Город историй: Чугунолитейная контора Александра Штейна
Недалеко от доходного дома Смирнова (того самого, что в "банковских тисках") расположился изящный двухэтажный особняк с флюгером – здание управления заводом Александра Карловича Штейна. Кстати, старинный флюгер всегда остаётся неподвижным и постоянно указывает на северное направление ветра.
Дом построили в 1907 году на углу Кахановского бульвара (ныне Октябрьский проспект, 27) и улицы Металлистов (бывшая Пановская) - на территории фирмы "Механический завод и техническая контора Штейна". Здание стало частью комплекса мастерских чугунолитейного и механического завода Штейна.
Внутренняя организация дома имела типичную для контор коридорную систему. Помещения разделяли деревянные перегородки. Полы на первом этаже покрывали керамические плитки, на втором находился дощатый настил. В настоящее время планировка и первоначальная отделка интерьеров не сохранились, исключая положение и облик лестницы. Время и евроремонт не пощадили и этот дом. Поэтому сегодня псковичи могут увидеть лишь "те самые", столетней давности перила с литыми чугунными ограждениями и точёными деревянными поручнями.
Во второй половине XIX века аграрная Псковская губерния не осталась в стороне от преобразований промышленного подъёма. Как сказали бы сейчас, в Пскове начался процесс модернизации. С 1858 по 1897 год число различных предприятий увеличилось с 33 до 59. В основном это были мелкие полукустарные мастерские: кожевенные, лесопильные, мукомольные, войлочные, льняные и гончарные. В 1897 году на них работал всего 551 человек.
В это же время (1885-1887 гг.) шло строительство железной дороги Санкт-Петербург-Псков-Рига и Псков-Бологое. На строительстве железнодорожного моста через Великую клепальщиком, а затем подрядчиком и работал обрусевший немец из Лифляндии (нынешняя Латвия) Александр Карлович Штейн. Ходили слухи, что первый капитал он приобрёл не совсем честным путём, обманув своего компаньона.
Псковский краевед Владимир Цвинев сделал заметку в своей картотеке по поводу книги Александра Штейна "Краткое описание об устройстве, оборудовании и деятельности завода": "Завод основан в 1894 году – слесарная мастерская с одним токарным станком".
Дальнейшее развитие предприятия Штейна можно проследить по объявлениям в газете "Псковский городской листок". В номере от 28 февраля 1896 года есть запись: "Продаётся почти новая горизонтальная паровая машина 4-х сил. Адрес: А. Штейн. Выползова слобода, дом Принца". (Лев Львович Принц – французскоподданный, владелец кафельного завода в Выползовой слободе – ныне берег Великой в районе улицы Вокзальной и железнодорожного моста).
Номер от 9 июня 1896 года: "Полное устройство водопроводов для имений, дач и т.д".; от 10 июля 1896 года: "Приобрету подержанный паровой котёл". 20 августа 1896 года: "Бурение артезианских колодцев". Адрес всех объявлений тот же. В 1897 году объявлений Штейна в "Псковском городском листке" нет. В 1898 году 9 августа здесь снова появляется заметка: "Требуется машинист на паровом локомобиле. Обращаться в контору А. Штейна против казённого винного склада". Далее в объявлении: "Требуется мальчик с хорошим почерком для конторы. Обращаться туда же". В 1899 году 10 октября два объявления: "Рекомендую поглощающие колодцы собственной системы для отвода дождевых и грунтовых вод из подвалов, погребов"; "Имеются на складе цемент, а также огнеупорный кирпич и глина. А. Штейн. Контора напротив казённого винного склада".
Александр Карлович Штейн был членом Псковского общества взаимного кредита. В 1901 году он от лица своего механического завода под залог существующих мастерских просит у общества кредит на пять тысяч рублей. Вероятно, средства пошли именно на строительство заводоуправления. Кредит Штейну открыли, но лишь на тысячу рублей. В следующем 1902 году он попросил ещё четыре тысячи, ему дали лишь две. В 1903 году Штейн уже значится проживающим по Кахановскому бульвару в собственном доме и уже от своего имени просит кредит на две тысячи рублей. На этот раз его просьбу удовлетворяют полностью. Судя по всему, Александр Карлович вовремя возвращал выданные ему кредиты, так как вплоть до 1914 года ему постоянно дают ссуды на различные суммы.
Завод Штейна процветал. На предприятии изготавливали насосы, паровые котлы, торфомашины, резервуары для воды, отливки из бронзы, меди и чугуна (тротуарные плиты, крышки люков, печное литьё). Помимо этого рабочие завода занимались бурением артезианских скважин и устройством водопроводов в Петербургской, Новгородской, Витебской, Смоленской, Эстляндской и Лифляндской губерниях. Производили строительные и монтажные работы на мелких предприятиях. Периодически Александр Штейн торговал кирпичом, цементом и другими материалами.
В 1900 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке за бурение артезианских скважин заводу была присуждена большая серебряная медаль.
Многие станки на литейно-механическом заводе Штейна приводили в движение люди. Почти половина сверлильных станков были ручными. Даже на трудоёмких опе¬рациях господствовал ручной труд. Рабочий день продолжался 12—15 часов.
В 1914 году Штейн продал завод военному ведомству. С 25 февраля по 25 ноября 1918 года войска кайзеровской Германии оккупировали Псков. После изгнания немцев завод лежал в руинах, без сырья и оборудования. Для восстановления выделили 10 тысяч рублей и организовали выпуск металлической посуды, вёдер, кухонных плит, лопат. В 1921 году к предприятию присоединили мастерские "Сельмаша". Объединённый завод получил наименование "Псковский завод сельскохозяйственных орудий "Металлист".
До Великой Отечественной войны "Металлист" был крупнейшим в Северо-Западном крае производителем сельскохозяйственных машин и машин для торфодобывающей промышленности.
В 2005 году здание по соседству, которое также носит номер "27", продали Псковскому отделению Сбербанка России. После реконструкции там разместилась администрация банка. В конторе чугунолитейного завода сейчас находится областной комитет по труду и занятости. От прежней старины остались только фасады и архивные документы. Не сохранились даже фотографии времён Александра Штейна, или их не было вовсе. Видимо, фотографы не сочли нужным запечатлеть для потомков "обычную" постройку производственного назначения.
Использованы материалы архива Псковского государственного научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры и информация с сайта opskove.ru.
Ольга Машкарина, Псковское агентство информации