Шёпоты и крики: «Тихое место 2» – Джон Красински пытается повторить успех своего новаторского хоррора
В кинотеатрах осторожно гремит «Тихое место 2» — долгожданный сиквел новаторского остросюжетного хоррора Джона Красински 2018 года, в котором небольшая семья пытается выжить в мире, населенном злобными тварями с чутким слухом. Кинообозреватель Псковского агентства информации Муслим Камалов разбирается, удалось ли режиссеру Красински сделать невероятное — повторить оглушительный успех первой части.
От семейки Эбботтов, после трагической и жертвенной гибели отца и любящего супруга Ли (Джон Красински), остались жена Эвелин (Эмили Блант) и трое детей — Маркус (Ноа Джуп), глухая Риган (Милли Симмондс), а также недавно родившийся малыш, которого вынужденно носят в деревянном коробе с подачей внутрь кислорода из баллона. В мире все так же орудуют неведомые твари с острым слухом и такими же зубами, мигом разрывающие человеческие тела, поэтому правила остались прежние — особо не шурши, молчи и будешь жить. Эвелин с детьми, разобравшись с одним таким монстром на родной, но уже разгромленной ферме, в спешке покидают ее и вскоре попадают в убежище Эммета (Киллиан Мёрфи) — этот друг семьи некоторое время назад лишился детей и жены, а теперь коротает время в обустроенной землянке, плотнее прижимая к груди винтовку. Однажды Риган и Маркус ловят радиосигнал с острова, и сестра решает в одиночку добраться до выживших. Ко всему прочему, там находится станция, где можно применить против захватчиков некогда практически случайно изобретенное оружие — мощнейший ультразвук, создаваемый с помощью слухового аппарата девочки.
Сняв не без продюсерской помощи Майкла Бэя в 2018 году первую часть «Тихого места», актер Джон Красински («Офис») не только стал более заметной точкой на громадной режиссерской поляне, но еще и не на шутку всколыхнул киносообщество. Особенно встрепенулись тогда, разумеется, любители хорроров. На то были, конечно, веские причины: кино получилось и впрямь новаторское для эпохи кризиса идей, с крайне незамысловатой, но весьма надежной концепцией, где одним из антагонистов, по сути, оказывался шум, а уже потом кровожадные монстры. Единственное, с чем Красински и его соавторы Брайан Вудс и Скотт Бек не могли толком совладать, — это драма: из-за неопытности наблюдались явные недожимы, местами и вовсе дыры, заполненные если не бездарными сопливыми диалогами, то вынужденным молчанием и бегающими глазами Эмили Блант. Но как бы там ни было, «Тихое место», сконструированное из разных элементов постапокалиптики типа «Я — легенды» или того же «Монстро», завораживало и исправно работало, ловко манипулируя зрительскими эмоциями.
Главный же вопрос теперь — удалось ли Джону Красински спустя целых три года (картина должна была выйти в 2020 году, но грянула пандемия), провернув уже знакомый всем трюк, повторить успех своей оригинальной ленты? Это определенно не провал, скажем так, но и прорыва после первого фильма особо тоже не наблюдается. Красински не то чтобы словил то самое «проклятье сиквела», а скорее босыми ногами немного топчется на месте. Но делает это он во второй части уже с приличным авторским багажом, более продуманным сценарием, введенными в повествование новыми персонажами и формалистскими упражнениями, научившись мастерству, судя по всему, у великих. Здесь уже, к примеру, по-куароновски убедительно разведены и сняты продолжительные однокадровые сцены, одна из таких — в недурном прологе «Тихого места», она практически повторяет потрясающий эпизод из «Дитя человеческое».
Что до основной конструкции фильма — она осталась на прежнем месте, развития в простой (но, как выяснилось, гениальной) авторской идее «тишина — безотказное оружие режиссера» — абсолютно никакого. Саспенс здесь достигается уже привычными классическими средствами: собственно, блестящая работа со звуком (напряженное безмолвие, внезапно нарушаемое посторонним шумом) плюс банальная нерасторопность людей и глупость детей, из-за которой всевозможные банки-склянки предательски зазвенят на все восточное побережье, заставив сбежаться на ужин незрячих монстров. Одним словом, в плане концептуальных достижений второе «Тихое место» увязло в своих же нехитрых приемах и осточертевших скриммерах (которых тут теперь по десять на сцену), а вот вся история в глобальном смысле хоть немного, но сделала уверенный шаг вперед. Красински не только наконец-то раскатывает перед нами предысторию с появлением на земле уродливых тварей, но и умело делит прямолинейное повествование на два параллельных, в итоге выводя на первый план в качестве основных героев, собственно, уже не родителей, а детей, то самое новое поколение, на которых возложена надежда на спасение человечества. И это все еще турбо-увлекательное зрелище: ситуации должным образом накаляются по обе стороны, ставки с каждым эпизодом повышаются, есть по-своему изумительный поход Риган с замечательным соседом Киллианом Мёрфи, оборачивающийся отдельным напряженным путешествием и не самой приятной встречей с «другими».
Красински — снова князь тишины и официальное лицо саспенса-2021, нужно признать. Пандемия и отложенный выход фильма даже, можно сказать, сыграли ему на руку — возможно, фильм бы воспринимался несколько по-другому, а сейчас эффект усилен неспокойной обстановкой за окном. Тревожит здесь лишь время, которого фильму катастрофически не хватает, и взятый слишком мелкий масштаб истории — она так и остается локальной, что опять же делает из «Тихого места» камерную короткометражку. Или, к примеру, тот факт, что одаренную датскую операторку Шарлотту Кристенсен («Охота», «Девушка в поезде», «Большая игра») почему-то здесь заменили на ремесленницу Полли Морган (работала в «Легионе», «Странном ангеле» и над «Люси в небесах»), что, конечно, чувствуется в некоторых местах.
В целом же волноваться в случае «Тихого места 2» стоит за вторичность в плане внутренних механизмов и, опять же, открытый финал, всем своим видом анонсирующий третью часть и докладывающий, что Красински успешно превратил некогда новаторский хоррор в бизнес. Что же, пока лох из года в год цепенеет от практически ничем не отличающихся подобных вещей, можно и триквел по-тихому провернуть. Правда, есть опасение, что всей этой изобретательной концепции надолго не хватит (она и во второй-то части уже не настолько удивляет и восхищает), а какая-нибудь финальная «королевская битва» человечества с пришельцами обязательно все погубит. Но зачем нам еще одно «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес»?