В Пскове почтили память поэта и актера Алексея Маслова
В зале Центральной городской библиотеки выключен свет. Почти как в зрительном зале театра. Но зал не похож на театральный. Да и на сцене никого нет. Равно как и самой сцены. А вот зрители вполне себе присутствуют. На креслах в несколько рядов сидят люди разного возраста. Все они пришли почтить память поэта и актера Алексея Маслова. Его не стало 15 сентября 2008 года. А День славянской письменности и культуры, 24 мая, день его рождения. Маслову могло исполниться 60 лет.
Вспомнить Алексея Маслова пришли его коллеги по театру, журналисты, работавшие с ним в газете «Новости Пскова», поэты и друзья. Случайно пришедших на вечер, к сожалению, было не много.
Если бы Маслов жил в одной из столиц, про него давно бы сняли документальный фильм и показали по одному из центральных каналов. Но творческая личность была заперта в рамки, соразмерные границам нашей небольшой области. Это не хорошо и не плохо. Скорее необходимо. Чтобы псковская литературная земля отождествлялась не только с Пушкиным и заезжавшим транзитом Довлатовым. Но нет пророка в своем отечестве, а если и есть, то не такой, и не то, чтобы пророк. Как там у Довлатова: «Но кто поверит, что его знакомый — гений?!»
Я решил
что надо сказать
всё
Пошёл и сказал —
говорил долго
— Всё это так —
выслушав меня
ответили камни —
Но теперь попробуй
это же
объяснить людям
— Во-во! —
поддакнула пустыня
(А. Маслов)
Наверное, нельзя сказать, что Маслов был гением. Это будет слишком громко и неуместно, а сама статья станет похожей на панегирик. Алексей Маслов просто был талантливым человеком, и, как говорится, талантливым во всем. Но об этом – после.
После приветственной речи сотрудницы библиотеки Татьяны Котовой слово взял поэт Арсен Мирзаев. Он находился в зале виртуально (дань времени). Его присутствие обозначалось голосом и картинкой на экране. Вместе с Алексеем они учились в Горном институте в Ленинграде. На почве любви к литературе и сошлись. Мирзаев рассказал о студенческих годах, о влиянии на Маслова верлибриста Геннадия Алексеева, показал книги и сборники, в которых публиковался Маслов. Обещал прислать библиотеке недавно изданную антологию «Современный русский свободный стих», второй том которой открывается стихами Алексея. А еще сообщил о предстоящих переводах стихотворений Маслова на английский язык. Затем Арсен прочитал произведения Алексея Маслова.
Слово перехватили друзья и коллеги Алексея. Так псковский художник Сергей Семенов рассказал о том, как в свое время Маслов обнаружил неизвестную пьесу Довлатова. Оказалось, в театре кукол стоял шкаф с пьесами. Никто его никогда не трогал. Маслов, служивший в то время в театре, был человеком любопытным и дотошным. Стал смотреть. И нашел. В итоге по пьесе «Человек, которого не было» поставили спектакль. На премьеру из Нью-Йорка в Псков приезжали вдова и дочь Сергея Довлатова.
- Маслов был разносторонний – доносится из зала. Собравшиеся начинают вспоминать, что где бы ни работал Маслов – везде его талант вырывался наружу. Иногда это было даже во вред. Во время работы в газете «Новости Пскова» Маслов писал язвительные статьи про псковский театр, которые нравились, мягко говоря, далеко не всем. Зато его материалы про футбол нравились если не всем, то многим. Даже председателю местной писательской организации Александру Бологову, который, по уверению присутствующих, буквально ими зачитывался. При этом в Союз писателей Маслова не принимал. Почему? Сложно сказать. Возможно, все дело в самом Маслове. Он был слишком андеграундный, слишком свободный по духу. Ну и кто из местных поэтов может позволить себе писать верлибры? Да никто.
Футбол играл большую роль в жизни Маслова. Он стал первым пресс-атташе футбольного клуба «Псков-2000». Именно Алексей подготовил и написал для известного советского футболиста (вице-чемпиона Европы) и тренера Эдуарда Малофеева его автобиографию.
Маслов организовывал первый молодежный фестиваль, был редактором многих поэтических сборников, выпустил три книги своих произведений. Казалось, что он сам по себе был культурным явлением. Люди, которые входили в его окружение, сами начинали что-то писать. Настолько мощный заряд энергии исходил от Маслова.
Видимо, чтобы немножко приземлить и очеловечить создавшийся образ, сотрудницы библиотеки признались, что Маслов был большим ребенком и в целом человеком инфантильным, к тому же позволявшим себе различные вольности. Вспомнили историю о том, как в библиотеку вошел солидно одетый псковский чиновник. Маслов поглядел на него и произнес: «О, человек в футляре!»
В конце вечера памяти сотрудники библиотеки показали отрывок из спектакля «Чердачная сказка» с участием Алексея Маслова.
Кто-то из пришедших на вечер принес альбомы с фотографиями поэта, который все с интересом листали. Вот группа товарищей стоит у «Бейрута» (известной ранее точки притяжения неформальной молодежи), вот Алексей на футбольном поле в фирменной куртке, а вот он берет автограф у актера Алексея Булдакова (или Булдаков у него?). Фото из кабинета редакции, поездка в Санкт-Петербург. Прогулка на катере по Великой, вдали виднеется Ольгинский мост и Троицкий собор.
Смотришь на эти жизнерадостные снимки – и будто не было в его жизни похищения «черными риелторами», потери жилья, житейских и внутренних проблем, будто не ходил он отстраненным и безучастным по улицам города в последние годы своей жизни. И неоткуда взяться ощущению того, какой страшной и жестокой может быть жизнь.
Царствие Небесное р.б. Алексию, претерпевшему до конца.