Дорога на край света. Часть 2
Фотокорреспондент Псковского агентства информации Арсений Тимашов отправился в нестандартное для мая путешествие на Кольский полуостров. Он делится с вами впечатлениями «не испорченного» Куршавелем туриста, выбравшего путешествие по родной стране. О первой части путешествия читайте здесь. Дальше наш корреспондент отправился в Мурманск.
Закончив изучать окрестности Кировского района, я крепко выспался и направился на вокзал. Планировал отправиться в Териберку, но оказалось что автобус туда ходит нерегулярно, поэтому у меня образовался свободный день, потратить который я решил на пешую прогулку по Мурманску. Несмотря на свою очень короткую историю (Мурманск основан в 1916 году), этому городу есть чем похвастаться, во всяком случае если вы приезжаете сюда на пару дней.
Однако для комфортного отдыха вам однозначно потребуется гид, коим я обзавёлся в поезде Санкт-Петербург – Апатиты. Моим гидом стал попутчик, коренной житель Мурманска Алексей. Зачем? Потому что, как ни странно, несмотря на то что Мурманск — город маленький, приезжему очень трудно в нём сориентироваться, потому что сначала складывается впечатление, что город состоит из одной улицы. Садишься в такси — едешь всё время прямо. Садишься в автобус или троллейбус — опять только прямо. Выходишь, сворачиваешь направо, идёшь несколько минут — край города. В противоположную сторону история повторяется. Город протяжённостью 25 километров в длину в поперечнике насчитывает всего 5-7 километров в самых широких местах, поэтому в поисках чего-то интересного вам потребуется человек, который свободно в этой «колбасе» ориентируется.
От багажа, какой бы он у вас ни был, на время прогулки лучше избавиться, потому что ходить вам предстоит отнюдь не по ровным прямым улочкам, а по серьёзным таким холмам, подъём на которые с рюкзаком каждый раз заканчивается отдышкой и требующими отдыха ногами. Потому я свой рюкзак сбросил на человека натренированного — Алексея. После чего любезно за ним же и последовал.
Итак, куда же сходить в Мурманске? Первое, что приходит в голову, конечно же, памятник «Алёша» на Зелёном мысе, до которого, кстати, ездит общественный транспорт. Однако мой гид на свою голову спросил у меня, как я отношусь к нестандартным маршрутам, на что получил крайне активный положительный отзыв, и под тихий бубнёж: «Ну вот кто меня за язык тянул», — мы свернули с главных улиц к дороге, тянущейся вдоль залива, и направились к главной достопримечательности.
По «нестандартному» пути к «Алёше» можно встретить парочку менее значимых, но не менее интересных объектов культурного наследия Мурманска: памятник жертвам английской интервенции и памятник Анатолию Бредову.
Мурманск, конечно же, в первую очередь город кораблей и железных дорог, и именно эти достопримечательности повёл меня осматривать мой новоиспечённый товарищ. По пути на морской вокзал удалось увидеть погрузку на транспортировочный узел самой настоящей пиратской субмарины, а также выведение из эксплуатации другого судна, которое, по словам рабочих, пустивших нас на борт, своё уже отработало.
Главной нашей целью на морском вокзале был атомный ледокол «Ленин», на который мы... не попали. Коренные жители Мурманска понятия не имеют, в каком порядке организованными экскурсиями посещаются излюбленные туристами места. Однако, даже стоя за забором на вокзале, можно разглядеть массу интересного, в том числе ремонт судна прямо на воде.
Больше всего здесь поражает, конечно же, рельеф. Обычное дело — повернул за угол и уткнуться носом в скалу, а идя по дороге и ещё минуту назад смотря на всё свысока, через пару минут вдруг начинаешь чувствовать нависшие над тобой утёсы.
Отправляясь дальше по железным дорогам и промышленным зонам, очень часто приходится останавливаться из-за зазывающих тебя пройти внутрь щелей в заборах, снятых с петель ворот и отогнутых досок, за которыми ты неприменно найдёшь что-то необычное, пока к тебе не подлетит местный охранник, искренне удивлённый, «как ты вообще сюда залез», и ещё более удивлённый, когда ты ему показываешь снятые с петель ворота.
Ещё ближе к воде за одним из таких заборов меня, будто возмещение морального ущерба за ледокол, ждал самый настоящий порт и охраняющая этот порт собака, которая, заметив гостей, любезно проводила меня на территорию, где можно пройтись по проваливающемуся под тобой старому бревенчатому причалу и понаблюдать, как старательные матросы готовят к отплытию суда.
Поднимаясь наверх, можно встретить интересных местных жителей, называющих себя то спецназом, то террористической группировкой, которые очень назойливо, иногда грозя автоматом, попросят у вас разрешения проводить вашу группу до памятника, по пути рассказывая о «своих» школе и детском садике, то ли имея в виду, что они тут учатся, то ли что держат тут в страхе весь район.
Когда вы доберётесь до памятника, вам откроется панорамный вид на город, который мало кого может оставить равнодушным.
От «Алёши» на вокзал мы поехали на троллейбусе, и хочу отметить, что из-за того, что большая часть мужчин в городе, либо в море, либо занята тяжёлым физическим трудом на предприятии, практически все водители троллейбусов — женщины.
На вокзале меня уже ждал автобус в Териберку. Автобус с водителем, который вёз меня туда в прошлый раз, с моей землячкой и удивительным человеком по имени Олег, который добирался из Питера до Мурманска автостопом. Автобус, который отвёз меня к океану, касаткам и ледяным водопадам. Но об этом в следующий раз.