По старой схеме
Псковское «Яблоко» удивило было политически озабоченную общественность, выдвинув для участия в губернаторских выборах не своего бессменного лидера Льва Шлосберга, а беспартийного главу муниципалитета Виталия Аршинова. Однако наблюдатели рано радовались «свежей струе». Уже через пару дней главный «яблочник» слово в слово повторил текст образца губернаторской кампании 2014 года, заявив, что в регионе «бетонируют» «муниципальный фильтр», чтобы не допустить представителя партии к участию в выборах.
И вечный бой…
Лидер псковского «Яблока», депутат областного Собрания Лев Шлосберг о намерении принять участие в выборах губернатора Псковской области заявлял давно, утверждая, что региональное отделение партии во главе с ним готовится к преодолению «муниципального барьера» (напомним, для выдвижения кандидата ему надо собрать не менее 111 и не более 116 подписей местных депутатов и глав не менее чем в 20 муниципалитетах) и собирает средства на ведение активной предвыборной кампании.
Впрочем, наблюдатели скептически оценивали перспективы «яблочника», резонно напоминая, что сам Лев Шлосберг не выиграл ни одной кампании в одномандатном округе, хотя неоднократно в них участвовал. К примеру, на выборах в Госдуму РФ в 2016 году он набрал 6,14%, уступив кандидатам от «ЕР», КПРФ, «СР» и ЛДПР. Да и псковское «Яблоко» в целом также не обладает внушительной поддержкой избирателей. В том же 2016 году партия получила в Псковской области 4,24% на выборах в Госдуму и 6,1% на выборах в областное Собрание.
Высказывалось мнение, что до непосредственного участия лидера «Яблока» в кампании дело может и не дойти: благо, все еще памятны губернаторские выборы 2014 года. Напомним, тогда Лев Шлосберг заявил, что ему не хватило для преодоления «муниципального барьера» 8 голосов (впрочем, 149 подписей, которые были собраны, по его словам, партией, так никто и не видел) из-за административного противодействия.
«У советских своя гордость!»
Впрочем, после официального старта кампании, все, казалось бы, изменилось. 5 июня, подводя итоги региональной конференции «Единой России», секретарь регионального отделения «ЕР» Александр Котов заявил, что партия готова помочь преодолеть «муниципальный барьер» всем желающим: «Даже «Яблоку».
«Мы готовы, используя наши ресурсы для прохождения «муниципального фильтра» оказать помощь и поддержку тем кандидатам, которые изъявят желание принять участие в выборах губернатора Псковской области. Даже политической партии «Яблоко». Пожалуйста, пусть участвуют, доказывают свои возможности избирателям. Если будут обращения со стороны партий и кандидатов, такую помощь мы готовы оказать», - сказал единоросс.
В тот же день псковское «Яблоко» выдвинуло на выборы главы региона не своего бессменного лидера, а Виталия Аршинова, в сентябре 2017 года избранного от партии на пост главы Плюсского района.
Казалось бы, инициатива «партии власти» открывала небывалые перспективы перед «Яблоком» и его кандидатом. Ведь, в отличие от самого Льва Шлосберга, в бэкграунде у Виталия Аршинова нет длинного перечня конфликтов и споров с единороссами. А значит, ничто не мешает ему добрать с их помощью недостающие для участия в выборах голоса (ранее главный «яблочник» сообщал, что у партии в активе 29 глав и депутатов в 19 муниципалитетах), не «теряя лица». В конце концов, реальный политик должен быть прагматиком, в случае дилеммы «шашечки или ехать» делая уверенный выбор в пользу «ехать».
Все, кто интересуется региональной политикой, начали предвкушать дополнительную интригу в кампании: все-таки Виталий Аршинов, в отличие от Льва Шлосберга, остается «темной лошадкой», и следить за его участием в губернаторских выборах было бы как минимум интересно. Однако главный псковский «яблочник» остался верен себе.
Подмена понятий
На оферту единороссов лидер «Яблока» ответил в том смысле, что партия в «подачках» не нуждается, и попытается собрать подписи самостоятельно, а там - будь что будет. А 8 июня, еще толком не начав сбор подписей, Лев Шлосберг заявил, что «Единая Россия» пытается «забетонировать» абсолютно все муниципальные подписи за два дня, 8 и 9 июня, сделав прохождение муниципального фильтра неугодным кандидатом полностью невозможным».
Реакция политика очень напоминала истерику. По сути, он уже на старте кампании расписывался в неспособности довести своего кандидата до регистрации. При этом какие-либо факты и доказательства «произвола» предъявлены не были.
Председатель Избирательной комиссии Псковской области Михаил Иванов поспешил сообщить: в облизбирком «не поступало никаких жалоб ни в устной, ни в письменной форме, на оказываемое давление на глав и депутатов местного самоуправления во время процедуры сбор подписей кандидатами». Иванов подчеркнул, что муниципальные депутаты в ряде районов области предоставили свою подпись в поддержку кандидата от партии «Яблоко». «В связи с этим полагаю, что все предположения являются «надуманными, преждевременными и беспочвенными», - сказал он. «Уверен, что подобные действия вряд ли могут способствовать объективному рассмотрению ситуации, как того требует избирательное законодательство, а могут лишь стимулировать распространение слухов и сплетен, достоверность которых ничем не подтверждается и вызывает сомнения», - заключил председатель облзбиркома.
Наблюдатели также обратили внимание на то, что с заявлением выступил не сам «обиженный» кандидат, а Лев Шлосберг, которому, похоже, оставаться на «вторых ролях» не позволяет политический темперамент. В этой связи возникает резонный вопрос: получил бы Виталий Аршинов хоть немного самостоятельности даже в том случае, если бы ему удалось принять участие в кампании?
В своем заявлении Шлосберг пообещал сделать «все возможное» для преодоления пресловутого «фильтра». Но, вольно или невольно, между строк читалось совсем другое: «Мы снова объявим, что враги помешали нашей партии собрать подписи и принять участие в выборах, сами выборы будем называть неконкурентными, а их результаты – нелегитимными».
Казалось бы, за годы на политической сцене Псковской области можно было бы придумать что-то новое, разнообразив арсенал приемов и ходов. Однако «Яблоко» и его лидер, похоже, считают, что оригинальность тут ни к чему, тем самым делая свой выбор между «шашечками» и «ехать».