Шпионский чик-чирик
В кинотеатрах полным ходом идет «Красный воробей» - дико закрученный шпионский триллер от режиссера трилогии «Голодных игр» Френсиса Лоуренса. Муслим Камалов рассказывает о странной голливудской идее снова сделать фильм со вкусом клюквы.
В вечно холодной России в бескрайней Москве на сцене Большого театра гарцует прекрасная прима-балерина Доминика Егорова (Дженнифер Лоуренс), а вместе с ней пританцовывает ее партнер, а заодно и ухажер Константин (Сергей Полунин). В один прекрасный день случается страшное: Костя неаккуратно (и совсем незаметно, ага) прыгает, ломает Доминике ножку и на весь зал Большого раздается громкий хруст вперемешку с воплями. После операции Егорова понимает, что ее карьере пришел конец и попутно узнает, что Костя все это время успешно ходил налево. Обезумев от боли в ноге и в разбитом сердце, Доминика настигает Костю со своей любовницей в душевой театра и жестоко наказывает тростью.
Дабы платить за жилье и обеспечивать больную маму, Доминика встречается со своим дядей Иваном (Маттиас Шонартс) – тот всегда при кармане, ведь в режиме 24/7 трудится на Государство, вычисляя вражеских шпионов. Он соглашается помочь племяннице и дает ей тестовое задание, после которого признает, что она годится для «таких дел». Иван сразу же решает отправить горе-племяшку в спецшколу для так называемых «воробьев». После изматывающих тренировок, секс-уроков и многочисленных испытаний на прочность тела и духа, Доминика становится практически идеальной машиной для соблазнения и убийств. Теперь ей поручено вычислить агента ЦРУ (Джоэл Эдгертон), который до недавнего времени слонялся по московским подворотням и передавал желтые конвертики «кроту» из «Леса».
Если вы думали, что такой древнейший жанр, как «голливудская клюква», скоропостижно скончался еще где-то в конце 90-х или на заре нулевых, то вы сильно ошибаетесь. Ибо режиссер всех на свете «Голодных игр» Френсис Лоуренс в 2018 году вдруг решил вернуть этот сорт фильмов с того света. И да, первую половину фильма, наблюдая за развитием сюжета, можно заметить старания авторов сделать на основе материала второсортной (по скромному предположению автора рецензии) одноименной книженции крепко закрученный и серьезный шпионский триллер. Но то, что начинает происходить далее, ломает об колено всю проделанную до этого работу. Задумка эта была не такой уж и хитрой: взять персонажа в виде миловидной хрупкой девушки и слепить из нее женскую версию Бонда, которая должна была весь фильм впечатывать головы агентов ЦРУ в стены, в перерывах зализывая раны и соблазняя других агентов. Но этого в «Красном воробье» нет и в помине. Именно здесь и начинаются проблемы картины и всплывают двойные стандарты режиссера.
Френсис Лоуренс, с одной стороны, бросает все силы на то, чтобы уничтожить дикие штампы: идеально воссоздает российские паспорта (никаких тебе Nванов и Leningrad), практически избавляет от акцента первостепенных персонажей и даже одевает их в соответствующие времени костюмы. И вот, когда уже кажется, что «клюкве» вроде бы пришел конец, эти же клише про «Mother Russia» внезапно начинают выползать автоматически. Ну хоть полицейские бегают не в серых шинелях с АК-47 – уже спасибо.
С другой стороны, с сюжетом режиссер также решил сыграть в своеобразные «кошки-мышки». Там, где ход всей истории уже тихонько подсказывает дальнейшее развитие событий, режиссер переворачивает все на 180 градусов, пытаясь сломать шаблоны в головах зрителей. Но если такой ход и работает в шпионских книжках, в фильме ничего не выходит. В итоге, вместо бойкого и динамичного триллера об отчаявшейся русской балерине и ее трудном пути в мире шпионских заварух, получается одна большая и максимально унылая шпионская история, зрителям которой остается лишь любоваться тем, как Дженнифер Лоуренс меняет цвет волос и купальники. При этом в неудавшейся шпионской «клюкве», как ни странно, на месте оказываются почти все актеры и актрисы, а Маттиас Шонартс – так и вовсе воплощение молодого Владимира Путина. Жаль только, что Сергей Полунин, променявший пуанты ради актерской карьеры в большом кино, уже во второй раз не может уйти от своего танцевального прошлого (роль балеруна в «Убийстве в Восточном экспрессе»).
«Красный воробей» мог бы стать весьма неплохим фильмом о противостоянии црушных лазутчиков и российских «воробышков» в стиле «Взрывной блондинки» (что нам, собственно говоря, и обещали трейлеры). Но авторов понесло растягивать историю душевных терзаний Егоровой с нескончаемыми диалогами, некоторые из которых практически не влияют на сюжет, но крадут у фильма и без того практически отсутствующую динамику и энергию.
Видимо, запал оригинальности идей Френсиса Лоуренса иссяк где-то на уровне прекрасного и далекого постапокалиптического эпоса «Я - легенда», а потом началось штампование студийных блокбастеров. Вот и здесь, в погоне за непохожестью и нестандартностью, Лоуренс угодил в клетку с клюквой, выбраться из которой так и не сумел.