Карточный домик
Несколько лет назад наткнулся в интернете на такую историю. В день выборов в пользу одного из кандидатов организовали так называемую «карусель». Пару десятков автобусов подвозили инструктированный электорат на избирательный участок. Оппоненты, воочию узрев происходящее, поняли, что надо действовать и п̶о̶ж̶а̶л̶о̶в̶а̶л̶и̶с̶ь̶ ̶в̶ ̶и̶з̶б̶и̶р̶к̶о̶м̶ начали резать колеса. Далее, как говорится, начался бодрый экшн. В итоге трое погибших и множество раненных. Но выборы были признаны состоявшимися. Эка невидаль, скажете. Ну, вышла ситуация из-под контроля, но кого тут удивишь «каруселями»? Возможно. Только один нюанс. История эта имела место на президентских выборах в США в 2004 году в штате Техас…
Если ждете, что дальше будет пафосная апология чего-то российского супротив того, что «у них негров линчуют», то не ждите.
С избранием нового состава Государственной Думы, закончился очередной парламентский избирательный цикл. Только ленивые да мертвые не критикуют нашу избирательную систему и процедуры. Одним не нравится досрочное голосование, другим открепительные удостоверения, третьим – выездное голосование. Споры о недостатках партийного и одномандатного голосования по степени непримиримости напоминают противостояние болельщиков «Реала» и «Барселоны». Давайте попробуем объективно посмотреть на некоторые особенности избирательной системы и процесса.
Мне лично очень интересно наблюдать за президентской гонкой в США. На фоне абсолютной предсказуемости результата, участники борются так, будто бы у Америки есть еще хоть какая-то альтернатива. Тот факт, что одной из последних тем всей кампании стала гендерный вопрос и отношение Трампа к ̶е̶г̶о̶ ̶п̶р̶и̶ч̶е̶с̶к̶е̶ женщинам, несомненно, льет если не масло в огонь, то придает этой мыльной опере некий новый (ха-ха-ха!) поворот сюжета и возвращает к экранам уже начавших было зевать американских обывателей. Не только на экраны – на участки!
Вот и плавно едущий с ярмарки президент Обама решил тряхнуть стариной и проголосовать. Естественно, не смог дождаться и рванул на досрочное голосование. Возможно, в этом нет ничего странного. Обама по образованию юрист, и, глядя на то, как Хиллари через раз на публичных мероприятиях падает замертво, невольно озаботишься досрочным приведением дел в порядок. Однако, по данным ведущего американского аналитического портала «5-38», впервые досрочное голосование приобрело не только массовый, но и неконтролируемый характер. В последние пару дней на многих избирательных участках случился настоящий коллапс, поскольку никто даже в ночных кошмарах не мог вообразить такого наплыва страждущего электората.
«Совпадение? Не думаю…»
Впрочем, аналитики и здесь отметили ряд особенностей. Во-первых, наплывает, главным образом, «цветной» электорат. Наиболее стройными рядами досрочно голосуют представители мексиканской и кубинской общин. Этот тренд трудно объяснить, ибо бейсбольный сезон ко дню выборов закончится, а до Супербоула, мягко говоря, далеко. Ну, быть может, бесплатные тако и энчиладас раздают, кто их поймет.
Есть и другая особенность этого бума досрочного волеизъявления. По опять-таки необъяснимой логике все это происходит в тех штатах, где победа Хиллари под вопросом. В первую очередь, это Флорида, Северная Каролина и Аризона. Если Хиллари сможет взять традиционно республиканскую Аризону, то наберет порядка 345 голосов выборщиков, что будет абсолютным рекордом.
Что же до Обамы, то он даже слегка опростоволосился. В последнем интервью телеканалу CNN он фактически призвал граждан идти и голосовать досрочно. Когда же ведущий ему мягко намекнул, что подобные рекомендации не приняты в американском обществе и президента могут не правильно понять, Обама попытался обратить это в шутку, мол, выборы пройдут в рабочий день и многим будет непросто на фоне усталости сделать осознанный выбор. Тут не поспоришь – трудовые будни и здравый смысл не всегда шагают в ногу.
Но есть нюанс…
Есть ли основания подозревать нечистую игру? Думаю, каждый сам вправе оценить данные факты. Конечно, говори мы сейчас о России, оппозиция с пеной у рта рвала бы на себе хипстерскую бороду, что досрочное голосование своей единственной целью имеет фальсификацию результатов. Но стоит ли об этом в сотый раз?
Правда, оказалось, что в западных демократиях отношение к досрочному голосованию абсолютно такое же. Априори считается, что в таком случае, с одной стороны, нет контроля со стороны наблюдателей. А с другой, условного избирателя чуть ли не насильно тянут к урне. Как в России, так и в США.
Но, конечно же, как это регулярно случается с некоторыми нашими правозащитниками, есть один нюанс. То, что в России они считают целенаправленными происками «кровавого режима», в отношении стран Запада полагается как свободный и осознанный выбор грамотных сознательных граждан. Все верно. Вот, даже Обама подтвердил, что черта с два получится у вас сделать осознанный выбор, если не проголосовать досрочно. А вдруг случится какая «карусель» с поножовщиной, так не страшно. Горячие латинские парни да русская мафия – у них это в крови. Дальше бегущей строки в блоке региональных новостей в США такие события не уходят.
Когда-то давно меня очень зацепила публикация журналиста и заместителя главного редактора Carnegie.ru Максима Саморукова, в которой он пробует сравнить нарушения на выборах в России и США. Его статья – это классический пример того, когда в американском глазу бревна не видим, а в своем мельчайшую соринку замечаем. Ну, тем не менее, его точка зрения вполне имеет право быть. В статье приводятся данные по количеству нарушений, которые расходятся с официальными, но речь там о другом. О том, что американское общество – оно настолько сознательное по умолчанию, что никакие махинации там просто невозможны. Вроде как прививка у американцев против манипуляций на выборах. Поголовно. Даже, прошу прощения за неполиткорректность, у мексиканцев и прочих парагвайцев, едва получивших вид на жительство и впервые допущенных голосовать.
На ход ноги
Есть еще одна интересная история с голосованием в США. Дело в том, что практически во всех штатах отсутствует регистрация граждан в российском понимании этого слова. Поэтому списки избирателей составляются по итогам предыдущих выборов. На практике, по данным Федеральной избирательной комиссии США, к новым выборам в этих списках числится лишь 75% избирателей. Остальные 25%, так или иначе, сменили место дислокации и не зарегистрировались в списках избирателей. Как быть? Не запрещать же тем, кто в списках не значится голосовать? Естественно, разрешать! Поэтому любой, кто пришел на участок, а в списке не значится, имеет право написать заявление о регистрации и незамедлительно получит бюллетень для голосования. Какие уж тут фальсификации…
Впрочем, Бог с ними. До выборов там осталось меньше месяца. За это время осознанный досрочный выбор, по данным социологов, сделают не менее трети избирателей, а в густонаселенных этнических районах до 80%. Все честно. Мы же всем желаем только добра, а будущему президенту Хиллари еще и здоровья.