Доисторический пендель в неоновом свете: «Годзилла против Конга» — эпичный финал монстро-файтинга от Адама Уингарда
До кинотеатров добралась картина «Годзилла против Конга» Адама Уингарда — продолжение перезапущенной ещё в 2017 году древней франшизы студии Warner Bros. о короле монстров, гигантской горилле по кличке Кинг-Конг. Как и было обещано создателями ещё в 2019 году, после также перезапущенной «Годзиллы», оба титана, одолев в предыдущих сольных фильмах своих врагов, сразятся в смертельной схватке. На долгожданной финальной битве этого монстро-турнира побывал кинообозреватель Псковского агентства информации Муслим Камалов.
Кое-как усмирённый человечеством Конг живёт в специальном огромном высокотехнологичном закрытом вольере в виде купола, внутри которого создаётся вполне себе реалистичная симуляция джунглей, которую горилла сначала не отличает от настоящих. Распорядок дня гигантского титана от мира зверей, в принципе, человеческий: проснулся, пошёл под огромный душ-водопад, пожевал чего-нибудь, вспомнил, что жизнь в принципе бессмысленна, поорал по этому поводу в цифровые облака, а потом воткнул в виртуальные небеса ствол огромного дерева. Уже привычный порядок Конга нарушают, разумеется, докучливые учёные и бизнесмены, не знающие покоя: гендиректор технокомпании Apex Уолтер Симмонс (Демиан Бичир) намерен добыть сильнейший источник энергии, находящийся в так называемой Полой земле (отдельный древний мир под Землёй), для это он нанимает геолога Натана Линда (Александр Скарсгард) и отправляет к старой подруге, антропологу Илен Эндрюс (Ребекка Холл), дабы уговорить отправиться вместе с Конгом в «центр Земли», ведь только он может привести людей к бесценному источнику энергии. Помешать этой опасной авантюре с путешествием Конга на малую родину может только его заклятый враг — разъярённая Годзилла.
Благо появляется этот опаснейший, но как-то не особо хорошо сражающийся, неуклюжий соперник не сразу — режиссёр этого атомного файтинга Адам Уингард (построил пока какую-то невнятную карьеру, работая в альманахе «З/Л/О», экранизировав «Тетрадь смерти» и снимая хорроры разной степени сомнительного качества типа сиквела «Ведьмы из Блэр») знает, как добиться нужного эффекта и реакции зрителей: намеренно замедляя действия и события ещё в первой трети фильма, некогда мамблкорщик Уингард грамотно оттягивает всеми ожидаемое, умело нагнетая саспенс в огромном студийном кино. Поэтому первая встреча Конга и Годзиллы выглядит настолько зрелищно, насколько, кажется, невозможно; далее этот нехитрый на самом деле приём постановщик провернёт ещё не раз, но придуманный сценаристами механизм в итоге работает идеально — «Годзилла против Конга» палит в зрителя из всех, каких только возможно, орудий.
Поскольку блокбастер позиционируется и воспринимается в подсознании ещё на уровне названия и кричащего постера как некий красочный финальный поединок в турнире за звание лучшего монстра планеты, то и построен он соответственно: сценаристы, среди которых затесались Терри Россио (писал «Годзиллу» версии 1998 года, работал над франшизой «Пиратов Карибского моря»), Эрик Пирсон («Тор: Рагнарёк») и Майкл Догерти («Люди Икс 2») талантливо разбивают историю противостояния двух доисторических тварей на такие своеобразные боксёрские раунды. По степени крошилова они тоже идут традиционно по восходящей: от худшего, слабого, которое происходит по пути центральных героев в океане, до самого эпичного — в центре Гонконга (город, впрочем, после этого ждёт, вероятно, глобальная реконструкция).
При этом кроме схваток монстров в стиле «дед с батей сцепились по пьяни» кино разбавлено и поделено сюжетно на линию со взрослыми и детьми, последняя из которых удалась меньше всего. Если магистральная — с путешествием к Конгу домой, в Полую землю, — выглядит для остросюжетного блокбастера достаточно солидно и более увлекательно, то вот у второй всю дорогу наблюдаются серьёзные проблемы: в ней героиня Милли Бобби Браун находит поехавшего подкастера-конспиратора Берни (Брайан Тайри Генри), и, прихватив одноклассника Джоша (Джулиан Деннисон, прославился после «Охоты на дикарей» Тайки Вайтити), они вместе отправляются прямиком в логово злодея — в корпорацию Apex. Имитировать раннего Спилберга (или, скажем, первых «Трансформеров») у Уингарда толком не получается: линия с подростками проседает с каждой следующей сценой, лишь бестолково заполняя пустоты в фильме, а Бобби Браун опять же пихнули в проект только в угоду фанатам и громкому имени в титрах. Её героиня, как и в случае, собственно, предыдущей картины «Годзилла 2: Король монстров», сюжет абсолютно никак не продвигает, она зачем-то постоянно пытается казаться старше своих лет, но такие бессмысленные старания губят всю актёрскую игру, если можно её так назвать.
Поэтому за параллельной линией, где отважный учёный с лицом Александра Скарсгарда вместе с героиней Ребекки Холл и маленькой приёмной девочкой, выступающей связным звеном между людьми и Кинг-Конгом, следить намного интереснее. Путешествие в Полую землю — лучший и наиболее захватывающий эпизод во всей этой размашистой мясорубке (конечно, после заключительной схватки монстров). Несмотря на некий налёт нолановщины (инвертированная гравитация, прыжок в нору и пролёт сквозь «пространство-время»), вся сюжетная линия в Полой земле выглядит бодрой, с выверенным количеством экшена и плотностью динамических событий. Здесь наконец-то начинает проявляться режиссёрское видение и отнюдь недурные визуальные решения: в некоторых кадрах словно улавливается что-то из картин эпохи Ренессанса, а привнесённая в эпизод фэнтезийная часть с магическим самодельным топором и силой-энергией пристанища Конгов делают из, казалось бы, дуболомного сезонного блокбастера крепко сбитый настоящий сайфай. Сквозная же тема «Кинг-Конг и топорик войны, который надо бы и зарыть» масштабируется в итоге, разумеется, в противостояние человека (технологий) и природы. Ожидаемо? Да. От этого фильм как-то смотрится и воспринимается хуже? Абсолютно нет.
Монстроверс от Адама Уингарда, что удивительно, больше удался, чем нет: это всё же идеальный аттракцион для изголодавшихся по таким исключительно крепким жанровым вещам на большом экране. Что ещё раз подтверждается грандиозным финальным мочиловом двух заклятых титанов-монстров, виртуозно снятым местами субъективной камерой, да ещё и в разноцветных лучах неона под лихие треки Junkie XL. Редкая дискотека века, что тут ещё скажешь.