Сладость или шалость?
В кинотеатрах вышел фильм «Хэллоуин» - продолжение классического одноименного слэшера американского мастера ужасов Джона Карпентера о психопате-убийце Майкле Майерсе. Муслим Камалов считает, что в режиссерских руках Дэвида Гордона Грина франшиза истерлась ровно также, как и маска убийцы.
Канун Хэллоуина. Серийный убийца по имени Майкл Майерс уже 40 лет чалится в психиатрической лечебнице за зверские убийства в городке Хэддонфилде в 1978 году. По неизвестным причинам руководство решает перевезти его в другое исправительное учреждение, но по дороге Майерсу удается сбежать. Еще через несколько дней он натянет свою известную маску с приклеенным пышным париком на лицо, а потом отправится в родной город за новыми жертвами. Праздник со злобными тыквами, видимо, в этом году придется отменить.
Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис), которая 40 лет назад будучи еще старшеклассницей отправила Майерса за решетку, успела за это время состариться до параноидальной бабули, а ее дочь – обзавестись семьей и дочерью. Спустя столько лет Строуд не покидает мысль о том, что Майерс может вернуться. Поэтому бабуля, вместо того чтобы спокойно разводить кур и доить коров, ежедневно стреляет по потрепанным жизнью манекенам во дворе, усердно начищает дробовики и точит кинжалы.
Режиссер Дэвид Гордон Грин за всю свою карьеру уже попробовал себя и в трэшовой комедии, и в независимых эмоциональных драмах (прошлогодняя лента «Сильнее»), успел взять Серебряного медведя за режиссуру в Берлине («Властелин разметки»), а также срежиссировал несколько весьма неплохих сериалов. Поработать над продолжением «Хэллоуина» Грин решил явно не по собственному желанию, а скорее по прихоти уже продюсера Джона Карпентера – американского мастера трэшовых слэшеров и отца-основателя оригинального «Хэллоуина», того далекого лохматого 1978 года. Карпентер подтянул за собой и всю, в буквальном смысле, старую команду: на месте и Джейми Ли Кёртис, играющий самого Майерса Ник Касл, а также Уилл Пэттон в амплуа шерифа. И судя по итоговому «продукту», все приложенные Карпентером усилия оказались скорее откровенно банальной эксплуатацией когда-то успешного оригинального материала ради прибыли, чем попыткой воскресить франшизу и освежить образ убийцы Майерса. Здесь скорее вспоминается одна старая мудрая поговорка: дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, дай режиссеру франшизу «Хэллоуин» - и он будет клепать её всю жизнь.
Новая версия «Хэллоуина» Грина мало чем отличается от карпентеровского фильма, но при этом смело топчется на костях пяти уже давно павших товарищей: все-таки здесь сумели обойти соблазн снять лишь примитивный слэшер, смогли более-менее логично продолжить историю и порассуждать о порождении самого зла. Грин пытается заигрывать со зрителем в начале, заставляя практически всех персонажей вести разговоры о смерти, несмотря уже на то, что все эти диалоги написаны весьма топорно. Персонажи здесь, согласно классическому уже канону современных фильмов ужасов, - такие же классические провинциальные идиоты-недотепы, которые посмотрят нелепым испуганным взглядом в камеру, а потом выполнят единственную функцию пушечного мяса.
История не двигается вперед и то и дело тормозится на повторении сцен с практически идентичными, да к тому же еще и совсем скучно снятыми убийствами. Они же успешно расчленяют фильм на кусочки. Так авторы назойливо пытаются напомнить всем прямо очевидное и «невероятное»: Майкл Майерс – жестокий убийца-психопат в маске, абсолютное воплощение зла, которое еще способно держать молоток с ножом в руках, несмотря на свой пенсионный возраст. Спасибо, что напомнили. При всем этом, все «бесчинства», которые, шатаясь по окрестностям словно бревно или деревенский алкаш, а не маньяк-убийца, творит наш друг, выглядят, как пародийные эпизоды «Очень страшного кино» и лишь просто заполняют пустоту фильма. Кажется, что вообще было незачем брать на роль Майерса того самого актера, который снимался в оригинале – это всего лишь еще один повод похвастаться сохранением всем оригинальных переменных в этом старом уравнении. С нарочито показушным образом обезличенного зла прекрасно бы справился, к примеру, и Том Харди – маски ему больше к лицу, да и подвижности бы злодею добавил. Иногда Грин хочет показаться умнее, поверхностно копаясь в голове Майерса и пытаясь понять его мотивы и триггеры, но все это не выходит за пределы одной реплики третьестепенного персонажа. В конце же режиссер и вообще аккуратно выруливает на совсем ненужный в слэшере феминизм.
Действительно сильных эмоциональных нагрузок с новым «Хэллоуином», увы, искушенному зрителю пережить будет не суждено. Здесь нет каких-то действительно мощных всплесков саспенса – режиссер Грин будто бы забывает о его существовании и мельком вспомнит о нем где-то ближе к концу в самом неумелом исполнении. Весь страх, который авторы пытаются нагнать на зрителя, по большому счету состоит здесь из пары неуклюжих скриммеров, внезапных громких звуков и оригинальной музыки Карпентера в современной обработке (лучшее, что есть в картине) – выглядит все это так, словно попал в старую детскую комнату страха с картонными летучими мышами. Не верьте американским подросткам, которые в фильме будут говорить, что хэллоуин каждый год у всех срывает крышу. Лучше приготовьтесь к тому, что в этот раз он может её не сорвать.