Волшебные палочки
То береза, то осина, или Как псковские заключенные накормят жителей КитаяПочти в каждой российской колонии есть собственное производство – не столько для получения прибыли, сколько для воспитания осужденных. Не исключение и псковские исправительные учреждения, в которых давно налажено изготовление одежды, металлических, деревянных, резиновых изделий, продуктов питания и различных сувениров. Но бывают и более экзотические производства. К примеру, в Середке заключенные с недавних пор в промышленных масштабах изготавливают... палочки для еды. Причем, продукция колонии идет на экспорт. Корреспондент и фотограф Псковского агентства информации побывали на расположенном за колючей проволокой производстве и узнали, почему петербургский инвестор выбрал именно эту колонию и из чего изготавливают китайские палочки на Псковской земле.
От псковской колонии – Азии
Производство заготовок деревянных палочек для еды на площадях ИК-4 в посёлке Серёдка Псковского района организовало петербургское ООО «Альфа Вуд». Участок в промзоне колонии был обеспечен необходимыми электромощностями, туда подали тепло и провели вентиляцию. Питерские инвесторы привезли несколько десятков станков на сумму более 5,7 млн рублей. Кроме того, для хранения сырья и готовой продукции оборудовали склад.
Официальный запуск нового производства состоялся 6 декабря, в этот день в колонию приехал сам инвестор, руководство УФСИН и журналисты. Директор «Альфа Вуд» Кирилл Момот рассказал, что палочки из псковской колонии будут отправлять в Китай и Корею. На первых порах объём заготовок составит порядка 2 миллионов штук в месяц, а при достижении необходимых производственных мощностей это количество планируется увеличить до 10-15 миллионов.
Говоря о критериях отбора площадки, Кирилл Момот заявил, что у компании уже был негативный опыт работы с частниками. Поэтому было решено искать альтернативные варианты, и, опираясь на опыт других бизнесменов, «Альфа Вуд» решила обратиться к системе ФСИН. По мнению предпринимателя, производство в колонии – это гарантия качества и выполнения объёмов.
Учитывалось и то, что в Псковской области сильно развита лесозаготовка, деревообработка, и древесина для китайских палочек будет закупаться у местных поставщиков. Изделия будут производить из экологически чистого сырья: местных осины и березы, которые, как правило, не пользуются спросом у лесозаготовителей.
Кирилл Момот уточнил, что это только пилотный проект, который планируется расширять, в том числе на базе других псковских колоний. «Но сначала необходимо добиться максимальной производительности здесь. Потребность большая, она исчисляется десятками миллионов подобных изделий», - пояснил он. Также в планах компании - выход на российские рынки, ведутся переговоры о поставках с петербургскими компаниями.
Кирилл Момот заметил, что в колонии производят не готовые палочки, а полуфабрикат, и компания не собирается выходить на конечный продукт. Он объяснил это высокими рисками, в частности, большим количеством возможного брака и неудобством работы с «придирчивыми» ресторанами. Поэтому прибыль «Альфа Вуд» собирается получать исключительно за счёт объёмов.
Начальник УФСИН России по Псковской области Юрий Лымарь согласился, что производство можно развивать и дальше, так как объемы потребления палочек в Азии не ограничены. Он подчеркнул, что такой цех – единственный на Северо-Западе, но в случае успеха опыт псковской колонии будет транслироваться на другие регионы.
Работа как поощрение
Старт новому производству дал сам Кирилл Момот: «Уже всё готово для запуска. Поехали!», после чего собравшиеся отправились на экскурсию в цех. Заместитель начальника колонии – начальник центра трудовой адаптации осужденных Алексей Шелковников показал все семь этапов производства заготовок, включающие как ручной труд, так и машинное производство. Сначала заключенные вручную подготавливают «пеньки», которые отправляются на станок, превращающий их в шпон – тонкие листы древесины. Затем шпон преобразуется в заготовки, которые заключенные сортируют, складывают в мешки и отправляют в контейнеры.
Заказчик ознакомился с условиями работы осужденных, проверил качество изготавливаемых изделий. Кирилл Момот констатировал, что оператор станка уже освоился и умело шпонирует дерево, однако, ещё есть, над чем работать. По его словам, вопрос получения качественного шпона очень важен. В целом же он остался доволен увиденным: «Все пойдет, надо только руку набить».
К новому производству привлечены 24 осужденных, которые будут работать по 12 человек в смену по 8 часов в день. Алексей Шелковников пояснил, что работать могут не все заключенные, а только те, которые прошли тщательную проверку, и напомнил, что ИК-4 – колония строго режима, где отбывают наказания граждане, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также рецидивисты. Работа для них – это поощрение за примерное поведение. В связи с этим к труду привлечены только 23% осужденных, причем, выводить на работы стараются именно тех, чьё наказание связано с возмещением ущерба.
«Возможность работать - это возможность погашать иски перед государством и людьми, которым они причинили вред», - подтвердил Юрий Лымарь.
Зарплата осужденных составляет порядка 7 тысяч рублей в месяц в соответствии с МРОТ, для получения этих денег им необходимо выполнять норму выработки и трудового времени. Из заработанных денег вычитается подоходный налог, а остальными осужденные могут распорядиться по своему усмотрению. К примеру, отовариться в магазине на территории ИК или помочь семье. Но 50% трудящихся обязаны возместить причинённый вред, и привлечение к труду дает возможность погасить иски. Стоит отметить, что наличные в колонии запрещены, действует система безналичного расчета. Заключенный сообщает, куда хотел бы потратить зарплату, и с его счета списывается указанная сумма.
Юрий Лымарь считает, что законодательство на данный момент не стимулирует осужденных к труду, ведь заключенный, выйдя на работу, автоматически платит за своё содержание, а неработающие находятся на гособеспечении. «Мы используем внутренние резервы колоний, систему поощрений и взысканий», - поделился начальник УФСИН. Работающие заключенные отбывают срок в лучших условиях, а одним из главных стимулов является условно-досрочное освобождение.
К тому же, работа во время заключения может принести пользу в будущем. Перед тем, как встать к станку, осужденные обучаются в профессионально-технических училищах УФСИН, получают новые профессии и к моменту выхода на свободу уже являются специалистами.
«Работа идет, и срок быстрее идет, веселее. Когда человек делом занят, ему не до ерунды», - уверен Юрий Лымарь. По его мнению, привлечение к труду – один из главных факторов, обеспечивающих правопослушное поведение в колониях.
Однако, начальник УФСИН добавил, что планирует обсудить с сенатором от Псковской области Еленой Бибиковой возможность внесения в законодательство поправок, дополнительно стимулирующих к труду отбывающих срок граждан.
И поработать, и отдохнуть, и помолиться
Представители ФСИН не скрывают, что развитие рынка услуг в колониях - один из оптимальных выходов в условиях недостаточного финансирования. За счёт заработанных средств учреждения решают целый комплекс вопросов: платят налоги, развивают материальную и производственно-техническую базу, улучшают условия содержания осужденных.
Производственные площади различных размеров и направлений есть во всех псковских колониях. Промышленная зона ИК-4 занимает целых 3,5 гектара. На этой площади расположены цеха по производству резинотехнических изделий, сувениров, настольных игр, шкатулок, моющих средств, одежды, цеха металлообработки, деревообработки и даже автосервис.
Примечательно, что уже более 10 лет в Серёдке изготавливают ящики для боеприпасов в рамках госзаказов от Минобороны и МЧС. Здесь запущен полный цикл производства, закупать требуется только фурнитуру. В две смены здесь трудятся 50 заключенных, получающих достойную зарплату. К слову, помимо денежного поощрения на некоторых видах производств осужденным как в старые добрые времена выдают молоко за вредность.
Начальник управления убеждён, что предпринимательская деятельность на базе пенитенциарных учреждений – самый оптимальный вариант, такое сотрудничество взаимовыгодно. Налаживанием контактов с предпринимателями в системе УФСИН занимаются специальные службы, которые презентуют положительный опыт псковский колоний, где все заказы выполняются качественно и в срок.
Помимо этого, во многих исправительных учреждениях Псковской области, в том числе и в ИК-4, есть собственные подсобные хозяйства, которые обеспечивают продуктами самих заключенных. «Наша задача - как можно больше произвести самим, а не покупать», - пояснил Юрий Лымарь.
Заключенные питаются, по сути, тем, что сами произвели: в ИК-4 есть разводят кур, выращивают овощи, а до вспышки АЧС был и свинарник. Юрий Лымарь заверил, что вся еда в колонии высокого качества: «Заключенных голодом не морят». Ну, а те, кто не наедается в столовой, могут посещать магазин с довольно широким ассортиментом: в нём продаётся чай, сигареты, продукты и предметы первой необходимости.
Свободное от работы время заключенные проводят время в клубе. В колонии есть вокально-инструментальные ансамбли, осужденные регулярно устраивают концерты и смотрят фильмы.
Скоро на территории исправительного учреждения появится храм: на данный момент его возводят сами осужденные из материалов, которые производятся в местной промзоне. Службы в храме будет проводить приезжающий из Санкт-Петербурга батюшка. Юрий Лымарь упомянул и о том, что в УФСИН появился помощник начальника управления по делам религии - действующий священник.
«Заключенным есть, где поработать, есть, где отдохнуть, есть где помолиться, - подвёл итог экскурсии начальник псковского УФСИН. - Наша основная цель - не прибыль, а воспитание».