Грустный праздник
На большие экраны вышла картина «Днюха!» режиссера Романа Каримова, снятая в формате Screen-Life, где вся история разворачивается на экране обычного компьютера. Муслим Камалов попытался найти в очередном эксперименте продюсера Тимура Бекмамбетова хоть что-то интересное.
Конопатый Антон (Эльдар Калимулин) просыпается после бурного дня рождения лучшего друга Кирилла (Никита Санаев) запертым в квартире неизвестной девушки в другом городе. К счастью (и к большому удивлению для зрителя), он находит в комнате собственный ноутбук, который уже практически разорвался от звонков его возлюбленной Марины (Алина Титова). У Антоши – жуткое похмелье. И естественно, он ни черта не помнит из событий прошлой ночи.
Вскоре ему начинает писать и звонить еще один закадычный друг - Паша (Данила Чванов). Он скидывает компрометирующее Антона видео, на котором тот, совершенно невменяемый, изменяет Марине с другой девушкой. Позже дотошная Марина все же дозванивается до Антоши, ведь именно в этот день они должны отметить годовщину своих отношений. Чтобы слегка истеричная Марина не узнала о том, что ее возлюбленный покуролесил с другой, да еще и находится в чужом городе, Антон не придумывает ничего лучшего, чем сделать ей предложение. Вот только грязное видео с его приключениями уже со страшной силой набирает лайки и просмотры в YouTube. Антон дозванивается до прыщавого именинника Кирилла и просит его найти автора и удалить жесткий компромат, пока его не увидела Марина.
Формат (или уже отдельный жанр) Screen Life (экранная жизнь) в свое время присвоил себе гигант российской киноиндустрии Тимур Бекмамбетов. Продюсер даже выдумал легенду о якобы подсмотренном в скайпе экране компьютера режиссера и сценаристки Ольги Хариной. Но на деле этот формат давно уже эксплуатировался на задворках Голливуда. К примеру, сериал «Американская семейка» отдал целый эпизод под скринлайф и это только вершина айсберга. Впрочем, формат никогда не появлялся в большом кино, он всегда был лишь малой частью сериалов, а также существовал в виде короткометражек. Тимур Бекмамбетов не изобретал скринлайф – он просто вывел маленький экран на экраны кинотеатров. Первопроходцами (и блинами комом) стали хоррор «Убрать из друзей», «Поиск» и недавний «Профиль», с которым режиссер Бекмамбетов завоевал аж приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале. Но российские кинокритики бекмамбетовские «новшества» встречали весьма вяло.
«Днюха!» - это всего-навсего очередная экспериментальная картина такого формата, снятая теперь уже в жанре романтической комедии не столь плохим режиссером Романом Каримовым. Безусловно, под присмотром Бекмамбетова. До этого Каримов занимался тем, что вдыхал немного жизни в избитые сюжеты. Так родились весьма неплохие «Неадекватные люди», «Все и сразу», «Гуляй, Вася!», а также крайне унылая «Черная вода», где Каримов пытался высказаться в жанре хоррора, а в итоге только два часа мутил эту самую воду.
Смог ли режиссер вдохнуть новую жизнь в Screen Life? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. С одной стороны - перед нами такой же плоский (буквально) «скринер», как и провальный «Убрать из друзей», но аккуратно приправленный выпуклостями из нашумевшего в свое время мокьюментари «Проект X: Дорвались» и «Суперперцев». С другой стороны, из-за влияния Бекмамбетова и его команды из Bazelevs, кажется, что вот-вот и картину унесет в сторону отборного трэша «Горько!», «Выпускного» и многих других картин той же, знакомой нам, серии.
Весь юмор, как это ни печально, строится именно по правилам последних: вот вам максимально стереотипные и обделенные интеллектом родители и друзья главных героев, на тупости которых и разыгрывается добрая половина таких же затертых гэгов и шуток, вот классические и якобы забавные попойки на вечеринке с обязательным разрушением местных окрестностей, и целая куча пошлятины, которая не дотягивает по уровню до того же «Проекта X». Увы, в этой комедии недостает именно самой комедии. Возможно все это и работало бы правильно, а лента не выглядела столь пресной, если бы Каримов отказался от скринлайфа в пользу классического мокьюментари.
Если в том же «Убрать из друзей» зрителей заставляла хоть как-то прилипнуть к экрану минимальная хоррор-интрига, а порой и жуткие сцены, то «Днюха» кажется просто унылым скучным захватом экрана компьютера с хит-парадом мессенджеров, соцсетей и приложений. Только и всего. При этом стоит признать, что это первый фильм Бекмамбетова с одной единственной рекламной вставкой - аплодируем стоя! Единственное, на чем фильм играет – это на интересе зрителей к чужой переписке, но не более. Да, в отдельные моменты на этом самом приеме при звуке стука клавиатуры ноутбука картина и выдает моменты, при которых можно улыбнуться. Но таких эпизодов – от силы два. Фильм не захватывает, не цепляет, а лишь рассказывает унылую предсказуемую историю героя с лицом а-ля Джозеф Гордон-Левитт и фразами из «Ералаша». Здесь совершенно некому сопереживать, не за кем следить, а от потока любовной патоки между главными героями хочется просто заплакать и выбежать скорее из зала. Плакат фильма и вовсе нас обманывает: продавая очередной «Проект X», авторы умудряются выдавать нечто намного хуже по качеству. Отпраздновать «Днюху» с размахом Роману Каримову, увы, не удалось.
В 2013 году на кинофестивале в Торонто была представлена короткометражка Noah Уолтера Вудмана и Патрика Седерберга. Можно сказать, что эта лента - диссертация двух студентов - и была одной из первых, снятой в формате Screen Life. Так вот, поверьте, вы найдете в этой скромной 17-минутной короткометражке за 300 долларов больше эмоций, смысла, а может даже и себя, чем в очередной глупой дорогущей кальке Бекмамбетова.