал? Вот именно для ответа на эти вопросы, которые открывают путь спасения каждой души и были установлены эти Торжества!
В праздник Рождества мы вспоминаем Его человеческую природу. Нам Церковь напоминает, что Бог не просто стал Человеком, но воспринял на себя полноту человеческого существа, а значит и первородный грех. Конечно, личного греха у Богочеловека быть не могло, но первородный грех или иначе болезнь (поврежденность) человеческой природы, безусловно, присутствовала. В праздник Крещения Господня или Богоявления мы вспоминаем, что Иисус из Назарета был не просто человеком, учителем и даже пророком, а то, что Он – БОГиЧЕЛОВЕК. Как учит Церковь, человеческая и Божественная природы соединены во Христе "не слитно, не раздельно, неразлучно, неизменно". Кстати, эта истина будет очень важна в день Распятия и Его Славного Воскресения!
Итак, как нам открывает Писание, Христос в 30 лет выходит на общественное служение народу. В принципе, это и есть его официальный выход в мир, поэтому Церковь именно с этим событием связывает Торжество ПРИШЕСТВИЯ В МИР БОГА! Само торжество и закрепилось за событием Крещения Иисуса Христа в реке Иордан, когда явлена миру была ещё одна Тайна – Троичности Всевышнего. Всё существо Святой Троицы, хотя и прикровенно, было открыто миру: Отец в Голосе с неба, Сын в виде Человека принимает крещение, и Дух Святой в виде голубя сходит на Христа. Это было Торжественное ЯВЛЕНИЕ людям их Творца!
Крещение в реке, совершаемое Иоанном Крестителем, не имело никакого отношения к современному крещению, которое совершают раз в жизни все христиане. Скорее, это был прототип Исповеди. Все по одному входили в воду и только после исповедования всех грехов получали крещение от Иоанна. В случае с Иисусом Христом снова странность: зачем Безгрешный входит в Иордан. Он не исповедуется в грехах, Он ПРИШЕЛ взять сущность человеческого порока, людских грехов на себя, очистив тем самым воды Иордана, наполненные человеческой скверной. Это высшее проявление Любви Бога к людям.
Тропарь праздника Богоявления.
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Русский перевод.
Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова Отчего; Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
После этого события началась проповедь Христа о Спасении, Он начал распространять Своё учение, главным смыслом которого была проповедь о Любви. В учении Христа нужно разуметь уникальную глубину, которую не найти ни в одной религии или философском учении всего мира: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ! В этом разрезе проповедь о Любви – это проповедь и о добродетели, и о пути спасения, и о заповеди, и о Самом Боге!
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я ВОЗЛЮБИЛ ВАС, так и ВЫ ДА ЛЮБИТЕ друг друга; по тому узнают все, что ВЫ МОИ ученики, если будете иметь ЛЮБОВЬ МЕЖДУ СОБОЮ." Иоанна 13:34-35
"Бог есть Любовь, и ПРЕБЫВАЮШИЙ В ЛЮБВИ ПРЕБЫВАЕТ В БОГЕ, и Бог в нем!" (1 Ин 4:16)
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, А ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, А ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ, - ТО Я НИЧТО.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, А ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ, НЕТ МНЕ В ТОМ НИ КАКОЙ ПОЛЬЗЫ". (1 Кор. 13).
Возможно, эти цитаты самые яркие в Евангелии, отражающие всю СУТЬ христианства, если быть внимательными, то всё учение Христа можно изложить в одном слове, проблема в том, что это слово недосягаемо до нашего убогого сознания, а сейчас и вообще опошлено. Сейчас разговор о Любви - это почему-то разговор о чём-то в лучшем случае эгоистичном, в худшем….не будем о худшем. На самом деле, ЛЮБОВЬ - это самое Святое слово на земле, которое является СУТЬЮ и МЕРОЙ всех вещей. Вот что о ней говорит Писание:
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". Это применимо и к чувству, и к Самому Богу!
Печально, что в наши дни забыли суть жизни, но ещё хуже, что основу христианского учения забывают те, для которых она должна быть первостепенна! Не сказано, что ученики Христовы те, кто много молится, строго постится и регулярно посещает церковь, но тот, кто имеет Любовь в сердце. По словам Апостола, истинный христианин даже не тот, кто наделён способностями и тайнами бытия – нет в этом никакой пользы, а тот, у кого Любовь в сердце! Иоанн Богослов описал меру истинного христианина – ПРЕБЫВАЮЩИЙ В ЛЮБВИ. И понятно почему – БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!
Позвольте, поздравляя всех вас с наступающим Богоявлением, предложить пойти в храмы не за водой (Крещенской или Богоявленской, хотя это одно и то же), а поспешить на удивительный ПИР ВЕРЫ, стать соучастником ОТЦОВСКОЙ ЛЮБВИ!
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
Андрей Спиридонов, специально для Псковского агентства информации.