Невзрывная шатенка
В прокат вышла лента «Tomb Raider: Лара Крофт» норвежского режиссера Роара Утхауга. Муслим Камалов посмотрел перезапуск экранизации самой известной видеоигры о приключениях молодой и богатенькой британской искательницы сокровищ Лары, и рассказывает, что именно пошло у авторов не так.
Лондонский гений, миллиардер, филантроп, но уже не плейбой, а эксцентричный искатель приключений на свою задницу Ричард Крофт (Доминик Уэст), потеряв мотивацию к жизни после смерти жены и бросив в огромном особняке (по соседству с Уэйновским) свою дочку Лару, сдуру пускается на поиски гробницы японской ведьмы-императрицы Химико и бесследно исчезает.
Спустя годы из хрупкой и прыщавой девочки Лары вырастает сильная и независимая 21-летняя Лара (Алисия Викандер). Придерживаясь принципа «я сама по себе» и наотрез отказываясь подписывать документы о смерти отца (дабы вступить в законное наследство и завладеть всей империей), Лара рассекает на велике по восточному Лондону, развозит еду, а по вечерам пропускает в кочан хуки с правой от партнерши по спаррингу в районном спортзале. Хипстерский, беззаботный и нищебродский образ жизни Лары резко заканчивается, когда она обнаруживает тайное послание от отца в древней японской чудо-шкатулке. Позже она натыкается и на тайный офис папаши, где находит последнюю видеозапись с ним, после чего все сомнения о его смерти напрочь развеиваются. И вот уже через несколько минут Лара несется в ближайший ломбард, продает мамин нефритовый кулон и отправляется на поиски отца, затерявшегося где-то в дебрях родины покемонов.
В современной зарубежной киноиндустрии есть такая старая добрая забава – браться за экранизацию видеоигр, какой бы на первый взгляд безумной и извращенной не казалась такая затея (да и сама игра). Но еще больший маразм – перезапускать серию фильмов по перезапущенным играм (только вдумайтесь!). Но, как мы знаем, мужички в пиджачках в Warner Brothers думают иначе, ведь во времена кризиса сценарных идей проще пройтись по списку видеоигр Tomb Raider в «Википедии», ткнуть пальцем в небо и после набрать номерок практически никому неизвестного режиссера, чем ждать от авторов толковую оригинальную историю.
Режиссер довольно бодрого сериала «Адский фьорд» Роар Утхауг, видимо, посчитал дурным тоном уводить картину в сторону от базовых лекал компьютерной игры, чтобы не обделить и не обидеть ее преданных фанатов. Поэтому свежая версия «расхитительницы гробниц» получилась прямо скажем унылым зрелищем «для своих». Весь фильм по большей части состоит из кат-сцен, покадрово срисованных с игровых моментов. Но если бы дело обошлось только китчевыми кат-сценами: между ними заложены еще и высушенные типовые «игровые миссии», где нужно вот тут прыгнуть через огромный овраг, а здесь убежать от злющих гонконгских подростков-гопников, а после еще и отыскать алкоголика-капитана ржавого корабля и начать с ним «важные переговоры». На протяжении всего фильма не покидает ощущение, что ты пришел поиграть в PlayStation на 20-метровом экране, а не посмотреть приключенческий фильм в духе «Индианы». Неприятный эффект сырой видеоигры еще больше усиливается в тот момент, когда персонажи начинают взаимодействовать друг с другом. Каждый так и норовит выдать пафосную и заштампованную фразу, которой позавидовал бы сам Оптимус Прайм: «Лучше убить одного человека, но спасти миллионы», «Ты ведь не веришь во всю эту магическую чушь» и так далее. И тут начинаешь жалеть о том, что «Лара Крофт» - не интерактивная фильм-игра, где можно было бы самому вести диалоги и выбирать нужные реплики, нажав на кнопочку геймпада.
Утхауг успешно выветривает из истории мистику, всеми силами пытается взбодрить нас экшеном, но найти хоть какой-никакой баланс между «Индианой Джонсом», «Сахарой» и «Сокровищами нации» ему так и не удается. По нескольким и довольно очевидным причинам. Фильм напрочь лишен даже малейшей частицы юмора, иронии над действительно глупыми ситуациями, которые поданы с такими серьезными щами Алисии Викандер, что разве что не ломается «четвертая стена» и с экрана не доносится «слышь, это тебе не комедия, мы тут вообще-то мифические ребусы разгадываем!» Даже в древнейшей «Ларе Крофт» образца 2001 года Джоли хоть и крошила низкополигональных чудовищ, но умудрялась, блеснув своими идеальными формами, поугарать над жанром, да и вообще выдать пару-тройку весьма неплохих шуток. Что до Алисии Викандер – то она здесь изображает лишь бездушного игрового бота с актерской дисфункцией. Наблюдая за тем, как оскароносная актриса, где-то подхватившая «синдром Гослинга», с максимально отстраненным выражением лица выполняет стелс-миссию с заряженным луком, спокойно расхаживая средь бела дня буквально под носом у солдафонов ордена «Тринити», где-то внутри начинает прорываться внутренний истерический хохот, потому что фильм начинает все больше напоминать «Горячие головы» с Чарли Шином.
Сомнения начет крепких актерских навыков Викандер только подтверждаются, когда худощавая шатенка начинает на камеру доказывать, что не зря провела три месяца в тренажерке и нарастила семь кило мышц. Вместо того, чтобы начать играть, выдавать нормальные эмоции, прокачивать персонажа, актриса всю дорогу занимается демонстрацией своих приобретённых физических способностей: «Смотрите, я научилась стрелять из лука, а тут могу сделать выход силой прямо на крыле самолета, а еще умею теперь прыгать на маты на фоне хромакейного моря». А еще наша Лара может в легкую пробежать кросс с веткой в брюхе и потом сразу же вскарабкаться на отвесную скалу. Быть может, это самая мистическая сторона фильма, хотя, постойте, ну это же та сама всесильная Лара Крофт, вы чего. Но тут скорее кубики пресса у Викандер выглядят более выразительными и заинтересованными в съемках, чем она сама.
У нового Tomb Raider даже к концу не получается вывернуться в сторону сильного увлекательного блокбастера, он настолько пустой и плоский, что вряд ли из картины что-то вообще получится запомнить. Вы не найдете в нем по-настоящему изобретательных и безбашенных погонь, рукопашных боев и вообще хоть какой-то намек на оригинальность и новаторство, а весь процесс разгадывания Ларой древних тайн и мифических ребусов так и остается за кадром. Да что говорить, здесь даже графика не столь далеко ушла в отрыв по сравнению с 2001 годом. Хочется верить, что ко второй части (а она будет, не сомневайтесь) норвежец Утхауг осознает все ошибки и нажмет «Restart».