Режиссер Владимир Котт: 2017-й - это первый год разнообразия российского кино
30 января в рамках «Ленфильм-клуба» в Пскове состоялся специальный показ фильма «Карп отмороженный». Картину псковским зрителям представил режиссер Владимир Котт. В интервью Псковскому агентству информации он рассказал, что думает по поводу последних российских киноскандалов, чем его удивил псковской Кремль и почему он не снимает кино вместе с братом-близнецом.
- Как вы оцениваете такие инициативы, как «Ленфильм-клуб»? Нужны ли такие площадки в российских городах? Насколько они, по вашему мнению, востребованы?
- Прежде всего такие киноклубы важны для фильмов с «артовой» направленностью, которые не являются блокбастерами. Потому, что в них можно посмотреть не только картины, которые и так идут в кинотеатрах, но и нормальное, человеческое кино.
- Что вы думаете о действиях Минкульта, который пытался перенести старт премьеры фильма «Паддингтон-2», очевидно, чтобы дать «Движению вверх» заработать больше денег?
- Для меня важно соблюдение правил игры. Прокатное удостоверение «Паддингтону» было выдано «на словах», он давно стоял в графике, это никого не смущало. И когда в последний день меняют правила игры, ты оказываешься обезоружен: ты потратил много денег на рекламную кампанию, начал продавать билеты. Это обычная практика, и если ее менять, то сначала на законодательном уровне, а потом уже чего-то требовать.
- Вы смотрели фильм «Смерть Сталина»? Что можете сказать по поводу запрета проката этой картины в России?
- Сначала прокатное удостоверение выдали, потом его отозвали. Под влиянием чего? Общественности? Ну, тогда не надо было выдавать прокатное. Это вопрос соблюдения правил игры, вот и все. Когда Министерство культуры вмешивается в кинобизнес, то это, как минимум, странно. Как только Министерство культуры отзывает уже ранее выданное прокатное удостоверение – оно расписывается в собственной некомпетентности, беспомощности. Можно просто не создавать конфликтных ситуаций.
- По вашему мнению, минувший год для российского кинематографа можно назвать успешным?
- Мне кажется, что он был очень успешным. Вышло очень много качественных фильмов, возникла наконец-то «поляна» киномира: от блокбастеров до авторского кино. Причем авторское кино разбито на два-три лагеря. Это первый год разнообразия российского кино, его не было давно.
- Расскажите про свой новый фильм, который вы сделали вместе с братом Александром под названием «День до»? Что это за картина?
- Это набор новелл, трагикомедия. Действие происходит за день до того, как на Землю должна упасть комета.
- Это что-то в духе «Меланхолии» Ларса фон Триера?
- Нет, это скорее что-то типа Леонида Гайдая, альманах.
- Почему вы так мало снимаете проектов со своим братом? В России не так много братьев-режиссеров. Могли бы стать российскими «коэнами».
- Мы абсолютно разные с братом [Александр Котт, брат-близнец Владимира Котта, также является кинорежиссером - ПАИ]. Режиссер – профессия индивидуальная. Даже те примеры, которые приводят – братья Вачовски, Коэны – все равно режиссер там один, они меняются. Кто-то сценарист, кто-то режиссер или продюсер. Режиссер должен быть один, дуализм в этой профессии невозможен. Съемочная группа путается при двух режиссерах. В группе должен быть кто-то главный.
- Хотели бы вы снять что-нибудь в Псковской области? Регион последнее время притягивает кинематографистов.
- Я походил по ночному Пскову и меня очень порадовала атмосфера. Я застал момент, когда ночь превращается в день, и оказался в это время в псковском Кремле, который меня удивил. В отличие от Москвы, здесь какое-то все первобытное, древнее. Приятные дома очень. Я всегда, когда езжу, автоматически начинаю отбор натуры, так что я уже фоток наделал, пока гулял по городу. Я мечтаю попасть в Пушкинские Горы, в довлатовские места. Единственное, что меня смущает – это отсутствие коммуникации, так как один поезд в день «Москва-Псков» – долгий, неудобный. Если пустить «Ласточку», которая идет 4 часа, тогда все потянутся.
- Что притягивает режиссеров в Псковскую область?
- Славянство. Псков – это ощущение чего-то не промышленного, мягкого, деревенского, спокойного. Есть ведь знаменитая фраза из фильма: «Мы пскопские!» [имеется в виду отрывок из картины Ефима Дзигана «Мы из Кронштадта» 1936 года – ПАИ]. Мне кажется, эта территория еще не изучена, хотя здесь очень сильный театр.
- Три ваших любимых фильма, которые вы готовы пересматривать вечно?
- «Звездные войны», все эпизоды, подряд могу смотреть. Фильмы Эльдара Рязанова и «Гладиатор» [Ридли Скотт, 2000 - ПАИ].
- А из сериалов зарубежных смотрите что-нибудь?
- Из фаворитов, конечно же, «Доктор Хаус». Из последних, очень такой смелый сериал «Черные паруса» [сериал Нила Маршалла и Сэма Миллера, который является предысторией к роману Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» - ПАИ]. Для меня это настолько смело и неожиданно, что так можно снимать. И последнее - это «Хорошая жена», Good Wife [юридическая драма Рода Холкомба и Чарльза МакДугалла, которая выходила на телеканале CBS с 2009 года по 2016 год – ПАИ].
- Смотрели что-нибудь из претендентов на «Оскар»?
- Да, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Я просто поражаюсь, как Мартину МакДонаху удается из обычной истории сделать такое. Я считаю, что это Шукшин по силе, достоверности и неожиданности. Мне кажется, «Три билборда» возьмут «Оскар», потому что это история про женщину, а сейчас все очень социализировано.
- Нет ощущения, что за время своего существования «Оскар» растерял престижность и доверие?
- Абсолютно не потерял. Хоть все и говорят, что премия с первого года теряет свою престижность, но, в принципе, «Оскар» - это как олимпийское «золото».
- Над чем вы сейчас работаете?
- Снимаю 16-серийный сериал «Заступники» для «Первого канала» с продюсерской компанией «Среда». Сериал про 1960-е годы.
- Как вам сотрудничество с Александром Цекало?
- Прекрасно. Он творец. Для него это не бизнес. Он когда-то сказал, что «кино умерло». Для Цекало будущее – это сериалы.
- Александр Цекало, как продюсер, какой? Твердый, настойчивый и требовательный? Или наоборот, дает вам больше свободы?
- Он дает свободу, но использует твою силу для собственного давления. Это как айкидо.