О бесконтактных соревнованиях раллийщиков, лосиных тестах, стенограмме безопасности и личной ответственности водителей – в интервью Олега Мыслевича
21 мая гостем проекта ПАИ-live стал Олег Мыслевич, президент Федерации автоспорта Псковской области. Александр Машкарин поговорил с гостем эфира о том, как пандемия коронавируса влияет на график соревнований, чем занимается сейчас Федерация автоспорта, а также о национальном проекте «Безопасность движения».
«Бесконтактные» соревнования и плавающий график
– Начнём, наверно, с самого важного для федерации автоспорта – с соревнований. Буквально сейчас должны были проходить соревнования «Голубые озёра – 2020», но их пока перенесли на июнь, правильно?
– Да. Первоначально в календаре вообще стояла дата 4-5 мая. Сроки проведения соревнований сдвинулись ещё в середине апреля, когда мы поняли, что этап Кубка России по ралли в условиях коронавируса невозможно проводить безопасно для всех, плюс на территории Российской Федерации действовал запрет на проведение массовых мероприятий. Поэтому было принято решение о переносе сроков. Состоялся первый перенос – на 21-24 мая. Но 6-7 мая стало понятно, что и в эти даты соревнование провести будет невозможно. Поэтому на сегодняшний день запасная дата проведения – 18-20 июня (сейчас готовится документ о внесении изменений в календарные планы, в распоряжение губернатора).
В принципе, соревнование нами уже подготовлено. Подготовка этапа Кубка России занимает порядка 2-3 месяцев, поэтому нами уже разработан маршрут, есть маршрутный лист и проект регламента. Если говорить легкоатлетическими терминами, мы на низком старте – ждём выстрела стартёра, коим в этом случае является Министерство спорта. Если говорить об областном, а не об общероссийском соревновании, рассматривается возможность проведения 18-20 июня первого этапа чемпионата Псковской области «Трофей Александра Невского». Ждём начала июня, чтобы понимать, как будут развиваться события, связанные с распространением коронавируса в Псковской области и в других регионах (у нас основное количество участников – иногородние спортсмены). Поэтому нами разрабатывается предложение об усечённом формате проведения соревнования – без официального открытия, официального награждения.
– Без официальных зрителей.
– Без зрителей, конечно же! Разрабатывается сценарий онлайн-трансляции соревнования. У нас есть такие технические возможности: можно поставить камеры и в прямом эфире вести трансляцию с ярких и зрелищных мест – трамплинов, поворотов и так далее. Также у нас разработана возможность бесконтактного судейства.
– Ещё один шаг – и будет бесконтактное вождение с пультом.
– Это используется в тренировках. Я начинал свою карьеру не как организатор, а как участник ралли: это, наверно, 3-4 года раллийного симулятора перед тем, как сесть в спортивный автомобиль – в настоящий, боевой. Это очень полезно и помогло мне с первых шагов достичь результатов в ралли.
– Правильно ли понимаю, что график соревнований «плывет»?
– Да, безусловно.
– Есть ли опасения, что какие-то соревнования в этом году не состоятся из-за того, что вы их не успеете провести?
– Безусловно, календарь смещается. Рассматриваются разные варианты: например, Министерство спорта может разрешить проводить этапы Кубка и чемпионата России и с июля, и даже с октября. Все возможные варианты сейчас обсуждаются, и мы в этой работе принимаем активное участие. Совсем недавно нами было направлено письмо в Российскую автомобильную федерацию. Ралли «Голубые озёра» – это этап Кубка России, а ключевое событие в 2020 году всё-таки этап чемпионата России «Ралли – Псков»: он был запланирован на 4-5 июня.
– Фактически вот-вот должно быть.
– Фактически – да. Оно, конечно, уже не состоится. Нами направлено письмо, и с председателем оргкомитета по подготовке к проведению ралли Сергеем Сергеевичем Дмитриевым согласован такой вариант: мы хотим максимально сохранить чемпионат России в полном формате – с проведением городского спецучастка, со зрительскими зонами, как массовое мероприятие; понимая, что массовые мероприятия будут разрешены в последнюю очередь, мы просим Российскую автомобильную федерацию согласовать проведение этапа чемпионата России «Ралли – Псков» 1-4 октября. Думаю, шансов будет больше.
– Если не будет второй волны коронавируса.
– Да, здесь уже от нас ничего не зависит.
На низком старте в условиях пандемии
– Мы делаем всё возможное – и в этом плане впереди даже общероссийских организаторов. Сейчас на территории Российской Федерации, насколько мне известно, нет ни одного организатора, у которого бы на руках было распоряжение администрации области о проведении соревнований. А что это значит? Если снимут ограничения, допустим, в июле и скажут об этом в середине июня, то любому организатору потребуется минимум два месяца, чтобы получить разрешающий документ от администрации региона. Много времени занимает согласование документов, плана безопасности с управлением внутренних дел и так далее, то есть это большая кропотливая работа. Мы сейчас единственные организаторы в России, которые стоят на низком старте. Если завтра снимут ограничения – мы, допустим, ралли «900 озёр», которое запланировано на 4 июля в Опочецком районе, будем готовы провести как Кубок России: у нас все документы готовы.
– Получается, вы готовы ко всем соревнованиям, только надо понять, когда это можно сделать.
– Да, только сроки.
– Среди автоспортсменов есть заболевшие коронавирусом?
– Если говорить о псковских спортсменах, то таких фактов я не знаю. Если говорить об общероссийских, заболевших автоспортсменов нет, но один ведущий спортсмен-кольцевик потерял своего отца из-за коронавируса. Это случилось буквально две недели назад. Есть заболевшие и среди родственников спортсменов из Санкт-Петербурга. И мы не исключение. То есть боженька нас не отодвинул в сторону и не сказал: «Все болейте – а вы, автоспортсмены, не болейте». Мы обычные люди, как и все, так же ходим в магазины, заправляемся на автозаправочных станциях и так же подвержены всем этим рискам. Не знаю, как количество адреналина, выделяемое в гонках, влияет на иммунную систему, но… Тем более сейчас этого адреналина не хватает.
– Или, наоборот, более чем достаточно.
– Это можно было бы проверить, если бы нам разрешили участвовать в соревнованиях. Но в этом плане мы также максимально соблюдаем все требования, которые сейчас государство предъявляет ко всем гражданам Российской Федерации. Мы не являемся исключением, поэтому стараемся обезопасить свою семью, своих близких, родителей, детей. Моя семья уже три месяца находится в изоляции в загородном доме у родителей, поэтому нам, может, проще: всё-таки загородный дом, дети могут выйти на улицу, покататься на велосипедах. Моим знакомым, конечно, тяжело, особенно москвичам, которые вынуждены сидеть в квартире с детьми. Это большое испытание для всех.
Чтобы все детали «бегали»
– Как сейчас автоспортсмены проводят тренировки? Тренируются ли они вообще?
– Да, на территории некоторых регионов разрешены индивидуальные тренировки, Псковская область не исключение. Спортсмены тренируются с применением ограничительных мер: у нас в тренировке участвует максимум один экипаж, который ни с кем не контактирует, соблюдается масочный режим. Тренировка проводится только на 2-3 км дороги общего пользования в лесном массиве, населённые пункты не задействуются. Нами проведено уже некоторое количество тренировок, что позволяет спортсменам не только поддерживать форму, но и содержать технику в надлежащем состоянии, потому что любой автомобиль – в особенности спортивный – не любит стоять в гараже. Автомобиль создан для того, чтобы ездить. Когда он ездит, то находится в боевом состоянии. Что касается спортивных автомобилей, они очень капризны по многим параметрам – не только по двигателю, но и по подвеске. Зачастую, если амортизатор спортивного автомобиля не работает в течение двух месяцев, его нужно перебирать полностью и проводить его полное обслуживание. Детали, которые заложены в работу спортивных амортизаторов, могут выйти из строя только из-за того, что материал высыхает, не работает, не получает той нагрузки, которая рассчитана изначально производителем. Поэтому тренировки позволяют спортсменам – участникам чемпионата и Кубка России – быть готовыми к участию в общероссийских соревнованиях после снятия ограничений.
– Ловлю себя на мысли, что это касается не только спортивных автомобилей, но и просто обычного человека, который сейчас сидит в изоляции и не двигается 2-3 месяца. Ему тоже нужно двигаться, чтобы, как говорится, все детали «бегали».
– Безусловно! Каждое утро делаю зарядку, дети, если погода позволяет, на велосипедах вокруг озера (там порядка пяти километров) катаются вместе с мамой, я иногда пешком с ними хожу. Застоя не должно быть нигде: ни в организме, ни в деталях автомобиля. Да и автомобиль-то, по сути, если его разобрать на части, очень напоминает человеческий организм.
ПДД написаны кровью
– Есть миф, или гипотеза: чем лучше сделаны дороги, тем выше у нас количество ДТП. Верное ли это наблюдение для Пскова, для Псковской области? И если да, то как с этим бороться?
– Да, совершенно правильно подмечено. И Псковская область здесь не является исключением. Во всех регионах, где дороги приводят в нормативное состояние, возрастает тяжесть последствий аварий. Это связано с тем, что, во-первых, возрастает скоростной режим. Человек ездил по разрушенной дороге 10 лет из пункта А в пункт Б со скоростью, не превышающей 70-80 км/ч, потому что он ехал по заплаткам, получал так называемую «обратную связь» от дороги – через руль, через кресло, да? Он получал эту «обратную связь» в части скоростного режима. Ему не надо было смотреть на спидометр, он уже чувствовал, что 80-90 км/ч – уже надо сбросить скорость, потому что машину начинает кидать по дороге, она начинает себя неправильно вести, руль начинает трястись в руках. Ямы 20-30-сантиметровой глубины заставляли водителя тормозить, останавливаться, переезжать их медленно или объезжать. Когда современная дорога приводится в нормативное состояние, эта «обратная связь» исчезает полностью. Тем более современный автомобиль, даже среднего класса, обладает хорошей шумоизоляцией и вводит водителя в некое заблуждение, в период спокойствия, безопасности. Сейчас многие дороги Псковской области привели в такое состояние, что едешь на машине – и даже трудно сказать, движется машина или стоит на месте. И поэтому человек в таком состоянии (особенно это касается автомобилей с коробкой-автомат) может совершенно незаметно набрать скорость 100 км/ч, потом 120 км/ч, потом 130 км/ч – и ему будет казаться, что он едет со скоростью 80-90 км/ч. Это называется привыканием. Привыкание – очень опасный эффект. В соревнованиях в качестве регулятора рядом сидит штурман, который тебе скажет, сколько метров осталось до крутого поворота, и ты понимаешь, когда нужно тормозить. А на дорогах общего пользования штурмана ни у кого нет. То, что на дорогах можно назвать штурманом, – это дорожная разметка, знаки, то есть некий инструмент для информирования водителя: можно ли ему обгонять в определённый момент, с какой скоростью ему двигаться.
Хорошие дороги действительно приводят к тяжёлым последствиям, к большому количеству ДТП. Если говорить про город, то тут ты, может быть, помнёшь крыло, лишишься фары, переднего бампера. А вот загородные аварии, особенно в последнее время, гораздо тяжелее.
На подъезде к моему загородному дому недавно произошло лобовое столкновение двух автомобилей, где три человека погибли на месте. И я совершенно ясно себе представляю, что один из этих автомобилей абсолютно точно двигался не по правилам дорожного движения. Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем автомобилистам: правила дорожного движения написаны кровью! И не нужно быть самоуверенными. Те знания, которые вы получили при выдаче водительского удостоверения в автошколах, недостаточны для того, чтобы двигаться по дороге общего пользования со скоростью 120 км/ч. Нас обучают в автошколе на автодроме со скоростью 20 км/ч заезжать на парковку, задним ходом – в гараж и потом проверяют навыки вождения по городу: в основном это максимум скорость 40-50 км/ч.
Пять минут разницы
– Кстати, что скажете про качество подготовки в современных автошколах?
– Думаю, она не может быть полноценной – в отношении города Пскова это абсолютно точно. У нас нет такого автодрома, где можно бы было с водителем качественно заниматься и подготовить его к выезду на загородные трассы, нет такого инструмента.
– У нас в качестве такого инструмента выступают только улицы города – и всё.
– Улицы города, где скорость – 50 км/ч. Даже такой большой автодром, как у автошколы ДОСААФ в Корытове, вроде достаточно большая площадка, но для того, чтобы провести тот же лосиный тест – разогнать автомобиль до скорости хотя бы 60-70 км/ч и сделать какой-то элемент контраварийной подготовки, безопасного управления автомобилем…
– Просто нет места.
– Мы смоделировали ситуацию: выбежал ребёнок, или лиса, или кабан, или лось – это называется лосиный тест. Мест для его проведения практически нет. Это даже не от автошкол зависит, хотя, безусловно, работа в автошколах проводится и многие из них на общероссийском уровне хорошо готовят водителей. Но хорошо готовят водителей лишь к тем правилам, которые предусмотрены сдачей экзаменов. На мой взгляд, не хватает неких инструментов именно при проверке, при выдаче водительского удостоверения: проверить умение водителя на более высокой скорости, дать показать, что он умеет.
К примеру, мы проводили первый раз соревнования по автомобильному многоборью ещё на Комсомольской площади (был, по-моему, 2004 год). Прекрасно помню, как приехал водитель-таксист, снял шашечки с автомобиля и говорит: «Я за рулём 30 лет! Сейчас я всех вас здесь сделаю, сейчас всё вам покажу, как надо, как я умею!» А задача-то – всего 400 метров проехать вдоль расставленных конусов по определённой траектории, которую задал организатор: там стояла змейка из конусов, лосиный тест, ещё какая-то переставка. Вот он проезжает 400 метров, сбивая все конусы, – у него включились дворники, поворотники в период, когда он находился на трассе, то есть он совершенно не контролировал свои руки: они летали вдоль руля и задевали параллельно приборы управления автомобилем. И вот он запыхавшийся, с расширенными зрачками на финише: «А что произошло? А что сделать? А что это было вообще?»
Один из элементов подготовки к соревнованиям – это участие в автомногоборье, потому что, когда поднимается флаг судьи или гаснут лампы электронного хронометража, человек попадает в стрессовую ситуацию, так же как и при возникновении аварийной ситуации на дороге. Попадает в стрессовую ситуацию – учащается частота его сердцебиения. Многие люди говорят: «Как авария произошла, я не помню». А почему «не помню»? А потому что ребёнок выбежал, пульс подскочил, и у человека произошла микропотеря сознания – от страха, от ситуации на дороге. В рамках подготовительных мероприятий и соревнований человек привыкает к этой ситуации, он себя тренирует в непредвиденных условиях. Ещё один элемент подготовки водителей – это курсы безопасного вождения, контраварийной подготовки.
Второй жизни нет. Это когда на компьютере играешь в ралли – можно перезагрузиться: там разбил машину, перевернулся, кнопочку нажал – и поехал дальше на новом автомобиле. В жизни такого, к сожалению, не бывает. Мы каждый раз видим у дорог венки, кучу цветов.
Соблюдайте дорожное движение! Вот всё, что нужно сейчас делать обычному водителю: на загородной трассе ехать со скоростью 80-90 км/ч, не больше, и лучше избегать маневров, связанных с обгоном транспортного средства. Поверьте мне, в поездке из Пскова до Изборска, если вы будете двигаться со скоростью 120 км/ч вместо 90 км/ч, вы выиграете ровно пять минут. Пять минут не стоят риска! Выезжайте лучше на пять минут пораньше, спланируйте время так, чтобы двигаться, соблюдая правила дорожного движения. Ключевое слово – безопасность, и она на сегодняшний день только в руках автомобилистов.
Стенограмма безопасности
– Я уже касался того, что в спорте, особенно в ралли, существует некий алгоритм записи дороги, стенограмма, которая помогает ехать безопасно и максимально быстро по времени. Так вот, проект, над которым мы сейчас работаем, так и называется: «Стенограмма безопасности». Я считаю, что на дорогах общего пользования возможно сделать так, чтобы водитель, соблюдая эту стенограмму безопасности, был защищён от аварий. Под стенограммой безопасности я понимаю правильно установленные знаки, дорожную разметку, которые вовремя предупреждают водителя о крутом повороте или о перегибе дороги, за которым не видно встречное транспортное средство, о выезде на главную дорогу, федеральную трассу и так далее. Я по нашей области в рамках подготовки общероссийских соревнований передвигаюсь очень много, и мне попадаются уникальные места, которые очень опасны в плане позднего информирования водителя. Поэтому мы готовы профессионально оценить дорогу и представить наш норматив. На самом деле у профессионального спортсмена, который участвует в ралли, что называется, набит взгляд, то есть он сразу определяет расстояние, скорость, с которой автомобиль может двигаться, опасность, которая подстерегает после этого поворота или горки, и так далее. Поэтому мы нашу уникальную способность могли бы применить и, может быть, какую-то из дорог сделать тестовым участком, чтобы показать, как мы это видим. Многие ГОСТы действуют ещё со времён Советского Союза, давно устарели. Допустим, как определяется видимость встречного автомобиля? При проектировании дорожной разметки на загородной трассе видимость должна быть 300 метров с высоты 1,2 метра до высоты 1,2 метра. И вот на этом строится вся проектная работа. По наблюдениям моим и моих коллег, товарищей, мы зачастую замечаем автомобиль не когда видим глаза водителя, который едет навстречу, а когда видим фары его машины: автомобиль может быть в тумане, в дожде, может быть серого цвета, который вообще сливается с дорогой. А фары находятся уже на высоте в среднем 50 см. А что это значит? Это значит, что ГОСТ устарел. Современные требования надо рассчитывать уже не с высоты 1,2 метра, а с высоты 50 см, когда видим фары. А это значит, сплошная линия на какой-то горке должна быть нанесена раньше, чем сейчас. То есть мы выезжаем на встречку, на полосу, где ещё пунктирная линия разметки, и вдруг появляются фары, но мы ещё не видели автомобиля. Нам приходится совершать какие-то экстремальные действия, тормозить, возвращаться на свою полосу. В общем, есть моменты, которые лягут в основу нашего проекта. Надеюсь, что он в ближайшие годы будет реализован.
– Вы этот проект с кем реализуете? Куда вы будете его направлять, чтобы он перешёл уже в практическую плоскость?
– Думаю, что мы в первую очередь обсудим это с комитетом по транспорту. Некоторые из предложений частично уже направлены в комитет. Допустим, мы предлагаем в обязательном порядке дублировать линию сплошной разметки знаком «Обгон запрещён» не только с правой стороны, но и с левой. Зачастую, когда мы выходим на обгон, справа этот знак не видно даже за небольшим автомобилем («Газель», допустим), не говоря уже о магистральных автопоездах, которые закрывают до 300-400 метров видимости. Но, выходя на обгон, мы видим все знаки, которые установлены именно с левой стороны. В концепцию нашего предложения (оно должно быть рассмотрено на ближайшей межведомственной комиссии по безопасности дорожного движения при губернаторе) мы внесли рекомендацию именно об обязательном применении знака «Обгон запрещён»: там, где должна быть линия сплошной разметки, он дублируется знаком слева. Это одно из наших первых предложений.
– В гостях ПАИ-live сегодня был Олег Мыслевич. Мы разговаривали не только об автоспорте и соревнованиях, которые у нас смещаются в этом году, но и о безопасности дорожного движения. Друзья, не превышайте скорость, не забывайте то, о чём, собственно, сегодня говорил профессионал! И он совершенно прав: правила дорожного движения, как и устав в армии, написаны кровью. Будьте здоровы, оставайтесь с нами и оставайтесь дома! Всего доброго!