Система развития
Псковское региональное отделение Русского географического общества реализует наставнический проект в сфере креативных индустрий «Близкие по духу». Его главная цель — создать условия для того, чтобы каждый мог найти себе наставника и развить навыки в выбранном направлении. О том, кто стал первыми участниками, чего уже удалось достичь и в каком направлении планируется дальнейшее развитие проекта, Псковскому агентству информации рассказал его автор и руководитель, советник при ректорате ПсковГУ, член Русского географического общества Александр Захаров.
- Александр Алексеевич, ваш проект стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив. В чём его уникальность?
- В России история с наставничеством только начинается. Если посмотреть опыт Соедиенных Штатов или западных, европейских стран, то там эта практика уже достаточно давно работает, начиная с Силиконовой долины. Но большая часть наставнических проектов реализуются в предпринимательстве, а вот в сферах культуры, искусства, например того же фото- и видеоконтента, это направление не настолько развито.
Конечно, есть обучающие программы, есть коучинг, трекинг, но наставничество - это другая история.
- В чём разница между учителем и наставником?
- Учитель реализует свою образовательную программу. В наставничестве обратная история: к тебе приходит человек, который хочет в чём-то реализоваться, а ты уже смотришь, чем ты можешь помочь. Когда ты ученик, то учитель говорит тебе, что делать, а когда ты наставляемый, то наставник помогает тебе реализовать творческий потенциал, какую-то идею, какой-то проект. Наставник ничему не учит, он просто делится опытом и подсказывает на основе своего личного опыта, как сделать лучше то, что хочет наставляемый.
- Вы считаете, что в обществе есть запрос именно на работу с наставниками?
- Последние два года я был проректором Псковского государственного университета по работе с молодёжью и ощущал, что в молодёжной студенческой среде есть желание или потенциал реализовать какие-то творческие начинания, но нет специалистов, наставников, которые могли бы помочь. В то же время есть творческие люди, от которых мы слышим, что им бы хотелось передать накопленный опыт, поделиться им. Получается, что есть ребята, которые хотят чему-то научиться, и есть опытные люди, которые хотят поделиться знаниями и умениями, но они не могут встретиться нигде, поскольку нет никаких таких площадок.
Понятно, что есть какие-то профессиональные училища, университеты, обучающие программы. Но это нужно решиться и пойти учиться профессионально, а есть история, когда хочется попробовать себя в каком-то направлении, и здесь помогли бы советы наставников.
Так и возникла идея создать платформу, где могли бы встретиться наставники и те, кому нужна их помощь. С этим проектом мы и вышли на конкурс Президентского фонда культурных инициатив.
- То есть гланым результатом вашего проекта стало создание интернет-платформы?
- Мы запустили её на сайте наших партнёров teamdealer.ru. Был разработан специальный сервис для размещения портфолио с возможностью размещения видеоуроков, документов и чат для общения с наставниками. Теперь там есть раздел «наставничество», где размещены портфолио наших первых наставников. Мы рассчитываем, что в дальнейшем их станет больше.
- Кто первые наставники в вашем проекте?
- В первую очередь это, конечно же, наши знакомые, те, кого мы знаем как профессионалов своего дела, те, кто зарекомендовал себя в Пскове и регионе. Это достаточно известные люди, которые представляют разные направления. У нас работают Анна Роор — преподаватель по вокалу, Илья и Диана Бартеневы - специалисты по видеопродакшену, что касается актёрского мастерства, эвента, организации различных мероприятий — это Володя Дягилев и Саша Робин. За направление «журналистика» у нас отвечает Леся Лисицина из Ульяновска, я — за подготовку к публичным выступлениям, разработку бренда, социальное предпринимательство. Кроме того, наставниками стали владелец ателье по пошиву мужской одежды Gustavo Александр Улазов, владелец кожевенной мастерской Handsel Кирилл Чернов и создатель и владелец бренда Dada Moccs Юлия Баранова.
- То есть на данный момент в проекте всего десять экспертов?
- Да, но мы и не планировали на этом этапе привлекать большое количество наставников. У нас не такая большая команда — всего три человека. И чтобы мы могли курировать процесс, смотреть, как идёт взаимодействие наставников и наставляемых, достаточно ли оно экологично, мы решили, что экспертов может быть не больше десяти.
- Вы сказали, что эксперт в области журналистики из Ульяновской области. Почему?
- У нас вообще три наставника не из Псковской области. Мы хотели показать дальнейшую возможность расширения географии проекта. У нас интернет-платформа, которая предполагает, в том числе, удалённое взаимодействие.
- Сколько человек стали участниками проекта?
- Изначально заявок у нас было порядка 30, но уже в процессе кто-то добавился, а кто-то отсеялся. Бывает так, что человек идёт в какое-то направление, потому что он уверен, что хочет этим заниматься, но, попробовав, понимает: «Не моё». У нас не стояло задачи собрать тысячу участников и 500 наставников.
- Занятия наставники проводят на платной основе?
- В рамках гранта - это бесплатная история, но в дальнейшем она может перейти на какую-то коммерческую основу. Если коучинг и трекинг — это оплата часов занятий, то наставничество — это возможность коммерциализации каких-то проектов либо история взаимной выгоды. Бывает, что профессионалы хотят поделиться опытом для того, чтобы потом сформировать команду, вырастить специалистов.
- Каким образом строится работа через вашу платформу?
- Изначально, чтобы поработать с наставником, нужно только желание попробовать себя в той или иной сфере. Потом приходите на платформу, находите наставника, смотрите, какие у него компетенции, в чём он может помочь. Возьмём, например, вокал: на платформе нужно отправить заявку, и Анна Роор получит её в личном кабинете. Она с вами связывается, и вы уже договариваетесь, в каком жанре хотите развиваться, чем наставник может помочь, и решаете, будете ли вы работать вместе. Если принято обоюдное решение, то наставник рассказывает, в каком формате он готов сотрудничать, какие у него формы работы, чем он может помочь, сколько раз в неделю он готов с вами встречаться, сколько времени уделять.
Тут важный момент: наставник и наставляемый должны «полюбить друг друга с первого взгляда», если такой «любви» не произойдёт, то дальше будет сложно. Почему наш проект называется «Близкие по духу» - потому что наставник и наставляемый должны быть близкими по духу, и только тогда будет результат.
- То есть через сайт только происходит знакомство наставника и наставляемого, а затем они сами решают, где и как будут общаться?
- Не совсем так. На платформе есть чат, в котором можно общаться. Там же есть возможность загрузить обучающий ролик и задания — любые документы: в текстовом формате, в PDF, файл-презентацию. Кроме того, наставники могут выставлять отметки по итогам выполненных заданий. Это принцип работы любой образовательной платформы.
Остальное общение проходило между наставниками и наставляемыми в том формате, о котором они договорились: онлайн-конференции, «Телеграм», личные встречи.
- Вы сказали, что эксперт и его ученик должны быть близкими по духу, но ведь такого совпадения могло и не произойти?
- Мы изначально всем участникам процесса говорили о том, что нужно быть готовым и нормально отнестись к тому, что кто-то из вас не согласится работать вместе. Поэтому все были готовы к такому развитию событий. Тут же всё должно быть добровольно: важно найти человека, с которым было бы дальше комфортно общаться.
- А можно уже увидеть, «потрогать руками» что-то, что стало результатом работы наставников и их подопечных в рамках проекта?
- Мы провели конкурс работ, созданных в рамках взаимодействия, но участие в нём было добровольным. То есть наши участники могли просто поработать с наставником, а могли создать конкурсный проект, например записать песню, подготовить какой-то журналистский ролик; для тех, кто занимался ораторским мастерством, была номинация «художественное слово». Кстати, именно здесь было больше всего конкурсных работ, мы даже решили не ограничиваться одним победителем, а определили по два лауреата первой, второй и третьей степени. А вот в номинации «видео» поступила одна работа. Всего же мы получили более 50 проектов. Победителям в каждой номинации вручили ценные призы. Это были различные гаджеты - беспроводные наушники, колонки, электронные книги, книги об искусстве и другое.
- Президентский грант подходит к завершению. Что будет дальше?
- В рамках гранта мы ставили перед собой задачу создать условия, создать возможность для взаимодействия между теми, кто может стать опытным наставником, и теми, кто хочет попробовать себя в каком-то направлении. Для нас это была тестовая история, такие платформы в принципе только начинают появляться, на которых можно было бы найти себе наставника в какой-то сфере. Наша задача была посмотреть, как это вообще работает, насколько такое взаимодействие, именно через платформу, возможно. И вот тест, я считаю, удался, поэтому наша платформа продолжит жить.
- Кто будет ею заниматься, подбирать наставников, проверять уровень их компетенций?
- Пока это будет команда нашего проекта. На сайте есть кнопка «стать наставником», все заявки будут попадать к нам. Мы уже сами пообщаемся, проведёт собеседование.
Дальнейшую же судьбу нашего проекта пока сложно предсказать, возможно, им кто-то заинтересуется, какая-то коммерческая компания или государственная, может, из администрации кто-то. Мы готовы и работать в партнёрстве, и даже передать платформу в чьи-то «добрые руки». Но пока нам интересно этот проект развивать самим.
- Как вы считаете, может ли ваш проект стать помощником в выборе профессии или эта история всё же больше про хобби?
- Часто хобби превращается в профессию, в дело жизни. Например, занимаешься спортом для здоровья, а потом вдруг становишься тренером. У нас, конечно, спортивного направления не было, но это всё перспектива развития. Просто сейчас наставников не очень много и сферы мы выбрали больше творческие, которые ближе к хобби. В дальнейшем, надеемся, будут наставники из других сфер и платформа станет хорошим подспорьем и для развития профессиональных навыков.
- То есть платформа выйдет за границы творческих индустрий?
- Да. У нас есть представление о том, как она должна развиваться. У нас предусмотрен на сайте рубрикатор, чтобы можно было выбрать тематическое направление. Всё будет зависеть от того, какие наставники появятся.
- Какие направления хотели бы охватить?
- Максимально все, чтобы выбор был достаточно большой. Надеемся, что и в каждом направлении появится несколько наставников, чтобы участники могли выбирать: если человек не сошёлся по духу с одним экспертом, то он мог бы перейти к другому и не отказываться от мечты развиваться в выбранном направлении.
- Нет опасности, что платформа превратиться в точку продажи популярных в соцсетях марафонов?
- Мы думали об этом. Сейчас мы говорим о том, что если наставник хочет коммерциализировать какой-то проект, то хотя бы один его наставнический трек на платформе должен быть бесплатным. Если будет большой запрос на коммерческие проекты, то мы просто создадим на платформе отдельный раздел для них, но обязательно останется и классическая история наставничества.
Сейчас, получив и положительный, и отрицательный опыт, понимаем, что стоит исправить и как двигаться дальше.