Бактериальные монстры, лучевая болезнь. Чем рискуют псковичи при самолечении коронавируса
Российские медики продолжают бить тревогу. Россияне по-прежнему массово скупают в аптеках антибиотики, пытаясь лечить ими коронавирус. Результаты такого самолечения — самые плачевные. Схожая ситуация может возникать при необоснованном назначении компьютерной томографии для выявления коронавируса.
Тревогу коллег поддерживает и главный врач Псковской областной инфекционной больницы, врач-пульмонолог Анастасия Повторейко. В интервью Псковскому агентству информации она прямо заявила, что самолечение, назначение антибиотиков, КТ без отсутствия на то четких критериев могут привести к ситуации, когда пандемия покажется цветочками.
- Анастасия, можно ли лечить коронавирус антибиотиками? В чем опасность их необоснованного применения?
- Показания для антибактериальной терапии при подозрении на ковид, при ковиде и ковид-пневмонии достаточно узки: это только доказанная бактериальная инфекция. В клинических рекомендациях Минздрава, которые мы на сегодня имеем, версия 9 от 26.10.2020 года, четко прописано, что только лабораторно подтвержденное наличие бактериальной инфекции является критерием к назначению антибактериальной терапии.
Более того, по нашему опыту нерациональное использование антибактериальной терапии на догоспитальном этапе приводит к более тяжелым формам течения ковида ввиду того, что любой антибиотик оказывает негативное действие на организм. Мы начали встречаться с серьезными осложнениями в виде развития, например, антибиотикоспровоцированной диареи и более тяжелых форм - в виде псевдомембранозного колита.
- То есть к вам в больницу поступают вот такие пациенты, которые занимались самолечением ковида антибиотиками?
- Приведу пример. Буквально два дня назад поступил медицинский работник (!), который на амбулаторном этапе с КТ 0 -1 (это всего 5% поражения легких) принял три антибактериальных препарата. При этом один из антибиотиков был резервный, который мы используем на реанимации. В результате пациент поступает к нам с высокой лихорадкой, развернутой клиникой псевдомембранозного колита. То есть на этот момент мы лечим уже никакой не ковид, никакую не пневмонию, а лечим осложнения — тяжелые, угрожающие жизни. Псевдомембранозный колит — это серьезная клостридиальная инфекция, которая часто приводит к гибели пациентов, особенно возрастных пациентов с какими-то фоновыми заболеваниями. Это серьезное, жизнеугрожающее состояние, которое сопровождается лихорадками, болями в животе, часто жидким стулом, интоксикационным синдромом. Вплоть до необходимости лечения в реанимации. И это медицинский работник!
Что касается не медиков, часто мы видим нерациональное назначение. Часто поступают пациенты, которых по законам фармакокинетики, фармакодинамики уже в принципе нечем лечить. То есть остается только резервный препарат, после которого пациент уже не сможет ничем лечиться, потому что у него будет антибиотикорезистентность. И если, не дай бог, у него через несколько месяцев случится какое-то гнойное осложнение, ситуации могут быть разные в жизни, то вероятность гибели этого пациента просто колоссальная.
Я как врач-пульмонолог просто с ужасом вижу, что в результате самолечения антибиотиками, нерационального назначения антибиотиков формируется грубейшая, стойкая антибиотикорезистентность, которая может привести к росту просто бактериальных монстров, которые будут убивать людей. Пандемия нам цветочками покажется.
- Кто и когда может назначить антибиотики при лечении ковида?
- Антибиотики может назначить только лечащий врач, который детально провел сбор анамнеза, убедился, лабораторно подтвердил необходимость антибактериальной терапии. То есть доказанные факты для назначения такой терапии должны быть обязательно.
- Высокая температура не означает, что сразу надо принимать антибиотики?
- Ковид — это вирусная инфекция. Изначально понимая, что мы имеем в виду вирус, о каких вообще антибиотиках мы можем вести речь? Нет прикладной точки для их назначения. Мы видим прикладную точку, когда имеем бактериальные осложнения, но надо сперва доказать, что они есть. Высокая температура — это не клинический критерий бактериальной инфекции.
Естественно, больные разные, фон надо учитывать. Но пациент не может сам себе назначить антибиотики.
Понимаете, антибиотик при вирусной инфекции - это терапия отчаяния. Никаких профилактических приемов антибиотиков в принципе быть не может.
- Анастасия, прокомментируйте, пожалуйста, очереди на КТ. Там столпотворение, все хотят сделать компьютерную томографию, чтобы провериться на ковид.
- Эту панику надо останавливать. Люди идут, мчатся делать компьютерную томограмму без показаний.
Есть четкие критерии, регламентируемые Минздравом. Стойкое повышение температуры выше 38 градусов в течение трех дней, некупируемое лекарствами, и проявление нарастания одышки при минимальной физической нагрузке или в состоянии покоя. Что это значит. Если вдруг ни с того ни с сего пациент чувствует, что ему не хватает воздуха при одевании, при чистке зубов, или прошелся - и учащается дыхание — более 22 в минуту. Каждый пациент сам может посчитать, даже не обязательно иметь пульсоксиметр дома.
Эти критерии достаточно простые, согласитесь. То есть любой человек может это увидеть и понять. Тем более медработник.
Но что мы видим. Коронавирусный ажиотаж породил значимую панику в отношении КТ. Да, КТ является единственным чувствительным методом подтверждения ковид-пневмонии. Но назначение его на ранних клинических проявлениях не играет никакой роли. Более того, есть понятие: КТ-негативный, рентген-негативный период. Когда клиническая картина есть, а на КТ — еще ничего нет. И то, что мы сейчас увидим — отсутствие результата или мало результата, никак не влияет.
Гораздо проще пойти и сделать банальный клинический анализ крови и посмотреть наличие лейкопении как одного из важнейших критериев назначения интенсивной терапии. По итогам сразу будут видны критерии для назначения интенсивной терапии и конкретного лечения. А вот КТ 5, 10, 15 и даже 20-25% поражения легких без наличия клинических критериев может не нести за собой конкретных действий.
Мы делаем КТ, чтобы назначить лечение, правильно? А выходит: делаем КТ, получаем пять процентов, нет клиники — температуры, одышки, есть только слабость и нарушение обоняния — что дальше? Ничего. Так же говорим: домашняя симптоматическая терапия.
Я не понимаю, зачем давать организму дополнительную лучевую нагрузку? Я врач-пульмонолог со стажем. Если вспомнить предыдущие годы моей работы, мы, например, видели у пациента подозрение на онкопроцесс, говорили: вам показано сделать КТ. А пациент говорил: я не буду делать, я боюсь лучевой нагрузки, можно я сделаю флюорограмму. И начинается: мы просим, убеждаем, что лучевая нагрузка не так страшна, как онкопроцесс.
Сейчас же обратная ситуация: мы не можем убедить людей, что КТ — это вообще-то серьезная лучевая нагрузка. Мы скоро светиться будем! А что мы будем иметь через год?! Не вспыхнут ли у нас какие-то серьезные болезни? И мы будем понимать, что это последствия той самой сумасшедшей активности в отношении КТ.
Мы открыли амбулаторный центр. Запросила у своих специалистов количество обоснованных и необоснованных исследований, и что я вижу. По северной, псковской, зоне показания для проведения компьютерной томографии приблизительно из ста исследований (с 26 ноября делается порядка ста исследований в день) 50% имели КТ 0 -1 — и за этим не следует никакой коррекции терапии, в 20% - действительно нужно было провести КТ-исследования.
С 26 ноября только одной пациентке по итогам КТ понадобилась госпитализация, у нее было 65% поражения легких. И у троих-четверых КТ показала 30%. Что касается великолукской зоны — вот там у нас катастрофа. Из всех проводимых исследований — 80% норма. То есть людей необоснованно отправляют на КТ.
Даже если у пациента два дня температура 38, у него на КТ норма, он должен выдохнуть? Нет. У него осложнения могут появиться только на следующий день, а иногда только через пять дней. Но мы же не будем делать ему КТ каждый день, каждый день облучать!
Мои КТ-специалисты просто негодуют: как можно отправлять на КТ пациента, просто перестраховываясь. Или пациент, например, предоставляет лечащему врачу недостоверные данные, что у него температура 39 градусов 4-5 дней. А лечащий врач бегом отправляет его на КТ…
Надо рационально к этому подходить, включить разум. Мы все за жизнь и здоровье пациентов. Но жить надо не только сегодняшним днем. Иначе дальше мы будем иметь пациентов с устойчивостью к антибиотикам, с лучевой болезнью, осложнениями. Я просто кричу от всей инфекционной службы об этом!