По ком говорят пушки
На киноэкраны вышла лента «Великий уравнитель 2»: продолжение остросюжетной криминальной драмы Антуана Фукуа о бывшем оперативнике ЦРУ Роберте МакКолле, который днем скучает на пенсии, а по ночам самостоятельно вершит правосудие. Муслим Камалов разглядел в фильме Фукуа намеки на британского «Шерлока», боевик с Сигалом и даже канонический сериал НТВ.
После того, как бывший спецагент Центрального разведывательного управления США Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон) успешно и эффектно расправился с русской мафией, а также спас из ее лап хрупкую проститутку (события первой части), он решил залечь на глубокое дно. Для своих врагов МакКолл покоится в могиле, на деле же он живет обыденной жизнью американского пенсионера: попивает чай в кресле, ходит в букинистический за углом и подрабатывает водителем в Uber. Но жизнь его не так скучна, как могло показаться: так как МакКолл сильно скучает по службе и опасным заданиям, он становится местным борцом за справедливость и заполняет пустоту в црушной душе, выбивая из местных бандитов зло.
Тем временем в Брюсселе террористы убивают одного из влиятельных агентов ЦРУ и всю его семью. Лучшая подруга и бывшая коллега МакКолла по службе Сьюзан (Мелисса Лео), которая иногда подкидывает ему дела, выезжает на место преступления и выясняет «важную информацию», а позже ее труп с ножевыми находят в номере отеля. МакКолл не долго горюет и также ввязывается в это сомнительное дело, дабы найти убийцу и расквитаться с ним.
Вот камера уходит глубоко в темные, озверевшие глаза Дензела Вашингтона, когда он с хрустом ломает руки, вонзает ножи и фарширует свинцом тела врагов. Кажется, еще чуть-чуть и новоявленный голливудский герой начнет разговаривать библейскими фразами Джулса из «Криминального чтива» про «великое мщение и свое наказание яростное». Знакомьтесь, перед вами «Великий уравнитель», а точнее - аж вторая его часть. Все началось с того, что пенсильванский режиссер Антуан Фукуа в далеком 2014-ом решил снять отдельный полный метр по стопам древнего сериала 80-х «Уравнитель». Конечно, снабдив ленту амбициозной и пафосной приставкой «великий». В итоге, первый фильм уверенно отбил кассу и оказался весьма сносным второсортным боевиком, где Вашингтон в лучших традициях картин с Джейсоном Стейтемом делает решето из мафиози. Что до второй части, то тут темп картины вместе с героем Вашингтона, можно сказать, «ушел на пенсию».
Видимо из-за того, что весь запал идей (как и пиротехники) исчерпался еще на первой части, Фукуа теперь пришлось тихонько отсиживаться на задворках криминальной детективной драмы. В картине нет ни намека на забористый экшен, ни эффектных запоминающихся погонь, а все драки поставлены на троечку с натяжкой и выглядят крайне уныло. Ко всему прочему, второй «Уравнитель» сбавил пару оборотов и сценарно, поэтому лента больше походит на некий «альманах хороших дел». Вот, к примеру, взрослый афроамериканский дядя объясняет подросткам, что наркотики – зло, а для того, чтобы быть мужиком, совсем не обязательно носить ствол в штанах. Занятно, что позже мы увидим, как герой Вашингтона будет расхаживать аж с двумя береттами в руках и неугомонно мстить всем обидчикам.
Метаморфозить картину не перестает и дальше. Агент ЦРУ в отставке то помогает соседке с разворошенными помидорными грядками, то отмывает стену дома от граффити, то говорит с другом-стариком о жизни. Ну а вечером подвозит изнасилованную девушку в больницу и идет разбираться с насильниками в местный притон. При этом вся эта «справедливость» преподносится здесь максимально напоказ и, что называется, с «большой буквы»: МакКолл врывается в пристанище торчков и только после муторной «проповеди», педантично активировав при этом секундомер, за пол минуты преподает плохим парням уроки по муай-тай и крав-маге. Стоит вспомнить, как практично, слаженно и без лишних слов действовал Джон «орешек» МакКлейн – представитель ушедшей эпохи настоящих профессионалов. Здесь же все наоборот: минимум действия – максимум болтовни. Режиссер как будто не знает, чем заполнить хронометраж и занять своих героев в свободное от основного сюжета время.
И если отбросить все подсмотренные у британского сериала «Шерлок» дедуктивные фишечки да рюшечки, которыми владеет наш црушный пенсионер МакКолл, то можно заметить, как Фукуа ближе к последней трети наконец-то раскачивает картину. Нам вдруг преподносят хоть какую-то долгожданную интригу и приоткрывают маски врагов, мотивацию которых, правда, уловить до конца так и не удается. В «Уравнителе» все злодеи являются злодеями просто по факту. Потому, что они должны ими быть, – нет времени объяснять, - прямо как в каноническом сериале НТВ.
В конечном итоге фильм выруливает на уровень боевиков 90-х со Стивеном Сигалом, где вместо героев всегда говорят пушки (ну, или ножи), что как бы идет картине на пользу. Пожалуй, и одной цитаты из Макса Пэйна (персонаж одноименной культовой компьютерной игры) хватит для того, чтобы выразить мысли, возникающие после просмотра: «Я искал ответы, но выстрелы несли с собой лишь новые вопросы».