«Хеллбой»: слабый кинокомикс Нила Маршалла о дьяволе на стороне добра
В прокат вышел перезагруженный «Хеллбой» - фэнтезийный кинокомикс о рожденном в преисподней одноименном герое, который служит на стороне человечества и вместе с ним борется с нечистью. Муслим Камалов считает, что свежая версия режиссера Нила Маршалла ничем не способна удивить и, скорее всего, фильму суждено стать аутсайдером в мире современных кинокомиксов.
В далекие времена старой Англии король Артур и его банда рыцарей круглого стола назначают жестокой и беспощадной колдунье по прозвищу Кровавая Королева (Милла Йовович под щедрым слоем цифрового грима) стрелку на высокой горе под деревом, чтобы положить конец войне и приклонить голову перед новой правительницей. Соглашение оборачивается запланированной ловушкой Артура и вот уже в следующей сцене отрубленная голова Королевы элегантно летит на землю. Тело ведьмы рубят на ровные кусочки - отдельно лапки, отдельно ножки, - укладывают в сундуки и развозят по отдаленным уголкам Британии в тайники. Согласно преданию, только так можно ее одолеть. Напоследок Кровавая Королева угрожает будущим возрождением и масштабной местью.
В наши дни герой из преисподней с говорящим именем Хеллбой (Дэвид Харбор из «Очень странных дел») – краснокожий, вечно ворчащий, мускулистый чёрт с неровно отпиленными рогами – состоит на службе у человечества в Бюро паранормальных исследований. После провалившейся операции по спасению внедренного к плохим парням напарника, Хеллбоя уносит в непродолжительный запой, а затем его отправляют в командировку к коллегам в Английский филиал. Там он узнает, что Кровавая Королева потихоньку возвращается к жизни: собраться обратно по частям ей помогает говорящий кабан ростом с человека. Колдунья, как и обещала, задумала отомстить человечеству и устроить очередной апокалипсис. Хеллбоя и начальство международного Бюро такой расклад совсем не устраивает.
Комиксы про героя-чертёнка издания Dark Horse с успехом экранизировал еще в нулевых фанат всего монструозного Гильермо дель Торо. Его фильм отличался собранностью, умеренным налетом брутальности, увлекательностью и уважительным отношением к оригиналу, а поэтому вскоре получил продолжение, которое также, что называется, «зашло» зрителям и критикам. Сейчас, наверное, мало кто вспомнит эту эталонную, но уже благополучно позабытую экранизацию: блокбастер дель Торо устарел по всем показателям, да и, что уж там, Хеллбой – герой из мира не самых популярных комиксов. Зато крупная мишень для дальновидных и прагматичных продюсеров Lionsgate, которые и решились ребутнуть франшизу.
Амбициозную задачу по возвращению на большие экраны краснокожего мордоворота с пеньками вместо рогов на лбу поставили режиссеру Нилу Маршаллу, который снял исторического «Центуриона» и трэшовый хоррор «Судный день», а последние годы фигурировал среди, кажется, бесконечного списка постановщиков в «Игре престолов», «Ганнибале», «Черных парусах» и «Мире Дикого Запада». Другими словами, Маршалл хорошо знаком с фэнтезийным материалом и весьма опытен в работе над большими конвейерными телевизионными продуктами. Но кинокомиксы – еще незнакомая для режиссера поляна, поэтому он неуверенно пока в ней ориентируется. Точнее, Маршалл действует в «Хеллбое» весьма осторожно, не позволяя себе лишний раз поэкспериментировать, что пришлось бы картине кстати, поскольку сегодня вряд ли кого-то можно удивить примитивной сказкой с колдуньями, плохо нарисованными великанами и самыми унылыми битвами, наверное, за всю историю современного кинокомиксостроения.
Начав с пролога, почему-то так сильно напоминающего о Монти Пайтоне и Священном Граале, история Хеллбоя постепенно начинает резво скакать на тонкой грани той же пародии и нахмуренной пафосности: сегодня трудно воспринимать всерьез откровенно смехотворно поставленный эпизод с оккультным обрядом фашистов по призванию сатаны, который проводит некромант Григорий Распутин при участии Аненербе. В такие моменты Маршалл идет до победного и ему ничего не стоит, например, напялить на немецкого офицера аляповатые очки с разноцветными линзами. Всю эту густую пену пафоса, неумело смешанного со своеобразной иронией, авторы из сцены в сцену пытаются отчаянно сбивать по законам современного Марвела. Однако здесь, по каким-то причинам, такой, казалось бы, безотказный, механизм не хочет правильно работать и дает сбой. Поэтому в такие моменты ситуация становится крайне неловкой: сам пошутил - сам посмеялся.
Когда у Маршалла заканчиваются все несмешные шутки, в дело вступает то, ради чего все затевалось. Экшн занимает в «Хеллбое» добрую половину ленты, но качество постановки боевых баталий и всех визуальных эффектов, мягко говоря, оставляет желать лучшего и вызывает, скорее недоумение, чем восхищение. Кажется, что специалистов отдела CGI набрали из штата «Первого канала», иначе и нельзя объяснить то, как в многомиллионном блокбастере появилось такое количество паршиво нарисованных компьютерных монстров, вурдалаков и прочей нечисти. Единственная экшн-сцена, которая хоть что-то из себя представляет и может действительно порадовать в «Хеллбое» - неравное сражение дьявола с тремя великанами посреди поля. В этом крохотном, снятом одним кадром, эпизоде вдруг возникают смелые операторские решения, драйв и хоть какая-то кинематографичность, что дает надежду на то, что дальше будет еще лучше. Но, видимо, продюсеры позволили Маршаллу разгуляться всего лишь один раз, поскольку дальше зрителей ожидает утомительное путешествие в прошлое Хеллбоя, а заодно – нескончаемые предыстории и флешбеки практически каждого второстепенного героя. Случится и более странное, когда Маршалл в определенный момент будет пытаться выдавать «Хеллбоя» за что-то большее: неумолкающий ни на секунду истезающий уши рок прервется монологом Хеллбоя о равноправии всей чудовищной нечисти и людей в обществе. Несмотря на то, что этот «важный разговор» так ни к чему не приведет (например, к ответной реплике), повестка толерантности считается отработанной.
«Хелбоя» до самого финала так и несет на странных рок-волнах (в финале, правда, авторы сменят музыкальное направление на допотопный dubstep) и нелепом фэнтезийном материале, отчего фильм становится все невыносимее. Уже к середине ясно, что кроме постоянного повторения гэгов, шуток и имитирования актерских повадок Рона Перлмана, заменивший его Дэвид Харбор больше ни на что не способен. Компьютерно омоложенная Милла Йовович, что сказать, хороша, но откровенно ленится в кадре, поэтому остается наблюдать за ее безэмоциональным выражением лица. Ситуацию с персонажами немного встряхивает гротескная Баба Яга (да, она самая): самый жуткий и от того прекрасный и интересный персонаж ленты, над которым отлично потрудились гримеры.
Решившись всерьез потягаться с титанами вселенной кинокомиксов Marvel и DC, Нил Маршалл досрочно терпит поражение и отправляется в аутсайдеры, его «Хеллбой» — это откровенно слабый задел на будущую франшизу: сиквелу вряд ли вообще дадут зеленый свет. Примитивное фэнтези, которое выглядит и звучит так, будто создано лишь для фанатов Guitar Hero и Brütal Legend, в котором гепард-оборотень совершенно не увлекательно сражается с говорящим кабаном, лента с оттенком современных российских сказок, выструганных под Disney, где из-за недостатка свежих крепких идей опять вынужденно пользуются мифологией короля Артура и меча Экскалибура. От этого цирка потусторонних уродов может разыграться только потусторонняя мигрень.