Сатирический «Последний министр» Романа Волобуева и еще два новых российских сериала
Муслим Камалов — о трех самых заметных отечественных премьерах сериального мира: «Последний министр» Романа Волобуева — комедия абсурда с Яном Цапником в роли чиновника-недотепы, «Колл-центр» — хоррор-сериал Наташи Меркуловой и Алексея Чупова и «Проект «Анна Николаевна» — шоу о девушке-киборге, посланной на помощь провинциальным полицейским.
«Последний министр»
Усач Евгений Тихомиров (Ян Цапник) — что-то среднее, между начальником сталелитейного завода и главой администрации сельского поселения, — после неприятного инцидента в одном глубоко уральском городке, где не так давно он был мэром, отлеживается в собственном загородном особняке, перечитывая «Идиота» Достоевского. В это же время министр перспективного планирования Гаврютин (Борис Невзоров), будучи уже в почтенном седовласом возрасте, выходя с совещания, внезапно падает в приемной и отправляется на тот свет. «Наверху» встает важный вопрос: кем же заткнуть эту управленческую дыру, поскольку в это, судя по всему, не самое уж «жизненно важное» министерство никто не спешит. Вышестоящее руководство принимает радикальное решение и министром перспективного планирования становится чиновник-недотепа Тихомиров.
«Усы надо сбрить, на растратчика похож», - дают последние наставления новоиспеченному министру-обалдую. В этих хлестких остротах молниеносно угадывается Роман Волобуев — в недалеком прошлом выдающийся критик легендарной «Афиши», а сегодня, пожалуй, один из лучших сценаристов и режиссеров страны. Редкого таланта, в общем, экземпляр. Ушедший после двух полнометражных упражнений («Блокбастер», «Холодный фронт») в тень Волобуев возвращается, кажется, с феерическим сериалом.
Первая большая серия (состоящая сразу из двух частей) «Последнего министра», как и положено, задает начальный темп, знакомит и погружает в историю. Министерство, безусловно, вымышленное, но и без лишних подмигиваний становится очевидно, что оно - отражение всех реально существующих разом. Речь министра, которую ему дают за несколько минут до мероприятия и которую он, конечно, в глаза не видел, сопровождают фразой: «Ты министр, тебе бумажку приносят — ты читаешь». Вдохновенные, но бесконечно пустословные фразы-обещания управленцев, что-то вроде «вызовов времени» и «брейншторма» — Волобуев и Елена Ванина (со-сценаристка) каждую подобную деталь сначала подчеркивают, а потом сатирически переворачивают в нужном направлении. Великолепный сценарий «Министра» выстроен таким образом, что действие все время находится в подвешенном состоянии где-то между комедийным абсурдом и суровой, печальной российской действительностью. В случае Волобуева, конечно, крайне фантастической, поскольку министр здесь пришел «делать что-то полезное».
Где-то это американский «Офис», еще дальше проглядывается, безусловно, и «Служба новостей» Аарона Соркина, которой Волобуев, по его словам, и вдохновлялся. Кроме прочего, ощущается отчетливое влияние «Безумцев»: помимо общей атмосферы, визуального стиля и изысканных интерьеров с бюрократическим оттенком, героиня Анны Шепелевой («Школа») явно претендует на образ Джоан, а молоденькая практикантка Соня Скворцова (Софья Лебедева), эдакое, воплощение народного голоса, обывателя — срисована с Пегги Олсон.
Пока самый лучший момент первой серии связан с отменой закона о запрете мата — это невероятно остроумно написано, так же виртуозно снято и исполнено великим Яном Цапником. В «Министре» от кинокомпании «Серда» он вовсе не кажется вышедшим из «Горько» кретином — здесь его герой, как минимум, на голову выше, сдержанно и более талантливо сыгран. Впрочем, дерзкой сатиры в первой серии оказалось не так много, но, вполне достаточно, чтобы понять, что в следующих эпизодах нас ожидает максимальный разгон и развитие персонажей: вне сомнений, Волобуев еще покажет зубы.
«Колл-центр»
Новый большой и амбициозный проект Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, которые в дуэте сделали картину «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым и написали практически все части «Гоголя» с Сашей Петровым. Как и Волобуев с Ваниной, этот талантливейший тандем решил взяться за сериал, в итоге родился «Колл-центр», идущий на канале ТНТ и в сервисе Premier — остросюжетный и непредсказуемый хоррор как бы об офисном планктоне, а на деле — о нас всех.
Сериал рассказывает о, собственно, колл-центре, занимающемся продажей секс-игрушек разнообразных сортов и калибра. Работающий там худощавый паренек Кирилл (Павел Табаков) делает предложение Кате (Юлия Хлынина), поскольку у них служебный роман и время, вроде как, настало. Но девушка, изменяющая Кириллу с быдло-боссом Денисом (Владимир Яглыч), ему отказывает, и отвергнутый ухажер решает уволиться. Еще пара минут и шторки окон плотно закроются, в динамиках прозвучит противный голос загадочных «террористов», которые объявят сотрудникам, что в шкафу у них бомба и до ее детонации осталось восемь рабочих часов. В итоге в ловушке оказываются десять человек, а злодеи — «папа» и «мама» — устраивают им настоящий ад, чтобы скоротать время до взрыва.
«Колл-центр» в связи с последними событиями в мире, безусловно, является идеальным отражением происходящего: большинство, так или иначе, сейчас в такой же «ловушке» на самоизоляции. Сериал примечателен, в первую очередь, своим темпом и саспенсом, который пусть и привычными методами, но превосходно нагнетается тут с первых минут. И, безусловно, вшитой интригой, заставляющей с нетерпением ждать следующую серию. После второй, кстати, становится совсем очевидно, что «Колл-центр» — это такой своеобразный микс из «Пилы», «Эксперимента «Офис» и, конечно, культового сериала «Остаться в живых». Перевес идет с каждой серией в сторону последнего: здесь вам и подробное раскрытие характеров через идентичные лостовским флешбеки, загадки «иных», неугасающая тревога и всепоглощающее ощущение безысходности. К примеру, голос таинственных захватчиков выведет вас из себя так же быстро, как и напряженная атмосфера. При этом Меркулова и Чупов стараются дозировать мрачные хоррор-развлечения, рассказывая подробности из личной жизни каждого из героев. Быть может, колл-центр к последней серии окажется адом или лимбом, а персонажи и вовсе мертвы, но это крайне увлекательное, динамичное, нисколько не скучное и вовсе не глупое произведение. А еще и, как окажется, блистательное социальное высказывание.
«Проект «Анна Николаевна»
Цекаловская кинокомпания «Среда» (своего рода российский аналог HBO, снимающая, преимущественно, успешные и качественные вещи) в этом сезоне на одном комедийном сериале Романа Волобуева решила не останавливаться. Поэтому продуктивный и дальновидный продюсер Александр Цекало придумал «отечественную версию «Робокопа» с весомой поправкой на все современные кибернетические достижения. С Зоей Бербер в роли андроида-полицейского.
Ее, Анну Николаевну, разработанную московскими инженерами и учеными, отправляют из центрального МВД в маленькое районное ОВД на помощь полковнику Галузо (Сергей Гармаш). Исключительно в качестве эксперимента. Полковник же отдает андроида в руки трем молодым ментам — Ляпину (Федор Лавров), Пожарскому (Антон Филипенко) и Мокрому (Кузьма Сапрыкин), самый ответственный и адекватный из них - герой Филипенко. Есть конечно и обязательное сюжетное условие: они не должны узнать, что Анна — робот. Практически сразу Анна Николаевна включается в работу и вместе с Пожарским начинает расследование ограбления инкассаторов.
Снял все это великолепие Максим Пежемский, поставивший в свое время сериалы «Зайцев +1», «Интерны», «Наша Russia». И, к счастью, никакая нитка из его прошлых работ разной, так скажем, «фильтрации» в «Анне» не торчит. Напротив, это выдержанно написанный и по-настоящему интересно снятый отечественный сериал, где только изредка из-под вылизанной и притягательной кинематографической оболочки наружу вылезает что-то совсем уж посредственное. Показанный в прологе первой серии конфликт сразу настраивает на нужный градус: авторы не церемонятся и сходу заявляют, что, вероятно, идея заслать робота в райцентр провинциальным полицейским оказалась не самой лучшей. Да и очевидно, что отношения машины и человека — вещь довольно шаткая, примеров много.
А до развязки «Проект «Анна Николаевна» — (пока) не шедевр, но весьма любопытная и в отдельные моменты дико смешная вещь с обворожительной Зоей Бербер («Реальные пацаны»), которая удивительным образом здесь преобразилась и теперь способна, например, не моргать подолгу и где нужно раздеваться. Подчиняясь, при этом, всем трем законам робототехники.