Парадоксы лещовой рыбалки на гдовских лесных озёрах
Гдовский район Псковской области богат лесными озёрами. Их здесь 85. Есть мечта с удочкой или спиннингом побывать на каждом из них, но за два десятка лет активной рыбалки удалось освоить лишь малую часть, едва ли четверть. В большинстве своём все эти озёра богаты рыбой, особенно щукой и лещом.
Молчит любимое озеро
Летняя рыбалка на гдовских озёрах непременно лещовая. Таких озёр много, но предпочтение отдаём лишь двум-трём. Так и в этом году с ранней весны проведали одно, другое, третье и удивились: самое глубокое, самое удачное в прошлые годы озеро на этот раз скромно промолчало. Не потому что рыбы не стало, в эхолотах мы видели её в большом количестве, и имеются все основания полагать, что это именно лещ. Но не клюёт – и всё тут. Три наши попытки поймать леща в любимом водоёме завершились почти полным провалом. Зато выстрелило соседнее озеро. Товарищи дружно переключились и здорово рыбачили на нём, а я всё упирался и верил в «любимое» озеро. Должно же и оно проявить себя? Не проявило. После очередного восторженного рассказа о небывалом клёве и крупных лещах с соседнего озера я сдался и отправился с товарищем на хвалёный лесной водоём, до сей поры лещового авторитета у меня не имевший.
Ясли и детский сад
Приехали к четырём часам утра. Озерцо небольшое и неглубокое, удобных подъездов немного. Первая стоянка оказалась занята, вторая – неудобная, остановились на третьей. Это, пожалуй, самая лучшая прибрежная полянка. Пока собирались, подъехала ещё одна машина с двумя рыболовами. Сначала они проехали мимо, но дальше стоянок нет (есть одна, но до воды далековато), поэтому «коллеги» вернулись и притормозили возле нас. Мы махнули рукой, мол, присоединяйтесь, места всем хватит. Мы уже отчаливали, а они только начали разгружаться.
Далеко здесь плыть не надо. Вениамин Борисович с товарищем очень хорошо здесь порыбачили пару дней назад, даже прислали видео о своей красивой рыбалке. На кадрах отлично видно, где они стояли, да и рассказали обо всём подробно. Я и встал именно туда. Станислав переплыл чуть дальше за меня. Прикормили. Клёв начался сразу. Но вот только рыба клевала совсем не та: на мою прикормку собрался, наверное, весь детский сад этого озера с яслями в придачу. Насадка не успевала опускаться на дно, как её тут же атаковывали десятки, сотни мальков, а если дна и достигала, то червяки и опарыши были уже основательно потрёпаны.
С такой прикормкой надо что-то делать
Вышли на воду и наши соседи, встали метрах в 30-40 от меня. Удивительно, но у них уже через несколько минут начала клевать «правильная» рыба, неплохие такие лещи и подлещики. А у нас вода закипает вокруг поплавков: клюёт, клюёт и клюёт. Но клюёт мелкая, с мизинец уклейка, плотва и такая же густёрка.
Два часа прошло с момента, как мы закинули удочки в этом месте, ничего не изменилось. Стас торопится делать категоричные выводы: «Да тут сегодня делать нечего, рыбы тут нет, и клевать сегодня не будет». Даже практические аргументы соседей ему нипочём. Тут наконец-то я выудил двух неплохих подлещиков подряд. Один граммов на 800. Ну что? Может, началось? Но как началось неожиданно и резко, так и заглохло. С 4:00 и до 7:30 я стоял на одном месте и не сдавался. Удивляло и постоянно отвлекало увесистое шлёпанье рыбы о воду у наших соседей. Они то и дело вынимали хороших подлещиков и лещей. К 8:00 моё терпение лопнуло, и я решил сменить место. Аккуратно обошёл соседей (оказалось, это были отец с сыном) и опустил якорь метрах в сорока от них, вернувшись ближе к нашей стоянке. Кинул свою прикормку. И снова атака армады мелочи. Вот чёрт, в чём дело? Скорее всего, в моей прикормке. Она хороша и запахом, и вкусом, рыбе нравится, проверено годами, но с ней надо что-то делать! Мои прикормочные шары оставляют такое облако вкусной мути, что вся мелочь этого озера немедленно собирается у меня. Надо или как-то утяжелять мою прикормку, или отказываться от макухи. Именно от подсолнечного жмыха остаётся сладкий след в прикормочном столбе. Минут 30 шло повторение результатов первой остановки: мою наживку непрерывно сбивало, высасывало и изжёвывало. В это время у Стаса окончательно сдали нервы, переплывать он не захотел: «Бесполезно», – поэтому удалился на берег, сообщив, что он с удовольствием часик-другой позагорает, не пропадать же отпуску.
Клёв как на Чёрных камнях
Не успел мой товарищ добраться до берега, как у меня началось. Крупные подлещики начали клевать сразу на две удочки. Я не успевал реагировать на такую частоту поклёвок. То поздно подсекал, то вообще зевал, не видя поклёвки, занимаясь в это время выуживанием или снятием с крючка пойманной рыбы. Пару раз держал на обеих удочках сразу двух лещей. И как быть? Отдавал предпочтение более увесистому сопротивлению, а вторую удочку откладывал в сторону.
Один раз во время такого дуплета я не успел сделать выбор, и оба попавшихся на крючок леща почему-то выбрали встречные курсы для попыток уйти от меня, пересеклись и серьёзно запутали снасти. Но выудил, на удивление, обоих. Распутывать было некогда, отложил в сторону путанку и стал использовать третью, запасную удочку.
Наступил небольшой перерыв в клёве, я начал пытаться что-то распутать и… прозевал одну поклёвку, другую, третью. Да пошли вы в гараж, мои спутанные удочки! Что-то отрезал, что-то намотал кое-как и окончательно отложил их в сторону. Тут и товарищ позвонил: «Ну как?» «Отлично, – отвечаю. – То-то и то-то уже поймал, клёв очень хороший». Не знаю, поверил ли он моим телефонным рассказам, но пожелал удачи. Спускать лодку на воду он уже не захотел. Мне было неудобно: как-то не по-товарищески получается, что я ловлю, а он… Да и наловил уже достаточно. Решил на сегодня рыбалку заканчивать.
Соседи, у которых с утра было великолепное начало, к этому времени как-то притихли. С рассвета был штиль, а к восьми утра поднялся неприятный ветер. Они же так поставили утром лодку, что теперь приходилось забрасывать свои удочки против ветра, делать это стало неудобно, а иногда и невозможно, да и клёв прекратился. Мы были обращены лицом друг к другу, и они видели мои успехи. Соседи переплыли, стали по ветру, но клёв так и не начался.
На берегу, высыпав свой улов на зелёную травку, пересчитал добычу: шесть лещей граммов по 800, пара штук по килограмму и четыре среднего размера. Неплохо. А клёв какой был! Поделился уловом с товарищем, и мы отправились домой.
Вторая попытка
Стасу эта рыбалка, когда он оказался в полном пролёте, не давала покоя. Ровно неделя прошла с того дня, за это время он дважды побывал здесь и полностью реабилитировался. Один раз был на вечерней зорьке и очень неплохо отрыбачил, другой раз тоже приехал с вечера, но встретил там друзей-соседей, приехавших с ночёвкой. Они уговорили заночевать и его. Лещ здорово клевал и с вечера, и с утра. Соседи специализировались на щуке на троллинг, но не преуспели в этом деле. Всё, что поймали, отпустили. Цеплялись «шнурки» по 300-500 граммов, да и те нечасто.
И вот опять ни свет ни заря примчались мы с товарищем на это же озеро. У Станислава отпуск, я тоже не обременён трудовыми обязательствами, а потому можем себе позволить порыбачить. Удивительно, суббота, но на озере никого. Лишь на первой стоянке был небольшой лагерь из двух автомобилей, но там, судя по всему, отдыхали не рыбаки, а дилетанты. Потому как на этом озере до сего дня я не видел, чтобы ловили на фидер. Это озеро для поплавка: глубины и расстояния небольшие, доступные. Да и на гнущейся удочке со звенящей леской гораздо приятнее тащить тяжело сопротивляющуюся рыбину. В общем, никто нас не отвлекал, не мешал, в 4:15 мы уже были на воде. Прошлый раз комарьё донимало, без репеллентов никак, но сегодня было терпимо, никакой химией я не пользовался, помахал лениво руками на берегу – и всё.
Такого клёва я ещё не видывал
Я выбрался на воду первым и стал на прошлое, так хорошо проявившее себя место. Станислав заплыл метров на 20 за меня и тоже заякорился. И я прикормил, и он. Без прикормки леща никто не ловит. У меня сразу началась вторая серия предыдущей рыбалки: вода кипела, крючки с насадкой не успевали опускаться на дно. Но ничего, подождём, отобьёмся от мелочи, а там и наша рыбка подойдёт. Но повтор был только у меня. У Стаса же минут через пятнадцать такое началось, что я и не видывал никогда. Клевал исключительно лещ и очень хорошего размера. Поплавки моего товарища были отчётливо видны, и я раз за разом наблюдал, как через минуту-две после очередного заброса они сначала слегка пошевеливались, а затем их неспеша начинало уводить в сторону. Стас тут же подсекал, удилище сгибалось в дугу, и мне становилось понятно, что у товарища на крючке сидит очередной лещ. Так повторялось каждые три-пять минут, иногда и чаще. Один за другим лещишки, поднимая кучу брызг, с шумом отправлялись в садок моего соседа. У меня же поплавки дёргались и дрожали не переставая, но леща так и не было.
Стас поинтересовался (ему даже как-то неудобно было передо мной): «А ты на что ловишь?» Узнав, что на бутерброд (червь + опарыш), порекомендовал насаживать только опарыша, его мелочь не так быстро стаскивает и лещу кое-что достаётся. Ещё посоветовал не жалеть, насаживать штук по 10-15 опарышей на крючок. Я почти так и делал: и 6-7 опарышей у меня всегда на крючке, и червячок, порванный на две части. От червя я отказался, но ничего не изменилось. А напарник ловит и ловит, у него даже на две удочки сразу клюёт. Такого активного клёва леща, как у Стаса в этот день, я в своей жизни ещё не видывал. Я за полтора часа вымучил лишь пару лещей, пока Станислав почти беспрерывно тягал их по соседству.
Разница в клёве в десять раз
Приехали ещё рыболовы – хорошо знакомые Владимир Михалыч с сыном Михаилом. Встали, не доходя до меня метров двадцать. Они успели увидеть небывалый клёв моего товарища. Станислав почти сразу приглашал меня передвинуться к нему поближе, потом ещё пару раз зазывал встать рядом. Но у каждого нормального рыболова, к коим я себя непременно отношу, имеется гордость за себя, за свои снасти, за особые знания о рыбалке. Поэтому я долго не откликался на приглашение, но в конце концов сдался и перебрался поближе к удачливому рыболову. Стас и моё новое место прикормил. Прикормка у него незамысловатая: пшённая каша, круто сваренная и перемешанная с покупной жёлтой прикормкой для леща. Может, в этом дело? Клевать у Стаса к этому времени стало реже, а у меня всё оставалось по-прежнему – мелочь атакует и атакует. В чём дело?
Меня терзало не желание наловить столько же рыбы, как мой товарищ, а непонимание: почему? Поплавки почти рядом, прикормка и насадка одинаковые, размер крючков и толщина лески – тоже, но результаты кардинально противоположные. Я бы понял, когда клюёт в два раза хуже (хотя и это уже огромная разница) и надо искать причину. Но сегодня разница в клёве была не менее чем в десять раз.
Я и с первой своей позиции замечал, что насадка у Станислава опускается на дно быстрее, чем у меня: его поплавки вдвое быстрее принимали рабочее положение. А когда встал рядом, отчётливо увидел, что свинцовых бусинок-грузил у него на леске гораздо больше, чем у меня. А значит, и поплавок тяжелее. «Сколько граммов?» – спросил я товарища. «Четыре», – сообщил он. Но, не намного больше моего, у меня трёхграммовые поплавки. Но быстрота достижения дна у него явно более скоростная. Надо будет заменить поплавки к следующей рыбалке. Может, не на обеих удочках, но на одной точно.
И ещё одну, пожалуй, самую существенную особенность я заметил в снастях товарища. Он об этом изначально говорил, но я не придавал значения, ведь на прошлой рыбалке мои снасти прекрасно работали и давали результат. Особенность следующая: расстояние от крючка до нижнего грузила на удочках моего товарища было не менее 50 сантиметров, а у меня лишь 25-30. И не на самое дно он клал нижнее грузило, а подвешивал его сантиметрах в десяти. И поклёвки у него сегодня и во все предыдущие удачные дни были или на потяг, или на потоп поплавка. Я же укладывал грузило на дно, чтобы оно его едва касалось, и ждал классических поклёвок на подъём поплавка. Да, две или три реализованные такие поклёвки у меня были, но на фоне бесконечно уплывающих и ныряющих поплавков товарища мне оставалось только руками разводить. На одной своей удочке я отрегулировал все эти сантиметры, а на второй оставил старую изготовку. К этому времени Стас решил завершить свою рыбалку. Когда он вынимал садок из воды, мои глаза расширились. Я не на шутку забеспокоился, что или садок сейчас разорвётся от тяжести, или лодка опрокинется на бок. Такого увесистого улова я ещё ни разу ни у кого не видел. Молодец, Станислав Тарасович! Отличный рыболов. Великолепная рыбалка.
Я не сдавался ещё около часа, упирался – и «упёрся» всего в пару рыбин. Попался один очень хороший лещ за килограмм. Но, оборачиваясь как-то очень неудобно, да ещё держа рыбу левой рукой, я вроде точно опускал пойманного красавца в кольцо садка, но в последний момент он ловко извернулся и проскользнул мимо. Обидно. Единственный достойный экземпляр, и я так неаккуратно с ним обошёлся. Ничего, значит, и не моя это была рыба. Пусть живёт. А второй лещишка был граммов на 600-700. Как-то плохо у меня сегодня получалось рыбачить. И так неважно клевало, а тут и вовсе перестало. На этом и закончил. А Михалыч с Михаилом переплыли с прежнего места. Сначала реденько, а потом неплохо лещ начал клевать и у них. Двигается, не стоит на месте рыба, наверное, и это одна из причин, один из уроков сегодняшней рыбалки – очень удачной у Станислава и совсем слабенькой у меня.
Такие вот парадоксы лещовой рыбалки случаются на лесных гдовских озёрах.
P. S.: Я рассказал о двух увлекательных рыбалках конца июня, но и сейчас там клюёт великолепно. Умышленно не указываю названия лещовых озёр. Рыболовы меня поймут и простят. А иначе к этим водоёмам уже через пару дней невозможно будет подъехать.