«Игры разумов»: Шон Пенн и Мэл Гибсон создают Оксфордский словарь
В прокат вышла картина «Игры разумов»: историческая драма Фарада Сафиниа о сложном и кропотливом процессе создания Оксфордского словаря английского языка. Муслим Камалов считает, что этот крайне неплохой в своем жанре биографический фильм о гении и безумце для многих останется незамеченным и недооцененным.
Англия, середина XIX века. Бывший военный хирург армии США Уильям Майнор (Шон Пенн) теряет рассудок и, преследуемый воображаемым призраком солдата (которого он клеймил в гражданскую войну за дезертирство), бежит в Лондон. Поздним вечером окончательно обезумевший Майнор убивает по ошибке незнакомого мужчину на пороге его собственного дома и оставляет шестерых детей без отца, а супругу Элизу (Натали Дормер) – вдовой. После инцидента доктора Майнора отправляют в психиатрическую лечебницу для особо опасных преступников. Спустя несколько дней в руках доктора оказывается книга, в которой он находит объявление оксфордского профессора Джеймса Мюррея (Мэл Гибсон) о создании первого в мире словаря английского языка и с призывом о помощи неравнодушных читающих британцев. Съехавший с катушек доктор Майнор тут же решает помочь Мюррею и в конечном итоге своим трудом привносит огромный вклад в создание Оксфордского словаря английского языка.
Амбициозный патриот Мэл Гибсон в 1999 году приобрел права на экранизацию книги Саймона Уинчестера «Кроуторнский хирург», правда проект тогда никого не заинтересовал: съемки фильма всячески переносили, откладывали и отменяли, в итоге сценарий отправился на пыльную полку. Но своего часа он все же дождался и съемки стартовали в конце 2016 года. Изначально за режиссуру картины планировал взяться сам Гибсон, но доверил это дело иранцу Фараду Сафиниа: сценаристу гибсоновского «Апокалипсиса» и мини-сериала «Босс». При этом фильм из-за многочисленных скандалов с продюсерами и судов доделывал совершенно неизвестный режиссер – некий B. P. Sherman. Но, кажется, что это сам Гибсон прикрылся псевдонимом.
Первая хорошая новость состоит в том, что все эти странные перетасовки постановщиков незаметны для зрителя и никаким образом не повлияли на картину. Перед нами – добротная историческая драма в жанре «жизнь замечательных людей» о создании Оксфордского словаря. Да, возможно, начиная с первых сцен и знакомства с аннотацией, фильм Фарада Сафиниа, скорее способен оттолкнуть: и действительно, весь первый занудный и монотонный акт о кучке заучек и гиков во главе с седобородым Гибсоном, которые, зарывшись в куче бумажек среди бесконечных книжных стеллажей, не могут найти определение слову «одобрить», способен пробудить интерес разве что у библиотекарей и дипломированных филологов. Но превосходная операторская работа Каспера Андерсена (снимал «Море деревьев» Гаса Ван Сента) отвлечет от бесконечного занудства и не даст заскучать в ожидании более увлекательных и, в то же время, трогательных событий, которые, благодаря крепкому и талантливо написанному сценарию, не заставят себя ждать.
Безусловно, речь идет не об экшне и зрелищности, «Игры разумов» (внимание - ничего общего с другими «Играми» с Расселом Кроу) — это совершенно легковесное, повествовательное и по большей степени разговорное кино. Но этого также не стоит пугаться. В нем много пронзительного, достаточно утомительного (виной тому раздутый хронометраж), но и глубокомысленного тоже в избытке. В этом весьма неглупом для своего жанра фильме Сафиниа рассказывает о реальной выдающейся личности XIX века Уильяме Майноре, гении, немыслимые труды которого по достоинству оценят только спустя десятки лет. Играющий его Шон Пенн вкладывает в свою роль всю душу и превосходно выдает с экрана психологически сломанную личность, одаренного и отчаявшегося человека, готового пойти на любые жертвы сначала ради великого труда всемирного значения, а потом уже и ради искупления и прощения за бездумные поступки. Героизм и одержимость собственным делом роднят Майнора с Ван Гогом и исследователем Перси Фосетом. Гибсон же немного уходит в тень Пенна, но все же он достойно и органично отыгрывает образ достопочтенного самоучки, который способен легко доказать, что ученая степень иногда ничего не говорит о человеке. И ему это удается. Правда ближе к финалу Гибсон нелепо пытается вышибить из зрителя слезу пафосными речами, но такое можно ему простить.
«Играм разумов», скорее всего, суждено уйти в густой туман невзрачных биографических лент с непритязательным и узкопрофильным, литературным сюжетом (в нем, к слову, найдется свое мерзкое и откровенно противное), но, в отличие от себе подобных, картина Фарада Сафиниа выделяется целостностью истории, фактурными и интересными персонажами, которым тянет сопереживать, и превосходной визуальной составляющей. Пронзительный и волнительный фильм, который способен даже без особой эмоциональности вести долгий, но увлекательный разговор, казалось бы, о создании словаря, проблеме загрязненности языка и стремлении человека к великим свершениям. В этом, с одной стороны, вся истинная магия камерного английского кино, с другой – невыносимая тоска британского кинематографа, у которой, конечно, найдутся свои фанаты.