Город историй: псковский военный паноптикум
В 1832 году в Пскове расквартировался штаб Второй Гренадёрской дивизии. Для его размещения городские власти решили возвести в Пскове первый военный городок. Местом для его строительства избрали участок вне городской территории – вблизи церкви Дмитрия с Поля.
Не откладывая в долгий ящик, в тот же год была образована специальная "Комиссия для устройства зданий к помещению двух полковых штабов". В 1833 году, получив от Департамента военных поселений смету и проекты, Комиссия приступила к работе. Руководил строительством откомандированный из Санкт-Петербурга архитектор Ламони Джузеппе Батиста Альберто. На возведение городка потратили около семи лет. Строительство казармы и госпиталя окончили лишь в 1839 году. Всё строительство обошлось казне в 300 тысяч рублей.
Постройки разместились в двух кварталах по обе стороны от Санкт-Петербургского шоссе. К нашему времени частично сохранились здания, расположенные в квартале между улицами Льва Толстого, Вокзальной и Октябрьским проспектом. В их числе и казармы Иркутского полка 24-й пехотной дивизии - здание торгового комплекса "Максимус" на Октябрьском, 54. Тогда же это был настоящий военный городок, включавший, помимо собственно солдатских казарм, корпуса с квартирами для офицеров, штаб, церковь, лазарет, обширный плац и три сада: Лазаретный, Командирский и Офицерский, именовавшийся также Сосновым. Все постройки городка возвели из кирпича, который изготовили, на специально построенном заводе в деревне Луковка (ныне завод "Псковкирпич").
Три главных корпуса казарм располагались вдоль шоссе, остальные – в глубине квартала. На перекрёсток нынешней улицы Вокзальной и Октябрьского проспекта был обращён фасадами солдатский корпус. Зеркально по отношению к нему, ближе к центру города по Штабному переулку, построили офицерский корпус с помещениями штаба. Между солдатским и офицерским корпусами располагался госпиталь. Все три здания возвели в два этажа.
В 1848 году Гренадёрскую дивизию перевели в Витебскую губернию. Военный городок занял полк имени Нидерландского короля. Затем его сменил 148-й Каспийский полк, затем – 146-й Царицынский полк. Наконец, в 1892 году у военного городка появились новые хозяева – 93-й Иркутский пехотный полк Его Императорского Высочества великого князя Георгия Александровича. В 1902 году командование полка перестроило бывший офицерский корпус, обратив его в корпус для нижних чинов. Для квартир офицеров выделили дома, выходившие фасадами на нынешнюю улицу Льва Толстого.
После Октябрьской революции и до Великой Отечественной войны здания городка использовали по первоначальному назначению - для размещения пограничных войск. Во время войны здания казарм сильно пострадали, от них остались только кирпичные коробки без крыш и перекрытий. Военное ведомство несколько раз пыталось восстановить их под мастерские, но работы не были доведены до конца.
В начале 1950-х годов в Пскове, который после войны стал областным центром, встал вопрос о создании серьёзной промышленности, которая обеспечила бы дальнейшее развитие города. Одним из новых крупных предприятий явился Инструментальный завод (впоследствии – Машиностроительный). Постановление о его строительстве Совет Министров СССР принял в 1952 году.
Для того, чтобы предприятие смогло начать работу ещё до окончания строительных работ, решено было использовать кирпичные коробки бывших Иркутских казарм, стоявшие в конце Пролетарского бульвара (так в то время называли Октябрьский проспект). Это были последние здания, которые после войны ещё не восстановили.
Проектирование завода вёл Ленинградский филиал института "Гипростанок". Имя автора проекта история не сохранила. В 1954 году при тресте "Псковстрой" создали спецуравление для строительства завода. В соответствии с проектом три коробки казарм объединили в одно длинное здание. Верхнюю часть кладки бывших казарм разобрали и положили новую кладку части второго и третьего этажей. Вместо деревянных перекрытий установили железобетонные. Строительство главного корпуса завершили в 1956 году.
Таким образом, въезд в город со стороны вокзала и Крестовского шоссе был отмечен самым длинным и внушительным зданием в городе. Противоположная сторона Пролетарского бульвара была занята большим пятиэтажным домом для рабочих завода. Ранее за ним располагалось бывшее "военное поле". На него в апреле 1912 года садился лётчик Сергей Исаевич Уточкин. В городе демонстрировались полёты знаменитого русского летчика Сергея Исаевича Уточкина.
Как пишут в своих воспоминаниях очевидцы тех событий, горожане были в панике: "Многие крестились и прятались". Но затем стали вести себя смелее. После удачной посадки "народ сразу же окружил весь плац".
Для отечественной и мировой авиации 1912 год стал первым, когда оказалось возможным организовать относительно дальние перелеты. Первая международная трасса была проложена между столицей Германии и Российской империей, причем маршрут её пролегал именно через Псков. Этот необычный по тому времени перелет с авариями, вынужденными посадками за 23 дня совершил Всеволод Абрамович.
К восторженной встрече авиатора жители Пскова готовились ещё 13 июля 1912 года. Все улицы, примыкавшие к Иркутскому плацу, должны были вновь заполниться народом. Напрасно. Очередная поломка мотора, и лишь 18 июля авиатор достиг Пскова. На следующий день при большом стечении народа Абрамович предпринял попытку вылететь из Пскова. Авария, затем ещё одна, и лишь 23 июля лётчик направился в сторону Луги.
В начале 2000-х годов завод стал сокращать производственные площади, распродавать помещения первого и второго этажей частным предпринимателям под магазины и офисы. Здание отреставрировали, и в 2004 году в Пскове состоялось открытие торгового центра "Максимус".
В ходе множества реконструкций полностью утрачена первоначальная отделка фасадов здания. С прошлых времён частично сохранились лишь капитальные стены XIX века – в основном первый этаж, внутренние интерьеры, естественно, "съело" время.
Использованы материалы архива Псковского государственного научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, материалы из книги Н.Ф. Левина "Псков на старых открытках". Выпуск 2 и материалы сайта pskovcity.ru.
P.S.: На этом наше путешествие по Сергиевской улице и Кахановскому бульвару завершается. Впереди прогулки по другим магистралям губернского Пскова.
Ольга Машкарина, Псковское агентство информации