Капитан Гром
В прокат ворвался долгожданный «Шазам!»: комедийный кинокомикс из вселенной DC от режиссера Дэвида Ф. Сандберга об избранном тинейджере, которого наделяют сверхспособностями греческих богов и героев для борьбы с силами зла. По мнению Муслима Камалова, увлекательный и в то же время дерзкий фильм Сандберга помог DC заработать еще одно очко в гонке с Marvel.
Билли Бэтсон (Эшер Энджел) - немного избалованный четырнадцатилетний подросток, живущий в Филадельфии. Парнишка по совершенной глупости остался сиротой в раннем детстве: отдыхая на городской ярмарке он отстал от 17-летней матери и навсегда потерял ее в людской толпе. Сбегая из каждой приемной семьи, Билли пытается найти родную маму, но каждая попытка оборачивается неудачей. Подростка усыновляет новая семья, в просторном доме которой уже воспитываются пять осиротевших отпрысков: взрослая девушка, маленькая темнокожая девочка, корейский гик-хакер, мексиканский тучный паренек-молчун и комикс-задрот Фредди с инвалидностью. Последний первым заводит дружбу с Билли и знакомит его с членами большой дружной семьи.
В это время седовласый старец-волшебник по имени Шазам (Джимон Хонсу), который, к слову, выглядит практически вот так, последний из 7 колдунов, защищающих землю от небезызвестных Семи Смертных Грехов, выбирает Билли в качестве своего преемника и приводит в свою тайную пещеру. Теперь, произнеся заветное «Шазам!», тинейджер в один миг превращается в мускулистого красавца (Закари Ливай) в красном трико с искрящейся молнией на груди и белым коротеньким плащом за спиной.
Есть, конечно, и плохие новости: почти ставший в непростом далеком детстве этим самым «избранным», но провалив проверочный тест мага, доктор Таддеус Сивана (Марк Стронг) перебрался на темную сторону, нашел логово старца и освободил инфернальных монстров на свободу. Те вселились в него и одарили могучей силой. Для полного счастья Сиване не хватает победы над новоиспеченным Шазамом.
В многолетней ожесточенной битве киновселенных DC и Marvel происходит действительно что-то совершенно невероятное: сначала лед в сердцах преданных фанатов и критиков растопила феминистская «Чудо-женщина» Пэтти Дженкинс, а потом случился и «Аквамен» Джеймса Вана, который своей удивительной для DC собранностью и энергией заставил марвеловцев (да и саму Marvel) нервно покусывать локти. Компания провела глубокую перезагрузку киновселенной, лишилась узнаваемой элегантного нуара и мрачности Зака Снайдера (да и самого режиссера, считай, уже списали в запас) и обзавелась более светлой атмосферой, вдобавок еще открыла для себя марвеловский юмор вперемешку с дерзостью и наглостью. И «Шазам» — это еще одно дополнительное очко в пользу DC, та необходимая встряска для всех кинокомиксов, глоток свежего воздуха и передышка перед предстоящей ответственной игрой.
Забредший в кинокомиксные края из дремучих хоррор-долин режиссер Дэвид Ф. Сандберг («Проклятие Аннабель: Зарождение зла», «И гаснет свет») отлично состыковывает в «Шазаме» семейное и супергеройское кино: с одной стороны, это довольно печальная история о сироте, семье и единении, с другой же – в меру безбашенная и максимально динамичная картина, открыто выстебывающая своих же пафосных собратьев из вселенной кинокомиксов DC. При этом Сандберг умело и аккуратно балансирует на гранях двух этих жанров, дозированно впрыскивая экшн вместе с трогательными моментами, коих в фильме заготовлено не мало. В картине ощущается твердая и уверенная рука режиссера-мастера и сценаристов: настолько разные по настроению эпизоды фильма элегантно сшиты между собой практически белой нитью, отчего общий костяк «Шазама» не дает трещин на протяжении всего хронометража. В «Шазаме», к слову, превосходно проработана и внутренняя мифология, но при этом она уникальная и не требует предварительной подготовки, отчего картина только выигрывает.
Если сравнивать «Шазам» с другими последними продуктами DC, то он ярче всего будет выделяется во всей вселенной. Фильм в первую очередь подкупает простотой подачи, это максимально отстраненное от всей ди-си-шной супергеройской канители кино, в нем весь утомительный пафос и претенциозность сведены примерно к нулю. Поэтому здесь не найдется ни одной суровой и насупленной морды, синефильских аллюзий и многозначительных посланий. «Шазам» привлекателен тем, что в нем Закари Ливай в образе альтернативного супермена, издеваясь над злодеем, кричит ему издалека, что не слышит ни одного слова из его генеральной пафосной речи перед битвой. В этом же конечно и весь Сандберг: считайте, что это он нагло кричит в лицо всем напыщенным и чересчур надменным, вычурным и витиеватым фильмам DC старой эпохи.
Ливай, кстати, за долгое время существование киновселенной, возможно, самый лучший из актеров, из когда-либо надевавших супергеройское трико: с такой выразительной харизмой и действительно, что ни на есть, живой игрой, с не иссякающим зарядом вдохновения, он превосходно вписывается в историю и органичен в образе «Шазама». Именно Ливай и делает всю погоду в ленте со своей невероятной способностью заставлять одной лишь своей мимикой улыбнуться зрителя. Марк Стронг, впрочем, по актерской работе не очень сильно уступает Ливаю и также держится талантливым особняком. Но, увы, его образ ушел недостаточно далеко от злодея Фрэнка Д’амико из «Пипца» Мэттью Вона.
В остальном же «Шазам!» — это, наверное, самый хулиганский, практически партизанский кинокомикс от DC, своеобразный аналог «Дэдпула», но с пониженным возрастным рейтингом, отчего фильм лишился особых жестокостей и всяких пошлостей. Впрочем, он в этом и не особо нуждается: это искренний, добрый и трогательный кинокомикс, смешивающий в себе «Большого» Пенни Маршалла, «Пипца» и «Гремлинов» Криса Коламбуса, не стесняющийся при этом отвесить низкий поклон Стивену Спилбергу. Это в каком-то роде все же ответ DC на недавнего «Капитана Марвел». Дерзкий, кричащий и уморительный ответ, сверкающий молниями во все стороны и протестующий против пафоса и гиковского занудства.