Дом-шкатулка: климентовский лабиринт
На время покинем бездонный Мстиславский раскоп с его удивительными находками, и переберёмся на противоположный берег реки Великой. Работа археологов в прибрежной части Завеличья началась в 2016-м, продолжилась и завершилась в 2017 году. Здесь располагался Климентовский раскоп, получивший своё название в честь ближайшей церкви Климента Папы Римского.
На территории старого речного порта, возникшего здесь в первые годы советской власти, удалось вскрыть несколько тысяч квадратных метров культурного слоя. Обнаружилось, что псковичи освоились на этом берегу уже в XI веке. Причём это была не сельская территория и даже не ближайший пригород, а самый настоящий посад — торгово-ремесленная часть города. Сейчас над Климентовским раскопом, а точнее раскопами (всего их было десять), возводится жилой комплекс.
Во время строительства псковского порта здесь проводились масштабные строительные работы, и значительная часть культурного слоя (около метра) и без того спресованного из-за слабой увлажнённости почвы, оказалась просто-напросто срезана. На изучение археологам в лучшем случае осталось порядка 50 см. «Не густо», - признаёт старший научный сотрудник АНО «Псковский археологический центр» Сергей Степанов.
Местами слои оказались перемешаны и находки, например, XX века залегали вместе с артефактами Древней Руси. Здесь с самого начала освоения территории размещались жилые постройки, хозяйственные помещения и небольшие кустарные производства. Археологам попадались ямы с железным шлаком и следами бытовой металлургии в виде литейных формочек, улавливается косторезное ремесло. «Вот как раз самое интересное нам дали комплексы из древнерусских хозяйственных ям, из углублений под частокол и, чего уж там, помоек. Во-первых, пришло понимание, что здесь жило городское население, во-вторых, стала понятна планировка и то, что расцвет освоения территории пришёлся на середину XV века», - рассказал Сергей Степанов.
Псков возник как полиэтничный город: здесь жили и скандинавы, и славяне, и балты. Возможно, но совсем не факт, было разделение, и часть представителей какого-то этноса устроилась за рекой. «Это только предположение», - напомнил Сергей Степанов.
Протяжённость завеличенского посада была внушительной — псковичи освоили территорию от Мирожского до Иоанновского монастыря (ныне там располагается Комсомольская площадь перед радиозаводом). Был ещё посад на Запсковье и, конечно, в центре. Фактически Псков уже в XII веке был мегаполисом своего времени, уверен Сергей Степанов: «Таких городов по пальцам пересчитать — Киев, Новгород, и то неизвестно дотягивает ли он до Пскова того времени».
Однако к XIII веку, во время обострения геополитической и военной ситуации, большая часть жителей вынужденно покинули Завеличье и перебрались ближе к крепостным стенам на противоположном берегу реки, чтобы укрыться в случае нападения. В результате подобных перемещений (и не только с Завеличья) территория Пскова сократилась в три раза. «Появилась археологическая лакуна с начала XIII и до конца XIV века. То есть практически 150 лет люди на той стороне реки не жили, велась только какая-то вялотекущая деятельность», - пояснил Сергей Степанов.
Самая интересная стационарная находка Климентовского раскопа — огромный амбар XVII-XVIII веков из восьми помещений на 250 кв. метров — настоящий лабиринт. Специалисты с осторожностью связывают постройки с хозяйственной деятельностью купцов Поганкиных, у которых примерно в этих местах размещалось кожевенное производство. «Амбары - прелесть что за находка: лесенки, проёмы... Крышу ставь и пользуйся. Комплекс удалось законсервировать. Сейчас там возводится дом, но застройщик намерен сохранить этот объект для показа», - рассказал Сергей Степанов.
Неподалеку, метрах в сорока от амбаров, обнаружились круги с остатками железных обручей. Здесь как раз находились бочки для дубления кож, которым занимались Поганкины.
Находкам, сделанным в Климентовском раскопе, на выставке древностей на Герцена, 1/1 посвящены сразу два стенда. Любопытный экскурсант увидит коллекцию медных и серебряных монет: здесь не только псковские и новгородские деньги, но и обрезки арабских дирхемов VIII-X веков. Дело в том, что серебряные дирхемы разрезали, взвешивали и расплачивались ими, как если бы это был необработанный драгоценный металл.
В раскопе обнаружилась псковская актовая печать, которой скрепляли документы. Рядом — печать с изображением Святой Троицы. Всё это мы уже видели среди мстиславских артефактов.
Чуть ниже - зооморфная привеска XIV века, на которую навешивались украшения, обереги и прочие полезные вещицы. Ещё одна деталь костюма средневекового псковича - накладка с одноглавым орлом-прародителем двуглавой птицы, которая позже станет символом государства.
Археологи сделали множество бытовых находок, среди которых — лопасть наперсного креста с изображением святого, несколько разновидностей ранних нательных крестиков (XI век). От более поздних их отличают равные перекладины и простой дизайн.
Ранее христианство язычеству не помеха, поэтому тут же археологи наши так называемый «молоточек Тора» (мьёльнир ) XI века. Эту штуковину, пришедшую на Русь из скандинавской культуры, могли носить на шее одновременно с крестиком, используя в качестве оберега «от всего плохого».
Рядом разместились части серебряного поясного набора XI века, множество пуговиц, бубенчики, подвеска-оберег в виде звериного клыка, браслет с зооморфным окончанием виде головы дракона или змеи. Он разогнут, что свидетельствует о том, что его готовили к переплавке.
На соседней полке - изящное плоское приспособление, которое, скорее всего, использовалось как нож для линования пергамена. Необычная литейная формочка для кустарной металлургии интересна тем, что все её стороны использовались для литья разных предметов: хочешь - крестик изготовь, хочешь - накладки всех сортов. Здесь же обнаруживается лопата XVII-XVIII века, клад екатерининских монет, поломанные ножницы, ледоходные шипы, изогнутые пряжки, осколки слюды, которая заменяла горожанам стекло.
Находки Климентовского раскопа свидетельствуют, что жизнь в Пскове кипела по обеим берегам реки, и горожане прекрасно чувствовали себя на ближнем Завеличье образца XI века.