Шавуха бесконечности: «Майор Гром: Чумной Доктор» — (не)зажигательный кинокомикс Олега Трофима о петербургском копе
Пока в соседних залах пушистый Конг громко выясняет путаные отношения с радиоактивной Годзиллой, режиссёр «Льда» Олег Трофим снимает отечественный кинокомикс «Майор Гром: Чумной Доктор» — блокбастер на основе одноимённых комиксов издательства Bubble об отважном полицейском Игоре Громе, пытающемся остановить в Санкт-Петербурге мятежные бунты и злодея в модной маске римского врачевателя XVII века. Кинообозреватель Псковского агентства информации Муслим Камалов считает, что у Олега Трофима получился не совсем складный кинокомикс, но, правда, с одной гениальной идеей внутри.
Игорь Гром (Тихон Жизневский) — незаурядный, немного заносчивый, но благородный и борзый майор главного управления полиции вымышленного Санкт-Петербурга, местный борец за справедливость с «Нокией 3310» в кармане, таскающийся по питерским подворотням в вечной кепке и потасканной коричневой кожанке. Остановив банду грабителей в громоздких масках хоккейной команды «Метеор» с помощью мусоровоза, элегантно протащив его по Дворцовой, майор Гром собирается обезвредить нового врага, нарисовавшегося в прекрасной Северной столице — загадочного анонима по кличке Чумной Доктор. Поскольку тот откровенно и, кажется, безвозвратно слетел с катушек: по ночам он заживо сжигает нечистую на руку питерскую элиту — от мусорного монополиста, гендиректора банка и до распущенного мажора при отцовских деньгах, который сбил маленькую девочку и вышел сухим из зала суда. По невероятному совпадению в это же время местный IT-гений Сергей Разумовский (Сергей Горошко) запускает свободную и наполненную бесплатным контентом соцсеть «Вместе».
В первой же сцене Игоря Грома убивают из обреза, а полковник Прокопенко (Алексей Маклаков) зачитывает надгробную речь. Склейка. Чудеса, наш Игорь Гром не погиб: он далеко не идиот, а поэтому думает, прежде чем реализовать какое-то рискованное решение. Режиссер «Льда», экс-клипмейкер Олег Трофим, поставивший «Грома», рискует в этом случае не меньше: намереваясь с коллегами-сценаристами Артёмом Габреляновым, Романом Котковым и другими соавторами разработать и поставить на рельсы отечественную вселенную кинокомиксов, они наделяют главного героя — полицейского — невиданной и, разумеется, поражающей именно сегодня интеллектуальной суперспособностью — думать. И, естественно, Трофим, эффектно продемонстрировав (на самом деле не очень) в самом начале свой коронный приём, ставит его на вечный репит, поэтому здесь необходимо смириться с неизбежным: каждую драку или решающую бойню мы будем видеть ровно столько раз, сколько вариаций в голове прокрутит майор Гром как бы за считаные секунды. Выглядит это, прямо скажем, довольно уныло и нисколько не изобретательно, но уже то, что это не полностью вытянуто со всеми соками из «Шерлока» Гая Ричи, хоть и подсмотрено у хулигана-британца, вселяет какую-никакую надежду. В целом же это кино чудом держится все два часа — по большему счёту из-за прилежной операторской работы Максима Жукова и клипового трофимовского монтажа.
Если центральный герой-коп — решительный, отважный и неподкупный, гений своего дела, то все остальные в управлении на его фоне обязаны быть абсолютно безмозглыми. Именно такой вот древней библии придерживается Трофим и сценаристы, при этом на удивление толково используя совершенно внятную структуру типичного голливудского блокбастера: есть майор-как-бы-изгой, который много себе позволяет, ругается с боссом, швыряется блестящим значком и вообще себе на уме, но успешен. В какой-то момент его, разумеется, отстраняют от дела, но тот не сдаётся — дальше герой обрастает единомышленниками, и вместе они отправляются в смертельный бой. И ладно, если бы на таком, пусть и шаблонном, костяке это всё выглядело действительно свежо и было решено оригинально, но нет: из-за выбранного американизированного обличия всё воспринимается как не более чем крайне идиотская, неудавшаяся пародия на «Полицейскую академию», где вместо коменданта Эрика Лассарда всем заправляет прапорщик Шматко, а временами кажется, что и вообще Задов. Американская формула кинокомикса и его эстетика, как выяснилось, уж совсем не стыкуется с российской действительностью, с какой стороны ни пробовали бы её прикрутить. А ведь можно было бы в этой ситуации плясать, скажем, от Глеба Жеглова.
Тихон Жизневский в амплуа майора Грома, признаться, весьма органичен и после отвратительного «Огня» и затягивающих глубоких «Топей», кажется, способен на удивительное перевоплощение в сурового охрипшего копа. Остальные же, как и рядовые полицейские на его фоне, — мелкие глупые рыбки, остающиеся такими практически до финала: Любовь Аксенова, изображающая журналистку с ералашевской фамилией Пчёлкина, которая живёт в Питере и при этом никогда не ела шаверму (есть и такие во вселенной Трофима, но этот удивительный персонаж, скорее, откуда-то из фильмов Дэвида Линча), играет в режиме энергосбережения, впрочем, как и всегда; ну а Александр Сетейкин в роли напарника Грома, стажёра Димы Дубина, всего лишь назойливый паренек, мешающийся под ногами, про какую-то актёрскую игру здесь говорить не приходится. Сам же Чумной Доктор — Сергей Горошко — персонаж любопытный, через него авторы умудрились хотя бы пронести в фильм немного иронии, сравнив в одной сцене с Бэтменом.
Но от «Темного рыцаря» в «Громе», конечно, мало чего найдётся: всё же это кино, с одной стороны, опять же с внутренним размышлением над мятежом и погромами, которые, естественно, окажутся подавленным (смотри отвратительнейший «Союз Спасения») справедливостью и правосудием, победой над беспределом; но с другой, как и упоминалось здесь ранее, — о способности одного отдельно взятого полицейского, в отличие от остальных, думать в критической (и не только) ситуации. В этом плане кино Олега Трофима почти что гениальное, но как увлекательное развлечение, складный и динамичный блокбастер, первый крепкий отечественный кинокомикс оно сильно страдает экшен-импотенцией — не слишком-то и зажигает, как ожидалось, другими словами. Всё, чем может гордиться и хвастаться в «Громе» Трофим, — это дурно срежиссированная стычка в китайском казино, где из груди композитора Романа Селиверстова внезапно и со свистом вырвался Ханс Циммер. Остальное же — какое-то пиротехническое баловство с огнём, городское фаер-шоу в глубинках выглядит куда зрелищнее.
В «Майоре Громе», конечно, просматриваются некие авторские амбиции, заметен минимальный марвеловский размах, но в конечном итоге всё оборачивается (скорее, из-за смехотворного финального сюжетного твиста) хлипкой ерундовиной с примитивнейшим фабульным замыслом уровня нелепого подросткового кино. На этом проблемы фильма, конечно, не заканчиваются, и единственное, что запомнится из картины Трофима, помимо одной хорошей идеи, — это шаверма (не путать с шаурмой), которую весь фильм поедают герои и которая, скорее всего, выступает в «Майоре Громе» какой-то прямо народной скрепой. Но, насколько известно, одной такой сомнительной отечественной «шавухой бесконечности» сыт не будешь.