«АвтоБАН»: В Псковской области проверяют работу автошкол
С каждым годом получить водительские права становится сложнее – экзамен постоянно претерпевает изменения, к автошколам предъявляют все больше требований. Однако статистика ДТП по вине начинающих водителей, по-прежнему, пугающая, в связи с чем президент РФ Владимир Путин потребовал усилить контроль в этой сфере. Псковская область стала одним из первых регионов, который приступил к выполнению поручения главы государства и возобновил проверки автошкол.
В апреле губернатор Псковской области Михаил Ведерников поручил ужесточить контроль за деятельностью учреждений, занимающихся подготовкой кандидатов в водители. Он заявил, что 32 автошколы сомнительного качества региону не нужны, поэтому считает необходимым начать их проверки, отправить преподавателей на дополнительное тестирование, а сдачу внутренних экзаменов транслировать в Интернет.
Такие жесткие меры связаны с тем, что 84% ДТП в регионе происходят из-за плохой подготовки водителей. В этом году по вине водителей со стажем менее двух лет произошли уже 14 ДТП, из них 12 – выпускники автошкол Псковской области. В этих авариях погибли 2 человека, 21 получил ранения.
Поэтому областные власти поставили задачу повышать безопасность дорожного движения не только за счёт ремонтов улиц и трасс, но и путем проверки качества обучения в автошколах. В областной ГИБДД этим вопросом заведует инспектор Александр Алексеев, который стал гостем ПАИ-live 15 мая. Он констатировал, что экзамен в ГАИ успешно сдают лишь 20% выпускников автошкол. Что это: стресс или формальный подход к внутреннему экзамену? Ведь свидетельства о подготовке получают порядка 85% кандидатов в водители, а отсеиваются, в основном, только те, кто прогуливал занятия. При этом в ГИБДД уверены, что провалов было бы меньше, если бы автошколы доучивали своих подопечных.
Кстати, врио начальника УГИБДД УМВД России по Псковской области Юрий Шестаков считает, что в автошколах формально проводится воспитательная работа, не прививается водительская этика. «В результате мы получаем водителей со слабой теоретической и практической подготовкой», - настаивает Юрий Шестаков, добавляя, что теоретический экзамен в ГИБДД сдают порядка 50%, практику на площадке – 30%, в городе - 19%.
В то же время уровень сдачи внутреннего экзамена в автошколах довольно высокий, именно ему решено уделить особое внимание. Сотрудники ГИБДД и администрации уже заявили о готовности присутствовать на внутренних экзаменах, правда, пока что это можно сделать лишь с согласия руководителей учреждений. «Сами мы не имеем права навязывать свое присутствие», - уточнил Александр Алексеев.
Готова Госавтоинспекция заняться и проверкой инструкторов автошкол. «У нас невысокие требования к инструкторам согласно законодательству РФ – наличие среднего специального образования, повышение квалификации раз в три года, стаж вождения не менее трёх лет и отсутствие грубых нарушений, за которые предусмотрено лишение права управления ТС в течение 5 лет», - пояснил Александр Алексеев. Он уверен, что этого катастрофически мало, и подход нужно кардинально менять. К примеру, увеличить число часов теоретической подготовки инструкторов, ввести практическую часть, которой сейчас вообще нет.
Имеются вопросы и к программам обучения в автошколах, которые не подлежат государственной аккредитации. В результате в каждом учреждении теорию преподают по-разному, а в некоторых просто заучивают билеты, которые водитель забывает сразу после получения заветного удостоверения. И отправляется на дорогу, практически не зная правил и культуры вождения.
Тем не менее, большинство псковских автошкол стараются ответственно относиться к подготовке водителей, о чем свидетельствуют прошедшие недавно проверки ГИБДД. Сотрудники проверяют материально-техническую базу, посещают автодромы, осматривают транспортные средства, предлагаемые для практических занятий. Увы, пока нарушения находят в каждой пятой автошколе, чаще всего, они есть на автодроме: отсутствует разметка или конусы, ямочность, слабое освещение. Порой фиксируется неудовлетворительная работа дополнительных педалей в машинах.
По итогам таких проверок автошколы получают предписания на устранение нарушений.
Между прочим, по итогам анализа сдачи экзаменов и совершения ДТП выпускниками составляется областной рейтинг. В этом году его возглавила великолукская автошкола ДОСААФ, где уровень сдачи экзаменов равен 44%, а выпускники не спровоцировали ни одной аварии за последние 1,5 года. Аутсайдером названы псковское «ВОА» и «Лидер авто» города Великие Луки, где уровень подготовки водителей критично низкий.
«Это будет являться основанием для внеплановых проверок: какова посещаемость, правильность ведения журналов, а также для присутствия на внутренних экзаменах», - объяснил Александр Алексеев.
По его словам, представители псковской ГИБДД выступали с инициативой ввести административную ответственность для автошкол за низкие показатели на экзаменах, но сейчас вопрос прорабатывается на федеральном уровне. «Я думаю, будут оценивать по сдаче и по ДТП, а также по заявлениям граждан – какие были нарекания», - предположил эксперт.
А пока в Псковской области продолжат проверки автошкол. Ведь эта работа в конечном итоге направлена на повышение качества обучения будущих водителей и, как следствие, уменьшение аварийности на дорогах.