Худшая игра в истории: Как «Инопланетянин» Спилберга забил последний гвоздь в крышку гроба Atari
История индустрии видеоигр богата как головокружительными взлётами, так и не менее ошеломляющими падениями. Самый громкий «epic fail» произошел около 40 лет назад, когда жадность и недальновидность компании Atari привели к выпуску самой провальной игры в истории.
E. T. the Extra-Terrestrial, соструганная на коленке по мотивам фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин», смогла удивить лишь фееричным банкротством компании и кладбищем видеоигр, но никак не увлекательным геймплеем и безумным буйством красок на экране.
Новый выпуск ретроспективы Псковского агентства информации «С:\Games» посвящен созданию самой худшей игры в истории, которая в значительной мере привела к мощнейшему кризису игроиндустрии.
С чего всё началось
1982-й. В мае после восьмимесячного съемочного процесса на экраны вышел культовый и оскароносный фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин», который по кассовым сборам оставил далеко позади именитое «Возвращение джедая» [Звездные войны. Эпизод VI].
Warner Communications – владельцы компании Atari, прославившейся выпуском в 1972-м аркадной теннисной игры Pong – почувствовали запах денег аки датские мыши благоухание данаблю.
По итогам переговоров со Спилбергом в июле компания получила эксклюзивные права за баснословные 20-25 млн долларов на выпуск игры на 8-битной консоли второго поколения Atari 2600.
Разработку аркадных приключений E. T. поручили «зеленому», но талантливому игроделу Atari – Говарду Уоршоу, стаж которого едва превышал год. Тем не менее, бравому юнцу удалось внести большой вклад в одну из самых успешных игр для Atari2600 – отборную Yars' Revenge.
И всё бы хорошо, но дядя Стивен поставил условие: выпустить игру к 1 сентября, чтобы до Рождества она поступила на прилавки. На разработку игры Говарду Уоршоу оставалось лишь 5 (!) недель. Отдать должное парню, не спасовал. Но сжатые сроки и написание кода в одно лицо привели к «дендрофекальному» проектированию «Инопланетянина».
И что получилось
В процессе создания E. T. the Extra-Terrestrial Уоршоу встречался со Спилбергом и представил ему концепцию игры – приключения с квестовой составляющей. «Инновационное» видение игры молодым программистом режиссера совсем не зацепило, и он предложил создать нечто, что было бы похоже на старого доброго Pac-man.
Но Уоршоу, который хотел передать сентиментальность фильма, используя доступное пиксельное пространство, настоял на своем. Тем более, Atari и материнская компания Warner Communications были уверены в финансовом успехе «многообещающего» релиза.
«Сентиментальность», на которую потратили 125 млн долларов, можно узреть ниже. Даже с поправкой на графические возможности консоли Atari 2600 «Инопланетянин» вышел донельзя убогим, скучным и бесчувственным.
Суть безобразно поданного сюжета заключается в том, что инопланетянин должен найти три части коммуникатора, разбросанные по различным локациям, чтобы связаться с собратьями и улететь на родную планету.
Как мы все помним, в первоисточнике E. T. собрал коммуникационную станцию из подручных средств, включая стационарный телефон, которые находились в доме мальчишки Эллиота. На игровом же поле мешают собрать оные агент ФБР и ненормальный ученый, то и дело снующие перед пиксельным носом мирного космического товарища.
Изначальное намерение точно следовать сюжету хипповатый Уоршоу видимо позабыл, постоянно держа в голове обещанный гонорар – 200 тысяч долларов и оплаченный отпуск на солнечных Гавайях. Что ж, спасибо, что хотя бы конечная цель игры соответствует финалу киноленты. Впрочем, и это не оценили.
Поголовное негодование вызывают ямы – так называемые колодцы, в которых спрятаны части коммуникатора. Их много, в них легко попасться и не всегда просто выбраться.
Время прохождения ограничено цифровой шкалой энергии неземного протагониста, которую можно пополнять валяющимися ароматизированными конфетками Reese’s Pieces [представлены темными точками]. Такие сладости появились на американских прилавках в 1978 году и получили широкую известность после выхода фильма Спилберга.
Если энергии во время поисков частей коммуникатора не хватит, герой прикажет долго жить. Спасти его сможет Эллиот, но только трижды.
Кстати, в одном из колодцев можно найти увядшую герань и оживить. Неплохая и милая «пасхалочка» к фильму, которая игру от провала не спасла.
Итак, Уоршоу успел в срок, но из-за спешки игра получилась настолько косой и однобокой в сравнении с консольными хитами того времени [Star Raiders 2, Space Invaders, River Raid, Atlantis, Pitfall! и другие], что писец, как говорится, подкрался к самоуверенной Atari незаметно.
Последствия
Игра, каждый аспект которой подвергается уничижительной критике и ныне, поступила на прилавки аккурат к Рождеству 1982 года. Никудышная маркетинговая кампания неожиданно для самонадеянных студийных боссов дала сбой – после рождественских праздников E. T. the Extra-Terrestrial перестали покупать.
Atari сумела реализовать 1,5 млн картриджей [мимолетный рождественских успех], но около 3,5 млн невостребованных полимеров остались пылиться на складах. У Warner Communications, поверьте, «дно подгорело» неслабо.
Невзрачная игра, на которую возлагали огромные надежды, стала стремительно снижаться в цене – с 49,95 долларов до менее одного доллара. Уценка в 5 (!) раз, Карл! Итог: все невостребованные картриджи вернулись обратно к Atari.
Нераспроданные сопутствующие материалы, дорогая по тем временам лицензия и огромное количество возвратов «рождественского хита» вырыли для Atari глубокую финансовую могилу, которая явно привела к повышенному спросу на транквилизаторы у менеджеров и юного игродела.
При убытке в 100 млн долларов Atari заработала на «Инопланетянине» всего 25 млн. Занавес. Наступивший в 1983-м двухлетний кризис игровой индустрии, весомый вклад в который внесло перенасыщение рынка играми низкого качества и провал ожидаемого бестселлера от Atari, прервал жизненный путь консолей второго поколения.
В том же году несколько миллионов никому не нужных картриджей Atari захоронила на свалке в штате Нью-Мексико. Кроме E. T. the Extra-Terrestrial, компания закопала многочисленные копии игры Pac-man, неуклюже портированной на Atari 2600 с аркадных автоматов, и ряд других игр. В 2014 году энтузиасты получили разрешение и раскопали «кладбище позора».
* * *
Atari, некогда занимавшая лидирующее положение на рынке видеоигр, прекратила свое существование в 1984 году, когда Warner продала ее корпорации Commodore Business Machines. Убыточное игровое подразделение было закрыто моментально, а E. T. the Extra-Terrestrial навсегда стала примером того, как нельзя делать игры.
После ухода с рынка Atari 2600 ее место заняла консоль третьего поколения – Nintendo Entertainment System, которая дала начало новой главе в истории игроиндустрии.