16
 

Страстная седмица. Страсть или страдания?

Благословен Идущий Адама вернуть…

Наступила Страстная неделя. Ей предшествовало прошедшее воскресенье – Вход Господень в Иерусалим или в простонародье Вербное воскресение. Мне кажется, именно с него и надо начать рассказ, чтобы понять наступившую неделю.

 

Итак, за несколько дней до праздника Еврейской Пасхи, Христос, направляясь в Иерусалим, произнес интересную притчу. Жил один богач, а рядом с его домом нищий. Очень важно описание внутреннего состояния богача, который не замечал нищего: "веселился на каждый день изрядно", и состояние нищего, кстати, не случайно названного Лазарь, который никого не осуждал, и получал помощь только от собак, которые утешали его, облизывая его раны.

 

Умирает богач и его душа отправляется в …ад. Умирает Лазарь и оказывается в приятном месте рядом с праведником Авраамом, и вот здесь Евангелие приводит интересный разговор Авраама с богачом. Кстати, в Евангелии это единственное место, где рассказывается о мире потустороннем и отношениями между двумя мирами за порогом смерти. Из беседы видно, что богач принимает как данность свое падшее состояние, но переживая за родственников, просит Авраама послать Лазаря на землю предупредить их, чтобы они не оказались там же, где богач. Авраам резонно напоминает, что есть Закон, пророчества, Священные книги, где все об этом рассказано. Богач, зная неверие своей родни, объясняет, что этого мало, но "…если кто из мертвых воскреснет, то поверят ему" и тут Авраам говорит слово, ради чего Христос и рассказал эту притчу – "…если пророчеству не верят, то если кто из мертвых воскреснет, не поверят ему".

 

Эта притча была рассказана Христом за несколько дней до входа в Иерусалим и рассказана не случайно. Для еврейского народа в ней многое понятно, и социальное неравенство, пренебрежение и неверие высшего сословия. С другой стороны, казалось бы, неоспоримый аргумент о чуде: "если кто воскреснет, то поверят". Еврейское общество давно ждет чуда, даже знать требует от Христа чуда, чтобы поверить, что Он - Мессия. Эту жажду чуда и одновременно надежду народа на сверхъестественные доказательства Своей Божественности Христос удовлетворяет воскрешением своего друга, который уже 4 дня во гробе.

 

Небывалое чудо свершилось, человек, тело которого уже смердит, вдруг по одному повелению Христа выходит из гроба и оказывается в разуме! Это чудо происходит при большом стечении народа, т.к. многие любили умершего. Это чудо потрясло Иерусалим и всю Палестину! В истории такого не существовало! Ни Аврааму, ни Моисею, ни Илье, ни кому в Ветхом Завете такого не удавалось! Казалось бы, свершились чаяния народа и высшего сословия. Но не случайно имя воскрешенного друга оказалось - Лазарь! Дело в том, что ответом на это чудо становится заговор саддукеев и фарисеев (это учителя и вожди еврейского народа). Цель заговора: "давате убьем Христа и Лазаря вместе с ним, а то многие начинают верить ему". Сразу вспоминается ответ Авраама богачу: "…если кто из мертвых воскреснет, НЕ ПОВЕРЯТ ЕМУ".

 

Все же в народе разносится слух о пришествии Мессии, о чудесном воскрешении Лазаря и люди, которые пришли на праздник в Иерусалим, подогревают друг друга все более и более дополнительными подробностями о произошедшем. В день, когда Христос входит в Иерусалим как обычный путник на осле, еврейский народ в восторге встречает Его как Царя, как Мессию, произнося Ветхозаветные слова пророка: "Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев. Осана в Вышних".

 

Казалось бы, Христос победил фарисейскую верхушку еврейского народа, люди верят Ему и готовы идти за Ним. Ему постилаются пальмовые ветви и одежду под ноги, поют ветхозаветные псалмы. Он на пике славы. Это Торжество проповеди! Но…Христос не радуется такой встречи, более того, Он произносит странные слова: "О Иерусалим, Иерусалим, побивающий пророков, сколько раз я хотел собрать тебя, как коршун собирает птенцов своих под крылья свои, но ты не захотел. За то что ты не познал время посещения твоего, вот оставляется дом твой пуст. Придут времена и враги твои не оставят здесь и камня на камне…".

 

В событии Входа Господнего в Иерусалим людям открывается две интересные истины. С одной стороны слабость или даже не постоянство человеческой природы, с другой стороны Безграничная Любовь Бога к этим, не постоянным даже к своему Богу, людям.

 

Вспомните, что произошло при воскрешении Лазаря. Сегодня от многих неверующих людей можно услышать почти те же слова. "в Бога не верю, вот увижу, поверю", "если мне Христос явится, то поверю", "если кто из мертвых воскреснет, поверю" и т.п. и т.д. На самом деле вера и знание – это разные области. Знание зиждется на фактах и доказательствах, а вера на доверии. Как доказать обывателю существование Африки или Австралии, кстати долгое время натуралисты не верили в существование жирафа, доказывая, что такое животное не может существовать. Да в общем то многое мы принимаем на веру уже в школе или в коллективе, не проверяя факты. Даже неверие в Бога – это не знание, а ВЕРА! Следовательно, если нет веры, то и чудо не поможет, более того человеку свойственно отвечать на чудо повышенной злобой и мощным противодействием, чтобы это чудо не мешало жить дальше.

 

С другой стороны Христос все это осознавая, все равно продолжает свой путь навстречу смерти. В Евангелии ясно указывается, что народ собрался, оказывается не только из-за Иисуса, но "…да Лазаря увидят…". Вот здесь и открывается, что Христа восхваляют неравноценно, кто в надежде, что Он Мессия, кто как пророка, кто как чудотворца и все ожидают от Него не того, что произойдет чуть позже. В песнопениях посвященных этому дню есть слова, что Он идет на вольные страдания! Кому как не Христу понимать изменчивость человеческой природы, ее болезненность, ее ущербность. Утром любят, вечером ненавидят и наоборот. Когда за несколько часов до ареста ученики узнают, что Он предан и будет казнен, Петр пытается отговорить Христа от этого и мы слышим возмущение в голосе: "…что скажу, Отче спаси меня от часа этого, но сего ради и пришел на час сей". Только настоящая жертвенная Любовь родительская способна на это, даже если ребенок этого не сможет оценить. Был бы только смысл этой смерти!

 

Еврейский народ вот уже несколько лет находится под гнетом Римского государства и все его мечты только о свободе. В своей богоизбранности люди, подогреваемые своими вождями, жаждут одного - восстания, но для этого нужен особый вождь. Вот они и принимают Христа за необычного Вождя и ждут, когда он даст команду к началу восстания. Христос не только не отвечает на эти чаяния, но и показывает, что Он пришел для другого: "отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу". Все его учение о внутреннем человеке и об отношениях человека с Богом! Народ не желает принимать такого учения, ему не нужна мораль и духовность, у них одна мысль, эта мысль развивается в возмущенном разуме до фанатизма. И вот спустя 4 дня народ, который кричал "Осанна" уже кричит "Распни Его", "Кровь Его на нас и на детях наших", люди, кидавшие ему ветви пальм и одежду под ноги, уже кидают в Него камни! Тогда в чем был смысл смерти Христа, если народ не принимал его.

 

Смысл смерти открывается постепенно во всех днях наступившей этой Страстной недели. Великий пост, особые дни покаяния закончились праздником Входа Господнего в Иерусалим и с понедельника начались особые постные дни соучастия в Страданиях Христа. Как говорили святые отцы Церкви: "С Ним состраждешь, с Ним и прославишься".

 

Поврежденность, ущербность человека открывается не только в вышеприведенных фактах, но и во многих Евангельских отрывках. Да, я думаю, каждый внимательный человек проверял это и на своем опыте. Сколько раз, признайтесь себе, мы поступаем в разрез своей воле или чувствам или разуму. Хоть один человек может сказать, что он всегда живет в ладу не только со своей совестью, но у него ВОЛЯ, РАЗУМ и ЧУВСТВА (3 элемента человеческой личности) всегда находятся в гармонии? Думаю, что такого человека нет! Даже у святых есть грехи, и на солнце бывают пятна.

 

Бог, когда то, после грехопадения первых людей, пообещал, что пошлет Своего Помазанника, Мессию и вернет падший человеческий род в Сыновнее достоинство! Тогда человек, будучи безгрешным, не удержался в Истине, и отошел от Бога, потеряв свою нетленность. Человек, будучи без греха все же был не совершенным, ведь совершенство - это опыт. Удел "познания" Адама - болезнь, труд в "поте лица" и исход – смерть.

 

Вот настало время спасения Человека. Христос принимает на себя, тот же падший, ущербный и поврежденный человеческий образ. Он так же алкал и жаждал, так же гневался и радовался, на Его человеческой природе так же лежал первородный грех, Он во всем был человек, кроме личного греха. Богочеловек Иисус Христос был как совершенным Богом, так и совершенным человеком. В этом и есть смысл прихода Христа на землю. Для того, чтобы исцелить человека от греха, чего не смог бы сделать даже Ангел, приходит Сам Господь принимает на себя природу человека, как сказано в Богословии "неизменно, неслиянно, не раздельно" и в себе Самом исцеляет, распиная на Кресте!

 

Распятие на Кресте было единственным способом спасения человечества. Исход любого человека смерть – это закон. Христос вначале показывает образ жизни и отношения к окружающим, даже в таком слабом, немощном теле. Затем, по Своей Воле Он допускает совершится страшному беззаконию, принародному убийству неповинного человека. Он осужден на позорную смерь вместе с разбойниками. Для чего? Чтобы первородный грех был уничтожен. Неповинный, при том Богочеловек, умирает на Кресте как виновный, тем самым рушится средостение между Богом и человеком, ответственность за грех смывается Кровью Невинного. На Кресте распинается сущность греха. С дерева грех сошел, на Древе же и был уничтожен. Богословие говорит: "…как в Адаме мы все согрешили, так во Христе все очистились". Есть выражение, что человек для того, чтобы спастись должен сораспяться Христу. Конечно, речь не идет о том, чтобы мы все умирали на кресте, за нас Распялся Христос. Нам остается стать участником этого дела спасения и оно, прежде всего, в Крещении и Святом Причащении. Крещение – это как договор между Богом и человеком, где мы входим в члены Церкви, а Причащение (стать частью) – это соединение со Христом, тем самым мы и становимся единым с Ним телом.

 

Распятие и смерть Иисуса Христа – это не полное учение Церкви. На Кресте произошло только исцеление природы человеческой, а вот полная победа открывается в Воскресении Христовом в Пасхе. Пасха переводится с еврейского выход, избавление. Если в Ветхом Завете это было освобождение из египетского плена, то в Новом завете это избавление от рабства греха, от рабства диавола! Христос, умерев на Кресте, сходит как и все праведники в ад (рай был закрыт для человека и праведники находились в аду, правда без мучений. Есть понятие этого места, как лоно Авраама). Но тело человека Иисуса, как писалось выше, соединено со Богом нераздельно, и в ад входит Сам Господь! Для ада это означает уничтожение, разорение. Вот на Пасху мы и поем: "Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа? Воскрес Христос и ты уничтожился…Воскресе Христос и падоша демоны!", Христос, войдя в ад, стер ворота ада, а Воскресе, совоскресил с собою и НОВУЮ человеческую природу! В Евангелии приводятся даже не которые свойства этой новой человеческой плоти. Учение Церкви говорит, о том, что это - природа Адама до грехопадения!

 

Итак, Христос в Самом Себе не только исцеляет человеческую природу, но и возвращает ту плоть, которую и создал когда-то для человека. Таким образом, человек во Христе возвращает себе достоинство сына Божия. Есть выражение в Церкви: "Бог для того сошел на землю и стал Человеком, чтобы человек взошел на небеса и стал богом". Встает вопрос, так почему человечество сразу не изменилось, грех все равно пребывает на земле.

 

Вот тут и важно понять, что сораспяться Христу – это принять на себя подвиг борьбы с самим собой, а точнее с тем внутренним человеком, который не дает нам покоя. Всю жизнь придется воевать с грехом внутри себя и в какой-то период человек может измениться. Таких примеров множество и это не зависит от социального происхождения. Например: священник праведный Иоанн Кронштадский, мещанка блаженная Ксения Петербуржская, простолюдинка блаженная Матрона Московская. Ближе к нам и на нашей Псковщине – это священник Николай Гурьянов на острове Залита, священник Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре. Таких земных ангелов достаточно на земле, чтобы подтвердить возможность исцеления и приближения к Богу. Очисти сердце и увидишь Бога – говорит Писание.

 

Что для этого нужно? С одной стороны это "ударили тебя по одной щеке, подставь вторую", "как хочешь, чтоб с тобой поступали люди и ты поступай так с ними", "молись за проклинающих, добро твори обидящим", но с другой стороны "нет большей любви, когда человек жизнь свою отдает за ближних своих". Оказывается, Христос призывает не к слабости и трусости, но не отвечать злом за зло и приходить на помощь любому человеку. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Вся жизнь Христа – это урок. Быть терпеливей даже к врагам и предателям. Главная заповедь Христа: "Люби Бога всем сердцем, а ближнего как самого себя".

 

Любовь – долго терпит, не превозносится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о не правде, а радуется истине, на все уповает, все терпит и никогда не перестает. Как говорил Амвросий Оптинский: "Никому не досаждать, никого не обижать и всем мое почтение"!

 

Андрей Спиридонов,

специально для Псковского агентства информации.

Андрей Таскаев
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...