В сторону нуля
Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешеходов, пассажиров или водителей. И наша безопасность зависит в совокупности от каждого участника дорожного движения. Смертность и травматизм до сих пор очень высоки, несмотря на то, что в целом в России они снижаются от года к году. Но для того, чтобы и дальше уменьшать число погибших, да и в целом ДТП, необходимы совместные усилия граждан и поддержка государства. Помочь в решении этой проблемы могут кампании по пропаганде безопасности дорожного движения. Одна из таких кампаний под названием «Культура на дорогах!» стартовала в Псковской области 30 октября.
Приоритетное направление
В начале этого года президент России Владимир Путин озвучил стратегию безопасности до 2024 года. Сокращение смертности и травматизма на дорогах – в приоритете. Уделение внимания обеспечению безопасности дорожного движения в стране не случайно. В 2017 году на дорогах страны произошло более 169 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В них погибли более 19 тысяч человек, а травмы получили 215 тысяч. В Псковской области произошли 1 тысяча 83 ДТП, в которых пострадали 1 тысяча 448 человек и 125 человек погибли. Цифры весьма удручающие, и это несмотря на то, что в Псковской области в 2017 году зарегистрировали наименьшее за последние 25 лет количество пострадавших в ДТП.
По инициативе организаторов федерального проекта «Культура на дорогах» в администрации Псковской области 30 октября в ходе круглого стола «Стратегия безопасности дорожного движения 2018-2030» руководители органов исполнительной власти Псковской области, представители экспертного центра «Движение без опасности», региональных управлений ГИБДД и МЧС России, а также других профильных ведомств обсуждали ситуацию на дорогах в регионе, меры, которые уже предпринимаются для повышения уровня безопасности дорожного движения, а также, что ещё можно было бы сделать, чтобы уменьшить число ДТП и количество травмированных и погибших в них
Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников рассказал о «Стратегии 0», призванной добиться нулевой смертности в ДТП к 2030 году. И отметил, что, по данным статистики, 85% ДТП происходят из-за нарушения Правил дорожного движения. Уровень риска на дорогах сегодня особенно высок, учитывая, что автомобиль стал неотъемлемой жизнью практически каждого гражданина: темпы роста автомобилизации в стране с 2008 года выросли на 37%. Поэтому команда центра «Движение без опасности» предлагает активнее пропагандировать культуру вождения. «Центр может предложить готовые информационные решения, которые способны заменить в некоторых моментах преподавателей», – сообщил Вадим Мельников. И предложил показывать в автошколах, например, специальные фильмы о вождении в плохую погоду. Он добавил, что в арсенале центра есть немало подобных роликов. «Нужно менять модель поведения на дорогах», – резюмировал Вадим Мельников.
Как и следовало ожидать, на круглом столе было озвучено немало инициатив. К примеру, начальник УГИБДД УМВД России по Псковской области Анатолий Ефимов предложил в населённых пунктах наказывать водителей за превышение скорости и менее, чем на 20 километров в час. Анатолий Ефимов пояснил, что, по его мнению, водители должны ездить по городам с той скоростью, которая предписана установленными знаками и Правилами дорожного движения: не 80 километров в час под знак «60», а именно 60 километров в час. Эту инициативу поддержал врио начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Псковской области Сергей Васильев.
Также в ходе круглого стола затронули тему пунктов весового контроля. Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» предложил увеличить их количество в регионе. «Потратить сейчас деньги на дороги и потом убить их грузовиками будет не рационально», - пояснил Вадим Мельников. По словам директора ГБУ Псковской области «Псковавтодор» Андрея Лукина, в Псковской области есть 3 стационарных пункта весового контроля. Он отметил, что рассматривался вопрос создания автоматизированных комплексов, но один такой пункт обойдётся в 30 млн рублей, поэтому пока окончательного решения нет, продолжаются переговоры с инвесторами. Андрей Лукин также добавил, что сейчас в области делается упор на передвижные комплексы весового контроля.
Плотное взаимодействие
Итоги работы на круглых столах подвели на пресс-конференции. Заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова отметила, что проблема дорожного травматизма в России приобрела масштаб национальной катастрофы. И добавила, что тема безопасности на дорогах особенно актуальна для Псковской области, так как через регион проходят крупные автомобильные магистрали. Вице-губернатор подчеркнула, что вопрос обеспечения безопасности дорожного движения и снижения смертности на дорогах находится на особом контроле у администрации области и особенно уделила внимание качеству подготовки водителей в автошколах и безопасности детских пассажирских перевозок. «Маленькие пассажиры являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Около 15% детей региона ежедневно пользуются автобусами, добираясь из дома к месту учебы и обратно. Поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы максимально повысить их безопасность, - заключила Вера Емельянова.
Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников поблагодарил Веру Емельянову за поддержку проекта в регионе. Он сообщил, что подобные кампании проходят уже в течение десяти лет, есть программы для школ, для детских садов и вузов. «Мы очень надеемся, что те материалы и практики, которые мы реализуем здесь, будут активно применяться», - заключил Вадим Мельников и выразил надежду на продолжение сотрудничества.
Начальник управления ГИБДД России по Псковской области Анатолий Ефимов отметил, что прозвучавшие на круглых столах предложения будут учтены в региональной программе безопасности дорожного движения. Среди них — ликвидация люфта в 20 километров в час при ограничении скорости движения, повышение требований к качеству подготовки водителей в автошколах, а также обеспечение безопасности дорожной инфраструктуры: обустройство пешеходных переходов по нормам безопасности, проведение освещения и обустройство тротуаров в населенных пунктах, через которые проходят трассы, создание системы пунктов весового контроля. Он также сообщил, что планируется организовать прокат фильмов соответствующей тематики в образовательных учреждениях, вести пропаганду в СМИ. Но достичь положительных результатов в регионе можно будет только при плотном взаимодействии органов власти, ГИБДД, общественных организаций и каждого отдельно взятого человека.
Правильный пример
В течение недели в Псковской области также проходили мероприятия и акции, в которых были задействованы сотни псковских водителей, педагогов, медработников, сотрудников ГИБДД, школьников, студентов-волонтеров. Так, например, для псковских водителей и пешеходов команда центра «Движение без опасности» подготовила очень познавательный тест. Сначала желающие смогли опробовать себя в роли «пьяного пешехода». Для этого надо было надеть специальные очки, искажающие восприятие действительности. Такие же очки надевали водители и пытались проехать между конусов, но не смогли справиться с заданием. Именно это и хотели показать организаторы кампании — донести до каждого участника дорожного движения в очередной раз, что управление автомобиля в нетрезвом виде в разы повышает возможность ДТП.
Для водителей ГППО «Псковпассажиравтотранс» провели тест по замеру тормозного пути для экстренного торможения. Водители должны были угадать расстояние, которое проедет легковой автомобиль от момента начала экстренного торможения до полной остановки. Сначала на скорости 20 километров в час, потом 40 километров в час. Затем на макете показали, что происходит с пешеходом, если он переходит дорогу из расчета скорости движения автомобиля 40 километров в час при реальной скорости 50 километров в час. При скорости 20 и 40 километров в час водителю еще удавалось вовремя затормозить. А вот двигаясь со скоростью 60 километров в час инструктор сбил манекен, выступавший в роли пешехода.
В образовательных учреждениях области в эти дни провели серию профилактических бесед с детьми, воспитателями и педагогами с вручением полезных тематических подарков. Во время мероприятий организаторы кампании объясняли детям ПДД, рассказывали, зачем нужны световозвращающие элементы, проверяли их навыки оказания первой медицинской помощи в игровой форме. Разумеется, работая с детьми участники кампании рассчитывают воздействовать через них на взрослых. Ведь когда ребенок, садясь сродителями в машину, спрашивает, почему они не пристегнулись, взрослые начинают себя неуютно чувствовать. В большинстве случаев такой «неудобный вопрос» становится доводом в пользу соблюдения Правил дорожного движения.
Но о ПДД поговорили не только с детьми. В областном центре медицинской профилактики для сотрудников и будущих родителей состоялись лекции, посвященные анализу проблем пассажирской безопасности, включающей актуальные вопросы перевозки детей и выбора детских автомобильных кресел. На железнодорожном и автовокзале в Пскове организовали раздачу брошюр о безопасности дорожного движения. А на десяти псковских автозаправках водители смогли пройти тестирование в форме игры, направленное на осознание того, насколько важно уметь учитывать параметры дороги, скорость автомобилей, движущихся в обоих направлениях, возможность появления пешеходов, наличие пассажиров, погодные условия.
* * *
Сегодня в России многие получившие права водители не имеют достаточных знаний в сфере безопасности дорожного движения. Причины этого - низкий уровень квалификации инструкторов, плохое оснащение в автошколах, а также банальный нигилизм участников дорожного движения. В результате уровень культуры на дорогах оставляет желать лучшего. Решить эту проблему можно только одним способом: воспитывать культуру вождения в стране. Ведь безопасность на дорогах зависит от каждого конкретного гражданина. Как только это поймёт каждый россиянин, можно будет добиться реальных успехов в борьбе за нее.