2
 

Диана Маштакеева - о внедрении Национальной системы квалификаций в Псковской области, специфике региона, взаимодействии с властями и вузами

С 2020 года в России станет обязательным использование профессиональных стандартов в государственном секторе. Псковская область уже давно включилась в работу по внедрению Национальной системы квалификаций, а 18 октября был сделан очередной шаг к реализации этого проекта - с этого дня в регионе заработало представительство Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. Генеральный директор СПК ФР Диана Маштакеева рассказала Псковскому агентству информации, кто и как займётся внедрением новой системы в Псковской области, о пользе независимой оценки квалификаций, а также о взаимодействии с региональными властями и местными вузами.

- Круглый стол по теме «Проблемы и тенденции развития Национальной системы квалификаций» прошел в регионе впервые. Почему СПК ФР выбрал Псковскую область и какие цели преследовал? Что представляет собой новая система?

- Область выбрана не случайно. Это системная задача Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, которая была определена еще год назад. Мы строим инфраструктуру по всей стране.

Вся Национальная система классификаций выстроена иерархически, и большая часть ее реализации лежит на плечах Совета по профессиональным квалификациям. Есть Национальный совет при президенте РФ и отраслевые советы - на сегодняшний день их 33. Они занимаются разработкой и внедрением квалификационных требований в рамках своих отраслей. Наш совет по профессиональным квалификациям, прежде всего, отрабатывает квалификационные требования в области финансов, но мы также занимаемся квалификационными требованиями в области экономики, управления и права. За нами закреплен большой блок профессиональных стандартов, связанных с безопасностью и реализацией задач по финтехпроектам - такие квалификации как кибербезопасность в финансовой сфере, специалисты в области финансовых технологий, специалисты, связанные с экономической безопасностью, большой блок касается банкротства предприятий – арбитражные управляющие. Мы разрабатываем стандарты для юристов, разработан и утвержден стандарт для экономиста, большой спектр профстандартов на управленческом уровне. Многие квалификационные требования, которые в настоящее время закреплены за Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка, являются обязательными в рамках отраслевых советов.

Мы готовимся к большой серьезной дате, которая определена 11 статьёй 238-го ФЗ, где говорится о переходном периоде и о действии существующих систем аттестации до 1 июля 2019 года. Соответственно, нам нужно обеспечить плавный переход обязательных систем аттестации в русло 238-го ФЗ. Обеспечительным мероприятием является наличие инфраструктуры – доступности для сдачи профессионального экзамена, обеспечение безопасности этой процедуры. Потому что система обязательных квалификаций, прежде всего, разработана, интегрирована и контролируется самим государством.  

- Для чего необходимо создавать представительства в каждом регионе? Чем займётся псковское - ООО «Центр правовой информации «Консультант»?

- Представительство нашего партнера - Ассоциации по развитию профессиональных квалификаций и компетенций Северо-Запада, - которое мы открыли в Псковской области в лице ООО «Центр правовой информации «Консультант», - для нас важный и надежный инструмент интеграции в системе и выполнении обеспечительных мероприятий. На площадке Совета по профессиональным квалификациям мы запустили большой пул социальных проектов, которыми центры оценки квалификаций не могут заниматься в силу своей профессиональной деятельности. Это, все-таки, бизнес-структуры, они проводят платную процедуру. Поэтому, не имея представительства в регионе, в федеральном округе, мы не сможем запустить пул социальных проектов. Это и интеграция требований в сферы образования и труда,  и создание экспертной базы в направлении профессионально-общественной аккредитации и независимой оценки квалификаций. Кроме того, представительство будет заниматься обеспечительной функцией по выполнению контроля и мониторинга за деятельностью центров оценки квалификаций. Структура будет выполнять такую социально значимую задачу как безвозмездная выдача входной квалификации для выпускников вузов, средних профессиональных организаций, которые имеют индикатор профессионально-общественной аккредитации. То есть, если соискатель – студент, выпускник – прошел обучение по программе, имеющей такой индикатор, мы будем выдавать входную квалификацию, которая обеспечит его трудоустройство на вспомогательную деятельность в сфере финансов. Это такая стартовая квалификация, позволяющая в краткосрочный период обеспечить экономике страны  необходимую высококвалифицированную массу соискателей, которые смогут выполнять трудовые функции, в том числе в развитии цифровой экономики. Необходимость создания представительства является неотъемлемой частью организации данной системы в России. Страна большая, и без представительства мы справиться не сможем. Без организации присутствия представителя в каждой отдельной области это будет слишком дорогой продукт для соискателей, для работодателей. Кроме того, аналитика говорит о том, что каждая область имеет свою специфику, свои запросы, это продиктовано в рамках региональных программ развития. Думаю, без представительства невозможно будет адаптировать те национальные требования, которые разработаны на уровне Правительства РФ.

- На какие квалификации вы будете обращать внимание в Псковской области прежде всего?

- Квалификация «бухгалтер» всем понятна и очевидна. Но существует большая зона квалификаций  в рамках нашего портфеля, которая интересна региону. Это специалисты по риск-менеджменту для высоких квалификаций, специалисты, связанные с работой в финтехиндустрии, специалисты, имеющие квалификации, требуемые цифровой экономикой страны, специалисты в области кибербезопасности. Мы считаем, что эти специалисты должны быть интегрированы во все направления экономики и во все структуры, тем более, в структуры с госучастием.

Кроме того, квалификация, которая формируется на рынок труда, становится необходимой для преподавателей, занимающихся профильными дисциплинами. Это еще один тренд, который необходимо развивать и на который нужно прежде всего обратить внимание. Как у нас принято говорить: «Скажи мне, кто твой учитель, я скажу, кем будешь ты». И задача - довести до определенного уровня знания и  навыки профессорско-преподавательского состава во всех направлениях подготовки. Это еще одна приоритетная задача. Перечень квалификаций, которые будут в приоритете, обусловлен программой развития региона и ориентирован на вузовскую подготовку и доквалификацию профессорско-преподавательского состава. Всего на сегодняшний день за нами закреплены 97 квалификаций. Приоритетными будут те, которые востребованы работодателями. Кроме того, мы заключаем соглашения с другими СПК, и на базе нашего центра будет представлен практически весь спектр квалификаций, необходимых для управленческого состава предприятия или организации. Мы уже заключили соглашение с СПК в области IT-индустрии, связи, наноиндустрии, торговли и промышленности. Мы планируем сделать мультимедийный центр, который будет готов в оптимально короткие сроки предоставить необходимую квалификацию в зависимости от потребностей региона.

- Генеральный директор ООО «Центр правовой информации «Консультант» Александр Яудземис накануне говорил о том, что Псковская область значительно продвинулась вперед в сфере внедрения Национальной системы квалификаций. Что он имел ввиду?

- Прошедшее мероприятие - первое для СПК ФР, но для региона вопрос о развитии Независимой оценки квалификаций не новый. В июне этого года была проведена масштабная конференция в Пскове, где поднимались вопросы, связанные с развитием Национальной системы квалификаций в целом. При Псковском государственном университете работает ресурсный центр Национального агентства развитии квалификаций, который уполномочен проводить работу, связанную с подготовкой мастеров производственного цеха. Они ведут работу, ориентированную на развитие национальной системы, а также по другим отраслям. Их задачей является информационно-разъяснительная работа по всем спектрам и направлениям подготовки.

Особенностью решения этой задачи в Псковской области послужило создание Координационного совета при губернаторе, который занимается Национальной системой развития квалификаций. Такой инструмент в России представлен не во всех областях. Мы считаем, что этот инструмент тоже крайне важен и необходим области. Почему? Потому что на сегодняшний день существуют различные системы квалификационной оценки. Это наша аналитика, и она подтверждена. В каждой области, и в Псковской в том числе, присутствует и механизм независимой оценки квалификаций, и различные конкурсы и мероприятия, так или иначе связанные с оценкой квалификаций. Есть стандарты Агентства стратегических инициатив в форме конкурса WorldSkills, они тоже уполномочены проводить определенные процедуры по оценке квалификаций. И задача координационного совета при губернаторе - выстроить коммуникацию между различными системами квалификации и интегрировать различные системы аттестации, которые сложились в регионе и удобны ему, имеют позитивное влияние на развитие, в 238-й ФЗ.

Например, мы отстаиваем позицию сохранения всех действующих систем аттестации и плавный переход в рамках единого информационного окна 238-го ФЗ. Мы заключили соглашение с Агентством стратегических инициатив, с конкурсом WorldSkills, и будем учитывать этот конкурс как практический этап проведения профессионального экзамена.

Такая задача на уровне губернатора – координация всех систем аттестации и интеграция данных аттестаций в 238-й ФЗ - просто архинеобходима. Ведь конечному потребителю сложно определиться - есть сложности 238-го ФЗ, стандарты WorldSkills, непонятно, в какую систему аттестации сейчас бежать и к чему готовиться. Такую работу обязаны координировать администрации регионов. Этим и отличается Псковская область. Надеемся, что здесь нам будет намного проще отработать и интегрировать наши стандарты при поддержке администрации области.

- В рамках прошедшего круглого стола был подписан ряд соглашений, в том числе с тремя псковскими вузами. В чём их суть?

- Соглашения ориентированы на подготовку экспертной базы в направлении независимой оценки квалификаций профессионально-общественной аккредитации, а также на разработку программ обучения, необходимых для сдачи квалификационного экзамена. К сожалению, первые результаты среза знаний по тем оценочным средствам, которые мы разработали, позволяют говорить о недостаточном уровне квалификации специалистов в независимости от того, работают они на предприятиях, или же это выпускник. Мы запустили большой конкурс FinSkills по перечню востребованных профессий, и результаты показали, что на сегодняшний день не более 30% соискателей готовы подтвердить свою квалификацию. Это очень низкий результат. Поэтому без специализированных программ обучения и подготовки перед сдачей квалификационного экзамена мы с этой задачей не справимся. Это сложнейшая задача и первый этап, над которым мы будем работать в Псковской области. Именно поэтому сегодняшние соглашения были ориентированы на взаимодействие со сферой образования.

- Вы говорили о том, что существует не только дефицит региональных экспертов в области независимой оценки квалификаций, но также и участников апробации методик. Речь о том, что работодатели не идут навстречу?

- Нет, работодатели навстречу идут. Мы просто пока не заходили с этим предложением, но уверены, что здесь появятся корпорации, работодатели, с кем мы заключим соглашения и начнем отрабатывать методику по применению профессиональных стандартов. Мы не предлагаем эту форму консалтинга одномоментно и не будем утверждать методики как основу взаимодействия, пока не апробируем все механизмы. Потому что есть особенности в каждом регионе, мы уверены, что и здесь они будут из-за миграционного потока в связи с близостью границы. Нам нужно будет учесть квалификационные требования, необходимые для специалистов, которые приезжают из соседнего государства.

- Почему так важна независимая оценка квалификаций? Действительно ли работодателям нужно переходить на новую систему?

- Расскажу на примере. Я сама работодатель - генеральный директор, у меня есть штат, и у меня также встаёт необходимость найма персонала. Мне, как работодателю, нужен бухгалтер со знанием упрощенной системы налогообложения в НКО. Бухгалтер, который знает всё про всё и обо всем, мне, к сожалению, не нужен. И имея такой инструмент, как Национальная система квалификаций, я буду четко уверена, что специалист умеет работать в определенном перечне программного обеспечения, что он придет с актуальными знаниями. Этот инструмент – независимая оценка квалификаций – поможет мне сократить риски приёма на работу непрофессионалов. Я не могу знать все процессы, все нормативные требования по узким вопросам при построении бизнеса. Руководителям, владельцам компаний, даже небольших, этот инструмент позволит точно понимать, какого уровня квалификация у специалиста и что конкретно он умеет делать. Это очень важный инструмент. И, например, мне и нашей компании он помог. Мы нашли бухгалтера под конкретную квалификацию, провели очень простую и очень понятную оценочную квалификацию при найме на работу.  

- Не случится ли так, что после внедрения Национальной системы некоторые сотрудники останутся без работы? Не скажется ли это на лицах предпенсионного возраста, которые обучались и устраивались на работу по другой системе? Как вы оцениваете социальные риски?  

- Нет задачи, чтобы независимая оценка квалификаций была кнутом для всех. Задача в том, чтобы довести до кадровых служб, до работодателей необходимые требования к их персоналу. И именно работодатели обязаны довести уровень квалификации специалиста, который занимает определённую должность, до необходимых национальных требований. Как это реализовывать и какими средствами, работодатель описывает в планах переходных периодов. Мы уверены, что новая система не несет никаких социальных рисков для лиц предпенсионного возраста. Это, наоборот, позволит работодателям сориентироваться, какие знания необходимо дополнить, какие работникам нужно приобрести навыки, чтобы полноценно выполнять задачи на предприятии.  

Ульяна Ловыгина
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...