Привези мне лунный камень
В прокат вышла биографическая драма «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла, которая участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля-2018 и была номинирована на Золотого льва. Фильм рассказывает о первом шаге человека – американского астронавта Нила Армстронга - на поверхности спутника Земли. По мнению Муслима Камалова, режиссер «Ла-Ла Ленда» успешно смог высадиться на территории масштабной студийной драмы, а Райан Гослинг – наконец-то побороть «синдром Гослинга».
Начало 60-х. Пока еще не легендарный, молодой американский пилот-астронавт Нил Армстронг (Райан Гослинг) живет с супругой Дженет (Клер Фой), сыном и маленькой дочерью, у которой врачи обнаружили неизлечимую опухоль. Будни Армстронга выглядят так: днями напролет он бесконечно участвует в испытаниях новых разработок NASA, иногда неудачно летает на разных сверхскоростных аппаратах, после чего ему приходится долго заполнять кипу бумажек. Вскоре у Армстронга умирает дочь, он очень долго скорбит по ней (что не скажешь о жене), а потом решает пойти обивать пороги нового проекта NASA о покорении человеком Луны. И однажды вечером раздается телефонный звонок, после которого Нил тихонько скажет супруге «меня приняли», а еще через несколько лет сделает тот самый «огромный шаг для всего человечества».
Еще несколько десятилетий назад две ведущие державы мира – СССР и США – боролись за право первыми покорить холодные и бескрайние просторы космоса, да еще и высадиться на Луне. Вроде и поборолись, и покорили, но так и не успокоились. Последние два года в моде гонка поинтереснее: все наблюдают теперь за тем, кто же из этих двух стран изобретательнее, технологичнее и достовернее снимет современный фильм о тех самых космических подвигах. В прошлом году форвардом на этом поле была Россия, выпустившая аж две картины: «Время первых» и «Салют-7» - насквозь пропитанные патриотическим посылами драмы, обернутые при этом в знакомую уже оболочку фильмов голливудских соседей по цеху. В это время режиссеру из мира независимого кино Дэмьену Шазеллу предложили сделать байопик о Ниле Армстронге, ведь после блистательной «Одержимости» и выдержанного (но совсем невыносимого) классического мюзикла «Ла-Ла Ленд» 33-летний режиссер себя зарекомендовал и заслужил доверие крупных продюсеров. И правда, можно теперь проект и посерьезнее доверить.
«Человек на Луне» Шазелла снимался под четким руководством Стивена Спилберга, который выступил в картине исполнительным продюсером, но, видимо, не отказался и от соблазна наставничества, чтобы «зеленый» режиссер, не видавший еще ничего в этой киножизни (но взявший уже Оскар), не нарубил ненароком дров и не создал проблемы Хьюстону. Спилберговская «рука» не может не бросаться в глаза: подобранные к камере знаменитые линзы, создающие магическое свечение вокруг всех и вся, жирная зернистость картинки и модный нынче фильтр 8-милиметровой пленки (будто бы из Instagram), нарочито подчеркивающий и так уже обозначенное титром время действия в картине. Все это вроде бы и идет к общему облику нового фильма Шазелла, но, в то же время, несет за собой сильный эффект дежавю спилберговских картин. Однако беспокоиться не стоит: это не значит, что Шазелла совсем уж лишили пространства для творчества.
К счастью, его режиссерский почерк смог плавно перетечь и остаться на месте даже в биографической драме о покорении Луны. Шазелл и здесь чрезмерно увлекается крупными планами героев: уже к середине ленты становится ясно, что больше всего режиссера манят пустые и ничего не выражающие глаза Гослинга, но он не чурается, к примеру, и его носа – кажется, еще чуть-чуть и камера смело туда залетит. Великий Гослинг в этой картине явно продвинулся в части выражения хоть каких-то эмоций на лице: теперь ему доступны такие опции, как веселье, смятение, страх смерти, скорбь от потери дочери и слезы – всему этому набору чувств даже веришь. «Синдром Гослинга» Гослинг успешно поборол. Прекрасно сыграла и талантливая британка Клер Фой, у которой получилось создать на экране действительно сильный, а вовсе не деревянный и карикатурный (передаем привет сценаристам «Времени первых») образ супруги астронавта.
Действительно завораживающими и мастерски исполненными в картине вышли масштабные сцены взлета ракет и их полеты в открытом космосе. Правда и тут Шазелл, минимизируя риски провала, не стал заново «выдумывать велосипед», а просто воспользовался успешными практиками коллег. Поэтому он буквально во всех космических сценах ровно и точно наступает в следы «Интерстеллара» Кристофера Нолана, а кое-где даже подглядывает за Альфонсо Куароном. Но «Человеку на Луне» до «Интерстеллара» - как до Луны. Донельзя линейный сценарий, который слишком долго заставляет ждать того самого полета, начинает утомлять к середине. А «экшн»-сцены в космосе, при всем налете нолановщины, не дотягивают до нужного уровня напряжения – ведь оркестром здесь дирижирует, увы, не Циммер.
Не принимая близко к сердцу все эти мелкие недостатки картины, надо все же признать, что фильм Шазелла оказался весьма крепкой и профессионально выверенной драмой. В отличие от отечественных «Времени первых» и «Салют-7», Шазелл смог обойтись без напыщенного и выпуклого патриотизма и пафоса. Просто действительно было у кого поучиться. «Человек на Луне» - фильм не столько о подвиге Армстронга, сколько о его внутреннем состоянии, преодолении боли от утраты дочери и одержимости полетом в космос. Смысл этих «покорений» Шазелл ставит под сомнение, показывая в картине сцены забастовок с громкими лозунгами «мы воюем во Вьетнаме, а вы летите на Луну» и задаваясь вопросом «ради чего это все было?» Ответы, к сожалению, так и не найдутся. «Человеком на Луне» Шазелл теперь уж точно оставил свой след в кинематографе. И вряд ли он будет последним.