0
 

Промежуточная контрольная: как в Пскове живётся электропешеходам

Едиенственный в Пскове сервис краткосрочной аренды электросамокатов не так давно отпраздновал годовщину своей работы в Пскове. Достаточный срок, чтобы оценить плюсы, выявить минусы и сделать выводы. Корреспонденты Псковского агентства информации решили выяснить, изменилось ли непростое положение самокатов в правовом поле и как чувствует себя единственная в городе кикшеринговая компания. Всю информацию выдаем буквально с колес, так как, по уже сложившейся в редакции традиции, проверяем на себе. 

Однако до того, как перейдете к трагикомичной истории о самокатной прогулке, рекомендуем сначала погрузиться в изыскания в правовом поле, а здесь, поверьте, так же как и с самокатом, без навигатора не обойтись.

Правовой статус электросамокатов до сих пор до конца не определён. В ПДД не существует такого определения, как электросамокат. Также до сих пор не закреплен и термин «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), часто фигурирующий в средствах массовой информации.

На данный момент люди, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты, скейтборды и прочее, по закону относятся к пешеходам. Электросамокаты с номинальной мощностью двигателя менее 250 Ватт де-юре относятся туда же. В ГИБДД данный статус подтверждают, так что мы не будем заниматься глубинным анализом определений, прописанных в п.1.2 ПДД, а сразу перейдём к делу.

Что мы имеем?

Если вы вдруг на тротуаре столкнётесь с электросамокатом, взыскать компенсацию за наезд у вас не получится. С таким же успехом вы можете попытаться добиться возмещения ущерба с человека, который задел вас плечом в толпе. Также не существует и ответственности за езду на СИМ в пьяном виде.

Ездить на электросамокате по проезжей части, в отличие от велосипедистов, вы тоже не имеете права. Более того, вам, как пешеходу, по сути дела, может прилететь штраф за «переход» дороги в неположенном месте… Сплошные юридические казусы.

Однако не все электросамокаты имеют статус пешеходов. Граница между «электропешеходами» и мопедами находится в двигателе электросамоката. Если мотор вашего электросамоката более 250 Ватт, значит вы гордый обладатель мопеда. И в случае наезда на пешехода отвечать вам придётся по всей строгости закона. Более того, для поездок на нём вам понадобится получить права категории «М».

Кикшеринг в Пскове

Максимальная мощность всех электросамокатов сервиса составляет не более 250 Вт, следовательно, по правилам ПДД они не являются мопедами и регулируются теми же правилами, что и пешеходы. Также все самокаты сервиса имеют ограничения по максимальной скорости: она не превышает 25 км/ч. 

В Пскове есть «медленные зоны», где в связи с высоким пешеходным трафиком скорость электросамокатов ограничена до 5-15 км/ч. При въезде в такую зону скорость автоматически снижается. Обозначены такие места на карте города в приложении сервиса.

Как рассказали ПАИ в компании, для большинства пользователей электросамокаты всё еще новый вид техники. Поэтому компания в 2021 году запустила масштабную программу по образованию и обучению пользователей аккуратному вождению.

Отметим, что в 2020 году в Пскове произошло только одно ДТП с электросамокатами, в результате которого пострадал человек, а за пять месяцев 2022 года – два. «Но нужно понимать, что есть ещё ДТП, которые либо не регистрируются, так как участники расходятся самостоятельно, либо это просто ДТП с техническими повреждениями», – отметила инспектор по пропаганде ОГИБДД УМВД России по городу Пскову Юлия Федорова.

В этом году в Пскове впервые появились консультанты по безопасности. Они учат пользователей, как управлять самокатом, какими правилам руководствоваться при поездке и что делать, чтобы поездки на самокатах были безопасными для них и окружающих. 

Сейчас консультанты работают в двух точках, недалеко от набережной. В пресс-службе компании отметили, что они видят позитивный отклик от клиентов и не исключают, что в ближайшее время количество локаций с консультантами могут увеличить.

За время своей работы сервис успел набрать популярность. Как отметили в пресс-службе, к концу сезона 2021 года всё больше жителей города пользовались самокатами не только для прогулок, но и как транспортом – для поездок на небольшие расстояния, до остановок общественного транспорта и внутри районов. 

С момента запуска компания увеличила парк и расширил зону покрытия сервиса в городе, чтобы сделать самокаты еще более доступными. В этом сезоне по улицам Пскова колесит 200 кикшеринговых электросамокатов. Останавливаться на достигнутом в компании не собираются: в перспективе самокатов станет ещё больше, чтобы жители и гости города могли с комфортом передвигаться на небольшие расстояния.

Кикшеринговые конфликты

В других городах вместе с новостями о росте рынка обновляется и криминальная хроника. Между кикшеринговыми компаниями и городскими властями по поводу организации парковок разгораются настоящие «самокатные войны». Не обходится дело и без рукоприкладства. Усугубляют ситуации и горожане, бросающие самокаты где попало. Бывают и более сложные ситуации. В ряде регионов образуются целые сообщества, намеренно портящие электросамокаты. 

А вот в Пскове всё пока относительно тихо. Представитель кикшеринговой компании рассказал, что псковичи, как правило, обращаются с самокатами бережно. Вандализмом зачастую занимаются именно те, кто ими не пользуется и не понимает, какую важную роль микромобильность играет в транспортной инфраструктуре города.

Да и таких случаев в городе не так много. Само собой, иногда компания сталкивается с попытками краж. Но это единичные случаи, которые отрабатываются службой безопасности. Со временем таких случаев во всех городах, в том числе в Пскове, становится всё меньше.

В Пскове становится все больше не только развлекательных поездок, но и транспортных – их доля уже превышает 50%. То есть можно с уверенностью говорить о том, что самокаты улучшают и дополняют транспортную структуру города.

В компании уверены, что к концу сезона большое количество горожан уже с трудом будут представлять город без электросамокатов. «На протяжении второго сезона спрос на поездки в Пскове растёт, а значит, псковичи видят и оценивают достоинства такого способа передвижения по городу», – считают в пресс-службе.

Акт первый. Обещания и дороги

Вопрос о необходимости введения электросамокатов, сегвеев и прочих подобных устройств в правовое поле начал активно обсуждаться ещё летом 2019 года. В первую очередь правительство усмотрело проблемы со скоростью и ограничило её до 25 км/ч. В остальном за распространением «электропешеходов» правительству пока не угнаться. 

Не сосчитать количество заголовков, обещающих пешеходам долгожданное решение проблемы. «Требования ПДД распространят на электросамокаты и гироскутеры», «Самокаты поедут по правилам» и так далее и тому подобное. Тут и там появлялись адекватные и не очень предложения от депутатов и общественников. Однако долгое время всё это оставалось простым сотрясанием воздуха.

В 2021 году всё будто бы сдвинулось с мёртвой точки. Больше всего в решении этой проблемы продвинулся Минтранс, подготовивший ряд поправок в ПДД, в которых оговариваются условия передвижения средств индивидуальной мобильности.

Статус электросамокатов обещали определить к весне-лету 2022 года. Однако около месяца назад в МВД заявили, что принятие закона тормозится из-за неготовности дорог «к появлению новой категории участников дорожного движения». 

На данный момент, согласно информации федерального портала нормативных правовых актов, проект находится на стадии внесения финальных правок. 

Вот некоторые нововведения, которые предлагает Минтранс:

  • Планируется, что после введения поправок на электросамокатах разрешат ездить не получая права. 
  • При движении совместно с пешеходами потребуется соблюдать ограничение скорости в 20 км/ч.
  • Управлять электросамокатами смогут лица старше 14 лет. Ездить они смогут исключительно по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  • В случае их отсутствия (т. е. в подавляющем большинстве случаев) по тротуарам и, при отсутствии последних, по проезжей части.
  • В случае движения в одном потоке с пешеходами последние имеют приоритет.
  • Дети до семи лет на средствах индивидуальной мобильности будут относиться к пешеходам.
  • Пешеходы при вступлении на велосипедную дорожку обязаны убедиться в отсутствии опасности столкновения с велосипедами и СИМ. (Хочется надеяться, что люди, заступая на велосипедные дорожки, заимеют привычку оборачиваться назад…) 
  • В жилой зоне движение СИМ разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части.
  • Если движение на средстве индивидуальной мобильности создает помехи для пешеходов, водитель СИМ должен спешиться или понизить скорость до скорости движения пешеходов.
  • Кататься на СИМ в состоянии опьянения запрещается.

Данные правила пока не приняты, да и от них сильно легче не становится. Остаётся на повестке вопрос об использовании специальной экипировки, особенно для подростков. Всё-таки 20 км/ч - скорость серьёзная, достаточно почитать, чем заканчивались падения с самокатов в других городах, и ноги сами невольно несут тебя в магазин с велоэкипировкой. Как утверждают в ГИБДД, на такой скорости легко можно получить серьезную травму. Другие источники не исключают и вероятность смертельного исхода. Всё зависит от обстоятельств и умения человека сгруппироваться при падении.

Также тут стоит обратить внимание на то, что сезон электросамокатов наступает весной–летом, т. е. именно тогда, когда одежда уже не станет внушительной защитой.

Представляется сомнительным и то, что правила предусматривают катание на СИМ детей в возрасте около 7 лет. Тут нужно понимать несколько нюансов. На обычных самокатах и велосипедах дети разгоняются сами, сложно представить семилетку, который разогнался до 20 км/ч. Да и тормозить в случае чего на велосипеде довольно просто.

Отказавшие на велосипеде тормоза – что-то исключительное. А вот технические проблемы с электросамокатом представляются более вероятными. Кроме того, велосипед сам по себе имеет более устойчивую конструкцию: человек находится в сидячем положении и имеет крепкую опору на ноги. 

Ребенок, который передвигается на мощном электросамокате, представляет опасность не только для окружающих, но и в первую очередь для себя. У детей, как правило, более медленная реакция и больше шансов растеряться в случае возниковения сложной ситуации. 

С неготовностью дорог к электросамокатам спорить явно нет смысла. Этот вид транспорта более требователен к дорогам, чем те же велосипеды.

Для электросамокатов велосипедные дорожки отнюдь не панацея. Проехавшись первый раз по велосипедной дорожке, мощённой брусчаткой, и угодив в очередную выбоину, а потом ощутив бодрящий массаж, проехав по видавшему лучшие времена тротуару, особо впечатлительный «ездок» может раз и навсегда утратить веру в это ноу-хау.

Очень расстраивает и тот факт, что понижение тротуаров на проезжую часть есть не везде. Либо же банально нет возможности им воспользоваться из-за автохамов, которые паркуются прямо около понижения тротуара. 

Приходится не закатывать, а затаскивать нелегкий аппарат. И когда вы в очередной раз пытаетесь поднять самокат на поребрик, а он, подчиняясь законам физики, подло даёт вам по лодыжкам, это в прямом смысле отбивает у вас всё желание на продолжение путешествий.

Первый сюжетный поворот. Надежды - и больше ничего

Помня опыт сражений с самокатами из детства и мою крайнюю невезучесть в вопросе активного отдыха (я сломала ногу, спрыгнув с коня, и сломала руку, упав со скейтборда), решение о прогулке на электросамокате я, как только могла, откладывала в долгий ящик. День Икс настал в минувшую пятницу. Мы договорились с подругой, к слову тоже ни разу не пробовавшей этот способ передвижения, скачали приложение и пошли к ближайшей стоянке с заряженными самокатами. 

Если честно, писать об этой поездке в материале я не собиралась. Но её трагикомичность не оставила мне выбора. 

Получить электросамокат оказалось довольно просто: в приложении надо было вбить данные банковской карты, отсканировать QR-код на руле и вуаля! (Кстати, оказался на парковке на улице Советской и тот самый консультант по безопасности, сразу предложивший свою помощь, когда увидел, что мы колеблемся).

После выбора тарифа и решения пары юридических вопросов вы можете смело пускаться в путь. Или не смело, а как я. Первые минут 10 тормозя через каждые 5 метров, боясь уехать в ближайший газон или кого-то покалечить.

Кстати, у сервиса есть ряд правил, которым пользователь должен строго следовать при аренде самоката. Вы должны быть совершеннолетним, трезвым и кататься на устройстве один. Правила есть, но покарать за их нарушение вас никто не может. И снова юридическая дыра.

Но вернёмся к нашей прогулке. Самой приятной оказалась поездка по Рижскому проспекту от моста до пересечения с улицей Петровской. Если не учитывать маму с ребёнком, мирно гуляющую по велосипедной дорожке, несмотря на пустую пешеходную зону, ехать было одно удовольствие.

Кстати, все люди, которых я встретила на тротуаре (даже в случае отсутствия велосипедной дорожки) вполне мирно реагировали на просьбу слегка подвинуться и уступить дорогу. Так что в этом случае особых проблем у меня не возникло. В этом плане можно отметить значительные подвижки. Если в том году большинство людей напрочь игнорировало «зонирование» пространства, сейчас большинство пешеходов понимает, что линии на асфальте красуются не просто так. 

Акт второй. Преграды становятся более серьёзными

Первые трудности начались около ТК «Рижский». Довольно плотный пешеходный поток между зданием и автобусной остановкой, стоящая на пешеходной дорожке очередь в местную шаурменную, неожиданно выныривающие из-за остановочного павильона и машин пешеходы... И самое страшное - тротуарная плитка.

Это одно из самых главных проклятий самокатов. А из-за отсутствующей тут и там брусчатки риск катапультироваться через переднее колесо возрастает в разы. 

Второй сюжетный рубеж

Насладившись замечательной дорогой в сквере на улице Юбилейной, мы подъехали к повороту к ТЦ «Империал». Там всё повторилось снова: узкие тротуары, люди, любящие ходить по центру дороги, и… брусчатка.

В общем и целом, если бы мы закончили поездку где-нибудь около ТЦ «Акваполис», а не поехали бы на вроде как новую стоянку в микрорайоне Родина, всё бы прошло очень даже хорошо. Я бы заочно поставила сервису твёрдую четвёрку с плюсом и не писала бы сейчас вот эти слова.

Но стоянка возле моего дома по вполне очевидным причинам манила к себе со страшной силой. Пришлось ехать. При въезде в микрорайон, около ТЦ «Акваполис», возникла очередная проблема. Ехать по дороге во дворе не вариант: из-за паркующихся вдоль тротуаров машин разъехаться с авто там невозможно, на узком тротуаре разойтись с пешеходами тоже довольно проблематично. Короче, вопросов больше, чем ответов.

Акт третий, в котором герой не получает ответы на свои вопросы

Когда мы подъехали к тому самому «Магниту», возле которого должна была находиться парковка, всё пошло не по плану.

На фотографии в приложении действительно красовался тот самый «Магнит». Но подписан он был как «Пятёрочка» на улице Никольской, 11В. Вот беда, «Пятерочки» на улице Никольской, 11В не оказалось. Более того, такой улицы в целом не оказалось ни в Пскове, ни в Псковской районе. Кнопка «всё понятно» в самом низу экрана вводила в экзистенциальный кризис.

Карта в приложении тоже оказалась на редкость неудобной и не учитывала последние построенные в районе дома. Вместо них на карте были висящие в воздухе цифры. Зато магазины, расположенные на первых этажах многоэтажек, превратились на ней в отдельно стоящие здания.

Пошёл дождь. Идти рядом с самокатом и отслеживать своё местоположение на экране телефона не представлялось возможным. Сенсор упорно отказывался работать. 
Мы решили сходить на Владимирскую, 11В. Мой телефон явно начал подвирать относительно моего местонахождения. Сложилось впечатление, что парковка находится где-то внутри жилого дома. «Кажется, мы вообще в другую сторону идём», – уныло заметила моя спутница. Дождь усилился.

Было решено положить телефон в карман и отправиться к ближайшей «Пятёрочке». Рядом с ней парковки не оказалось. Более того, как оказалось, мы (простите за каламбур) перешли границы дозволенного. Самокаты протестующе запищали, и мы, проехав метров пять, выехали обратно за пределы запретной зоны. 

Но было поздно.

За преступлением последовало наказание.

Мой самокат сразу перешёл в режим полусна и ближайшие минут 5-10 ехал со скоростью умирающей черепахи. Второй самокат самопроизвольно поставился на паузу прямо когда мы переходили дорогу. На попытку включить самокат приложение выдало философское: «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал».  

В итоге под дождем с самокатами под мышкой мы частично дошли, частично доехали на другую стоянку в стороне от дома. «Это моё худшее приключение в жизни», – ещё более уныло заметила моя спутница и зареклась вообще кататься на электросамокатах. 

Через три дня мне ответили в службе поддержки. «Рекомендуем поставить самокат на ожидание и вернуть его в аренду», - гласила часть сообщения. Наверное, предпологалось, что эти три дня я самоотверженно стою с самокатом на улице и жду ответа. Интересный сценарий. «Невероятно высокую» скорость самотката в службе поддержки объяснили выездом за зону покрытия. Почему за минутное нахождение там мой самокат так долго отказывался нормально работать, не уточняется.

 Философские цитаты от Юрент и долгие поиски парковки

Из этой ситуации можно сделать один очень важный вывод: если с вашим самокатом что-то случится в дороге, вы останетесь с этой проблемой один на один (впрочем, как и год назад). Возмещать вам деньги за испорченную прогулку, вероятнее всего, тоже никто не будет. 

Некоторые считают, что за электросамокатами и подобными им средствами передвижения будущее. И я, наверное, соглашусь. Но пока что в Пскове электросамокаты подходят исключительно для катания где-то в Финском парке или небольших поездок от офиса до автобусной остановки или ТЦ.

Люди, использующие электросамокаты, вызывают у меня восхищение с примесью недоумения. Я никак не могу ответить себе на вопрос, что побуждает их снова и снова садиться на электросамоткаты и отправляться на них в длительные поездки? Как они стоически преодолевают возникающие за каждым поворотом преграды? Что даёт им сил? Желание проверить себя на прочность? Ненависть к общественному транспорту? Любовь к экстриму? Очередные вопросы без ответа... 

Анастасия Тарасова
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...