Никита Явейн – об архитектуре Пскова, монолитных горожанах и проектных фокусах в ТЭЦ
В минувшие выходные Псков посетил коллектив петербургского архитектурного бюро «Студия 44» во главе с руководителем Никитой Явейном. 110 сотрудников бюро собрались на одной из загородных баз, чтобы подвести итоги прошедшего года, а так же поближе познакомиться с регионом, для которого создали уникальный проект - жилой комплекс на месте бывшей ТЭЦ в Пскове. Никита Явейн поделился с Псковским агентством информации впечатлениями о пребывании на Псковской земле, которая давно ему любопытна.
- Никита Игоревич, выездное мероприятие вашего архитектурного сообщества - это такая традиция? Что происходит на таких встречах в регионах, помимо отдыха? Псков был выбран неслучайно?
- Это всегда не просто корпоратив, а настоящее приключение. Мы уже были в Суздале, во Владимире , теперь приехали к вам. Всё это ключевые русские города, а Псков, к тому же, близок к Петербургу - и территориально, и идеологически.
Мы очень приятно провели эти три дня. Посетили Псково-Печерский монастырь, Изборск, заехали в Сенно, прогулялись по Пскову, где посмотрели Поганкины палаты, Мирожский монастырь. Мы ведь здесь проектируем, поэтому нужно было познакомить людей с местом.
- Расскажите, как зарождался проект «Студии 44» по реконструкции ТЭЦ? Какие-то элементы уже использовались в практике ранее? И есть ли принципиально новые приемы в данном проекте?
- Собственник объекта Сергей Чекрышов вышел на нас после покупки. Нам его предложение показалось любопытным. Мы же много где проектируем, не только в Петербурге – в Краснодаре, в Сочи, в Москве, в Томске. Сделать проект реконструкции здания ТЭЦ было определённым вызовом. Это будет первое жилье (и не какой-то там апарт-отель, а стопроцентное жилье!) в ТЭЦ на территории нашей страны. Да и в мире не много таких примеров.
Электростанция была построена в начале прошлого века, диссонирующий был объект, но все уже к нему привыкли. Сносить его нельзя, это памятник истории, часть жизни Пскова. Есть и такая позиция - сносить, но она сегодня не популярна нигде. Если уж здание простояло 100 лет, то оно получило право на жизнь. Тем более, у этого дома богатая история: это первая электростанция в Пскове и долгое время единственная; в годы Великой Отечественной войны здесь собирались лидеры партизанского подполья. И, наконец, это достойный образец конструктивизма, построенный видным архитектором Андреем Андреевичем Олем. Хуже мы точно не сделаем. Важно понимать, что мы ничего нового тут не построим, все в габаритах старого. В проекте используются довольно редкие схемы, к примеру, в машинном зале будет атриум. Там много всяких фокусов - чтобы справиться с нашими отнюдь не гибкими нормами, чтобы сохранить и реставрировать подлинное, а , а не городить новодел. Подчеркну, что все конструкции в здании сохраняются. В общем, любопытная задача.
Ещё одним профессиональным вызовом для нас стало проектирование новых домиков вблизи ТЭЦ, хоть их и не много там. Они невысокие и расположены так, чтобы их не было видно в панораме реки Великой. Тем не менее вопрос о гармонизации новой архитектуры с историческим контекстом тут приобретает первостепенное значение. Мы попытались сделать абсолютно современную вещь, которая, тем не менее, была отмечена печатью генетического родства с архитектурой древнего Пскова. Нам кажется, это удалось. Во всяком случае в профессиональных кругах проект получает только положительные отзывы. .
- Атриум - это одно из достоинств жилого комплекса, которое впервые появится в Пскове в жилом здании. Для жителей Псковской области, которая является приграничным регионом, не очень свойственна открытость, больше замкнутость. И вот появляется такой жилой комплекс как ТЭЦ на набережной реки Великой. Люди, которые захотят здесь жить, должны быть единомышленниками, имеющими схожие интересы, по вашему мнению? Или это могут быть совершенно разносторонние личности?
- Атриумы в жилье бывают. И их любят именно на Севере, в холодном и переменчивом климате. У людей появляется свое пространство, только для определенной группы.. Атриум - некая замена прогулке на свежем воздухе, в нем сохраняется визуальная связь с ландшафтом , но при этом тепло. Есть такие примеры в Петербурге, в Москве, за границей их бесчисленное количество.
В псковской ТЭЦ самое любопытное, что атриум – это машинный зал. Это действительно интересно. Будущим жильцам не обязательно быть единомышленниками, но желательно, чтобы не было совсем разных поведенческих стереотипов. Я надеюсь, что определенный слой найдется, город у вас внешне достаточно монолитный по поведению. Мы здесь встречались с разными людьми, и все они чем-то похожи. Стабильное такое поведение, оно характеризует вас. По-моему, в Петербурге собрать в одном доме близких людей будет сложнее, чем в Пскове. Кто-то может и будет выбиваться, но когда немножко, это не страшно.
- Никита Игоревич, если бы вы поселились в одной из квартир, окна которой выходят в атриум, как бы отнеслись к интерактивному использованию этой общественной зоны?
- Там нет такой квартиры, у которой все окна выходят только в атриум. Только окна общей комнаты. А все спальни выходят на улицу, к тому же, на юг. К такому я бы нормально отнесся. Если бы были окна, выходящие только в атриум, наверное, были бы вопросы.
- Что на ваш взгляд сейчас принято называть авторским жильем, помимо принадлежности к проекту конкретных людей?
- Неавторское жилье - это обычная лестница, лифт, стандартные квартиры. Авторское - это когда ты можешь конкретно сказать: «Я живу там-то». Это некий имидж, бренд. Некая событийная вещь для какого-то ареала. У нашего бюро всегда авторская архитектура.
- А есть ли среди реализованных проектов очень значимые для вас лично?
- Можно здесь назвать Восточное крыло Эрмитажа, Академию танца Бориса Эйфмана, Олимпийский вокзал в Сочи. Только что открыли Музей российских железных дорог в Петербурге, построенный по нашему проекту. Он, вроде бы, рекордсмен по посещаемости. Есть ещё ранний Ладожский вокзал, я его люблю.
- Как вы оцениваете современное архитектурное развитие Пскова? Чего здесь не хватает? И что, может быть, откровенно лишнее?
- Мне сложно говорить, я всего не знаю. Но новостройки в Пскове, как и у нас – никакие: строят не жилую среду, а квадратные метры.. В центре я не много видел домов, но то, что видел, позволяет говорить о том, что какого-то единого стиля, по-моему, пока не найдено. Может, мы чем-то поможем.
Мы много внимания уделили в своем проекте отделочным материалам . Вышли на брусковые кирпичи, в чем-то имитирующие кладку известняковым камнем. Вам надо со своим камнем разобраться, пока ведь нет сертифицированного производства. С материалами нужно работать.
- Есть ли еще места в Пскове, где вы хотели бы или могли бы реализовать какие-то свои идеи?
- Ну, я видел, канатная фабрика здесь есть... А вообще, пока рано говорить. Если сейчас всё понравится, если пригласят ещё… Пока что всё принято достаточно благожелательно, хотя такие проекты не могут быть приняты однозначно. Всегда есть недовольные, но тут меньше, чем я думал.
- Как вы думаете, жилье в здании ТЭЦ будет пользоваться спросом?
- Я думаю, оно будет популярным. Вопрос в том, есть ли здесь такой слой, который готов купить эти квартиры. Знаете, предложение рождает спрос еще больше, чем спрос предложение. Рынок совсем не так устроен, как о нем говорят.