Дорогая редакция
В прокат вышел новый фильм Стивена Спилберга – «Секретное досье»: основанная на реальных событиях драма, рассказывающая про скандальную историю 1970-х годов, когда одна из ведущих американских газет The Washington Post обнародовала сенсационные документы о войне во Вьетнаме. Муслим Камалов считает, что новая картина Спилберга – лучшая его работа за последнее время.
Худощавый военный аналитик госдепа США Дэниел Эллсберг (Мэттью Риз) благополучно возвращается прямиком из тех мест, где по утрам пахнет напалмом. В опасных джунглях он долго стучал по клавишам пишущей машинки - работал над огромным исследованием по заказу министра обороны Роберта Макнамары (Брюс Гринвуд), а заодно испытывал на собственной шкуре все ужасы военного конфликта. Совесть Эллсберга полностью догрызает его в тот момент, когда он становится свидетелем интервью, которое дает Макнамара: во Вьетнаме «все прекрасно», потерь практически нет, а солдаты «достойно выполняют свой долг». Однако исследования аналитика госдепа говорят об обратном.
В тот же вечер в офисе Эллсберг уже вытаскивает из ящика толстые синие папочки с пометкой «Top secret» и едет с друзьями-пацифистами делать ксерокопии. Документы попадают в газету The New York Times к журналисту Нейлу Шихану (Джастин Суэйн), а вскоре уже красуются в свежем утреннем номере. Лавочку быстро прикрывает Белый дом, вынося официальный запрет на дальнейшую публикацию секретных материалов. Тогда за дело резко берется конкурирующая с Times газета The Washington Post во главе с издателем Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) и главредом Беном Брэдли (Том Хэнкс). Грэм только недавно стала владеть газетой после смерти мужа и еще опасается принимать какие-либо серьезные решения. К тому же, издание находится на грани банкротства. Перед Грэм встает непростое решение: на одной чаше весов оказывается собственная репутация и будущее газеты, а на другой – свобода прессы и правда, которую нельзя скрывать от общества.
Автор легендарных «Челюстей» и «Индианы Джонса», пионер американского коммерческого кино Стивен Спилберг последние лет десять занимается довольно разношерстными проектами: от экспериментов с графикой и хромакеем в «Тинтине», до откровенной военной анималистики в «Боевом коне». За эти годы Спилберг превратился в кого-то вроде добрейшего школьного учителя истории, способного превратить унылый параграф о, скажем, трагедии на мюнхенской Олимпиаде в высокохудожественный триллер. И если, к примеру, тот же Фрэнк Дарабонт в свое время на основе 200-страничного рассказа Стивена Кинга сумел снять выдающуюся двухчасовую остросюжетную тюремную драму, то Спилберг, своей новой работой его уверенно переплюнул: взял, да и экранизировал страницу из «Википедии».
В «Досье» - весь Спилберг, его квинтэссенция, но преумноженная вдвое и доведенная до совершенства. В каких-то моментах можно даже заметить, что режиссер позаимствовал приемы своих же работ из далеких 1970-х, когда еще работал над сериалом «Коломбо» с Питером Фальком. Здесь мало к чему можно прикопаться (если вообще можно), ведь постоянный и верный Спилбергу оператор Януш Камински проделывает ровно такую же филигранную работу, что и десять лет назад: идеальные длинные планы с выверенными до миллиметра переездами и наплывами камеры, мягкий свет, невообразимые полутона и тени.
Спилберг с Камински, не изменяя старой доброй пленке, не упускают возможности в который раз продемонстрировать свой коронный прием со светом. Правда, в отдельных случаях может показаться, что мужиков слегка «заносит». Вот Хэнкс зашел в кабинет и беседует со Стрип, но режиссер как будто принуждает их переместиться к окну или любому другому источнику света, дабы выдать свое фирменное «спилберговское свечение», подчеркивая контуры героев. Возможно, такое маниакальное отношение Спилберга к свету и воспроизведение собственного почерка можно объяснить лишь тем, что режиссер постоянно старается напомнить нам о том, что мы смотрим «фильм Стивена Спилберга». Но все же, надо отдать должное мастеру - как эффектно это смотрелось в далеком 2002-ом в сай-фае «Особое мнение», также зрелищно и красиво это выглядит и теперь, спустя 16 лет, в «Секретном досье».
Как и в оскароносной картине Тома МакКарти «В центре внимания», в «Досье» Спилберг делает упор на кропотливый журналистский процесс – начиная с банальных поисков информации и установлении источников и вплоть до путешествия итоговой статьи от корреспондента к корректору и всех перипетий, связанных с решением о публикации компрометирующих высшие чины бумаг. Естественно, методы Спилберга и МакКарти разнятся. Там, где МакКарти лишь сухо (но с идеальными диалогами) показывает очередную скучную редколлегию, Спилберг умудряется нагнетать саспенс даже в самых пустяшных сценах. Например, акцентируя внимание с помощью крупного плана обычной телефонной трубки на героя, находящегося в нервном ожидании звонка. И этот искусственный, вздутый саспенс работает сквозь всю картину: какое решение будет за миссис Грэм, нажмут ли кнопку запуска огромного типографского станка, что ответит мистер Брэдли помощнику прокурора, какая судьба ждет газету и сотрудников? Интерес вряд ли пропадет даже у тех, кто уже знаком со всеми тонкостями этой запутанной истории, а главной интригой все равно останется вопрос с публикацией правительственных секретов.
«Секретное досье» придется по вкусу именно тем, кто уже давно изголодался по действительно интересным и увлекательным работам Спилберга, по его фирменному стилю и, казалось бы, уже давно знакомым и затертым приемам. Спилберг своей прекрасной съемкой, к тому же, предлагает вкусить запах типографской краски, насладиться процессом подготовки публикации, а вдобавок ужаснуться тем, как работал отдел верстки в 1970-е.
Показывая изнанку журналистики, саму ее суть (где, например, герой Хэнкса, отвечая на вопрос стажера «а это законно?» произносит «а чем мы по-твоему тут на хлеб зарабатываем?»), под аккомпанемент великого Джона Уильямса («Звездные войны»), Спилберг проецирует вопросы свободы и независимости прессы, ее неподвластности, на современное положение дел в мире. Тем самым он способен поднять боевой дух любого журналиста или даже издателя. Ведь порой ради своего дела, ради правды, можно и пожертвовать светскими раундами и околопрезидентскими тусовками.