Моя - робот
На экраны кинотеатров вышла картина «Зои» - авторская мелодраматическая фантастика Дрейка Доримуса, в мире которого наконец-то научились создавать идеальных роботов, наделенных человеческими чувствами и способных полюбить. Муслим Камалов считает, что Доримус снова выступил в жанре «ванильного киберпанка».
Зои (Леа Сейду) и Коул (Юэн МакГрегор) преуспевают в совместном стартапе по подсчету любовной совместимости для пар. Машина умеет с точностью выдавать процент успешности будущих отношений, а это значит, что теперь можно подобрать себе идеального спутника или спутницу жизни. В конторе есть еще два отдела. Первый занимается разработкой «Бенидола» - специального препарата, приняв который семейная пара сможет заново пережить забытое чувство влюбленности. А в другом подразделении Коул сам занимается разработкой андроида Эша (Тео Джеймс): практически ничем неотличимого от человека робота, который может пить энергетики, танцевать фокстрот, читать Кафку и цитировать Фрейда, а главное – чувствовать, выражать эмоции на основе заложенных воспоминаний и любить.
Влюбленная в Коула Зои тихим вечером проверяет себя на совместимость с ним, но компьютер выдает ей нулевой результат – «фундаментальная несовместимость». Вскоре Коул узнает об этом и раскрывает Зои секрет, что она сама – синтетик.
Прибереги режиссер Дрейк Доримус такой сюжетный «туз» на потом, еще можно было бы воскликнуть «вот это поворот!» Но, увы, эта интрига предугадывается практически с первых сцен фильма и оборачивается его главным замыслом. Правда в том, что теперь нужно сильно постараться, чтобы удержать зрителя перед экраном, ведь все дальнейшее действо представляет собой мучительное двухчасовое путешествие по переживаниям синтетической девушки, терзающейся из-за неразделенной любви.
Доримус, режиссерская карьера которого пока еще не очень продолжительная, умудряется с завидной регулярностью рассказывать практически идентичные любовные истории, происходящие в недалеком будущем. Сначала это были однотипные рассказы о взаимоотношениях людей, теперь же Доримус взялся исследовать синтетиков и их чувства. И, естественно, без легкой продюсерской помощи главного поклонника андроидов Ридли Скотта тут не обошлось.
При этом чувствуется, насколько сильно Скотт повлиял на сюжет и картину в целом. К примеру, все андроиды здесь определённо созданы по образу и подобию «Бегущего по лезвию», также неотличимы от людей и наделены парочкой строчек кода с чувствами и желаниями, а место действия замылено до неузнаваемости. Правда, у Доримуса киберпанк не мрачный, как у Скотта, а прямо-таки и ванильный. А в результате синтетические куртизанки в местном борделе за углом кажутся не такими уж отталкивающими и угрюмыми.
В остальном – это довольно размеренная мелодрама, витающая где-то между картиной «Она» Спайка Джонза и некоторыми схожими эпизодами сериала «Черное зеркало». Но если в «Она» Джонз сумел отчетливо передать атмосферу меланхолии, чувство «одиночества в толпе» и дать законченное развитие отношений операционной системы и человека, то «Зои» съезжает в кювет банальностей тривиальной сопливой мелодрамы и даже не пытается оттуда выбраться. Один единственный острый сюжетный поворот, вброшенный в сценарий, также не идет картине на пользу: мотивация к сопереживанию к героям у зрителя и не думает появляться.
Вместе с оригинальностью исчезает и весь актерский талант Леи Сейду: понятно, что режиссер поставил задачу сыграть робота, но зачем заражаться «синдромом лица Гослинга»? За МакГрегором же следить становится куда интереснее только ближе к финалу, когда он буквально перевоплощается в своего культового персонажа картины «На игле» и прямо на глазах начинает сходить с ума, подсаживаясь на «Бенидол», а после и вовсе решает, что круче наркотиков может быть только секс с андроидом. Правда, длится все это не так долго, как хотелось бы, и зрителя снова окутывают розовые облака ванильного киберпанка.