18
 

Месхиев — о Пушкинском фестивале, критике, новом кинопроекте и развитии туризма

Корреспондент Псковского агентства информации встретился с руководителем театрально-концертной дирекции региона, известным кинорежиссёром и продюсером Дмитрием Месхиевым, чтобы поговорить об итогах XXIII Пушкинского фестиваля и его перспективах. В результате разговор коснулся куда более широких тем - развития киноиндустрии и туризма в регионе, предстоящих переменах в Театрально-концертной дирекции, отношении к критике и многом другом.

«Очень легко начать что-то менять, не подумав, а потом кусать локти»

Дмитрий Дмитриевич, закончился XXIII Пушкинский фестиваль - он удался, получился, как задумывали, или что-то не успели, не реализовали в силу каких-то причин?

В целом всё получилось и прошло без накладок.  Я сужу об этом и по реакции зрителей, и по отзывам коллективов, которые к нам приезжали. Мне кажется, очень важно позиционировать фестиваль в первую очередь как ещё один толчок к развитию региона. Эта ситуация была упущена несколько лет назад, и её необходимо возродить.

Поэтому не надо спешить заявлять о всероссийском статусе. Я знаю, что к фестивалю есть интерес и у столичной публики, и у прибалтийской…

…и у него есть приставка международный.

Эта приставка, бесспорно, хороша, и пусть она будет, и  в этом году он, кстати, таким и получился: был у нас Русский театр Эстонии и Гродненский театр кукол из Белоруссии,  и очень хорошо, что у нас получилось привезти их в такое нелёгкое время. В любом случае, Пушкинский фестиваль - это качественный срез театрального искусства, который можно увидеть только у нас, не приезжая при этом в Москву или Таллинн.

Не планируете как-то видоизменить, реформировать фестиваль? Не считаете, что ему требуется новый виток развития или даже смена формата?

Мы и так его неспешно реформируем, мы его осовремениваем, не ограничиваем репертуар фестиваля только Пушкиным, хотя это было сделано еще до меня. При этом мне и команде хотелось бы, чтобы в основу фестиваля всё-таки была положена классика, желательно русская и 19-го века.

Одновременно я понимаю, что нельзя вставать на узкую дорожку, нельзя ограничивать и загонять всё в рамки. Чтобы совсем видоизменить фестиваль, нужно поработать года три, чтобы понять, как и куда двигаться, потому очень легко начать что-то менять, не подумав, а потом кусать локти.

«Я сторонник сохранения традиций»

Неучастие Рецептера в фестивале – дело окончательно решенное? Может ли измениться его мнение, будете ли вы предпринимать новые попытки?

Неучастие Владимира Эммануиловича в фестивале - это очень большая потеря, которая, может, и не повлияла на зрителя, но это прежде всего потеря этическая. Это человек, который создал фестиваль, сделал многое и для театра в целом, так что потеря невосполнимая.

Мы провели с ним ряд встреч: я встречался с ним один и вместе с главным режиссером театра Александром Кладько. Предлагали ему пост президента, уговаривали, но Владимир Эммануилович очень обижен - и обижен справедливо. Не на меня и не на фестиваль, а на тех, кто его когда-то отсюда вышвырнул. Он прислал мне письменный ответ с благодарностью за предложение, но от участия в фестивале категорически отказался. 

Я также думаю о том, чтобы вернуть в строй Пушкиногорскую лабораторию, хочу собрать ведущие умы региона, устроить встречу с Георгием Василевичем и вместе подумать, как это сделать.

То есть больше попыток уговорить Владимира Рецептера вернуться вы предпринимать не будете?

Раз он отказался, значит, нет. Это было осознанное решение, поверьте, он над ним подумал. Сейчас одним из главных моментов для нас как организаторов фестиваля является возрождение лаборатории. Потому что в Пскове, например, лекционная программа вызывает интерес, и сами лекторы очень довольны, как мне кажется, но там, в Пушкинских Горах, была другая история, более научная, для узкого круга специалистов. И этого не хватает.

К слову, о нехватке: чего, на ваш взгляд, не хватает фестивалю? Или даже театру?

Мне пока сложно сказать. Нужно чуть больше времени, чтобы проанализировать, хотя я и сам понимаю, что чего-то действительно не хватает. И тут дело даже не в финансах, хотя это важная составляющая, но она далеко не единственная. Да, хочется новых площадок, хочется задействовать новые пространства, чтобы развить фестиваль, но и зима сковывает, и еще какие-то причины.

Значит ли это, что вы можете перенести фестиваль?

Ни в коем случае. Фестиваль зимой - это традиция, а я сторонник сохранения традиций. Не стоит забывать, что лучшее – враг хорошего, поэтому очень не хочется испортить то, что уже есть.

Новое руководство участвовало при составлении программы XXIII Пушкинского фестиваля или основывались на доработках старой? И, к слову, почему на церемонии открытия не было главного режиссера или художественного руководителя? Это вызвало некоторое недоумение…

Разумеется, главный режиссер и худрук участвовали в составлении программы, это был очень удачный синтез с наработками предыдущей команды, но именно Григорий Козлов и Александр Кладько пригласили сюда самые аншлаговые вещи. Что касается отсутствия их на открытии – был я. Хочу напомнить, что фестиваль делает  не театр, а театрально-концертная дирекция. И если вы заметили, мы осознанно сделали участниками фестиваля и филармонию, и театр кукол, мы хотим раздвинуть рамки, выйти за пределы привычного. А то, что у кого-то там чье-то отсутствие вызвало недоумение… Ну, мне это кажется лукавством.

«Зачем что-то делать в кулуарах?»

Помнится, в прошлом году после визита министра культуры в псковском театре появился худсовет… 

Да, и он работает, и лично я стараюсь отходить от этого, пусть они собираются и решают свои внутренние дела.

А как именно? Какие вопросы решает худсовет?

Вы поймите, существуют какие-то стратегические вещи, организационные, творческие - вот ими они и занимаются. У нас появился еще один худсовет, который занимается делами дирекции, я считаю это хорошим начинанием. Зачем что-то делать в кулуарах? Это неправильно. Театральный худсовет появился по просьбе труппы, и уже год он работает без нареканий.

Можно ли уже подвести какие-то промежуточные итоги работы дирекции? И говорить об эффекте синергии от объединения различных учреждений культуры? Ведь изначально в качестве причин для её создания озвучивались экономия средств и увеличение зарплаты. Как с этим дела обстоят?

Вы знаете, я бы подводил итоги только при уходе. [Смеется] А что касается экономического эффекта… Ну, смотрите, вы пришли в то же здание, чисто везде, красиво, все коммуникации работают.  Мы стараемся сохранить театр в том виде, в котором получили после проведённой реконструкции. И я буду всячески способствовать тому, чтобы мы пережили нынешние нелегкие времена без особых потерь. Поверьте мне, дирекция очень помогает, ведь на сегодняшний день это самое крупное культурное учреждение, которое является прямым проводником чаяний каждого подразделения, и я по возможности доношу всё до руководства. Кроме того, мы многие вещи делаем совместно. И не только Пушкинский праздник поэзии, но и празднование 9 Мая, которое мы сделали в прошлом году, и «Довлатов-фест», и Пушкинский фестиваль. Так что да, синергия есть, и я стараюсь, чтоб она была, потому что это всегда хорошо.

А какое из «детищ» дирекции на сегодняшний день самое проблемное?

Это трудно сказать, поскольку проблемы у всех  разные. Вот самое непроблемное подразделение - это театр кукол, но у них вместе с тем есть проблемы со зданием. Филармония многие вещи делает правильно, но тоже есть свои сложности технического характера. У театра сейчас проблема – скудный репертуар, который образовался из-за того, что сняли спектакли, а теперь нужно эти пробелы восполнять. Так что хвалить, может, и банально, но мне не за что особенно ругать никого из дирекции. Они все молодцы, все очень стараются.

«Мне сказали: хочешь развивать – вот, бери еще и это»

В ближайшее время количество подразделений увеличится: к вам присоединится (уже присоединился) туристский информационный центр. Для чего и какое место он займет в составе дирекции?

Начнем с того, что мне всегда был интересен туризм. Я косвенно и напрямую этим занимаюсь. Составлял концепции по развитию туризма региона, направлял их, ну и в результате мне сказали: хочешь развивать – вот, бери еще и это. Мне это очень интересно, потому что я считаю Псковский регион очень привлекательным с точки зрения туризма. Но привлекательность эта совсем не раскрыта. И поэтому хочется сдвинуть это вперед. Сейчас мы занимаемся проектами, составляем  маршруты, я встречался с рестораторами и владельцами гостиниц и нашел понимание.

Подразделение информационного центра будет заниматься всем, начиная с печатной продукции: очень не хватает региону событийного календаря и какого-то общего буклета.

Еще проблема в том, что нужно делать новые сайты по туризму. Мы обратились к администрации с этим вопросом, провели переговоры с туристическими операторами и вместе пришли к единому видению. На этих сайтах должно быть всё, что пригодится туристу, в том числе и мобильные приложения.

Но ведь это дорого...

Дорого, да, но понимание того, что это нужно, у руководства есть, я его нашел. Вы знаете, в чём главная проблема? Не в гостиницах и крепостях, а в информации. Многие регионы даже не знают, что интересного есть в  Псковской области, а ведь это не только Кремль. В районах очень много любопытных вещей делается: возьмём то же ралли в  Новоржевском районе. И нужно при помощи сайтов раскрывать это, информировать при помощи современных инструментов. Будет развитие туризма – будут деньги в регионе, разве это плохо?

Кстати, совсем недавно пронеслась по Пскову весть, что вы хотите забрать к себе и кинотеатры.

Я не то что хочу, я просто против неправильных кинотеатров. Чтобы заниматься кинопрокатным бизнесом, нужно понимать в этом.

То есть сейчас у нас кино руководят люди, которые не понимают в этом?

Я приведу вам простой пример. Вот в Порхове открывают кинотеатр. Скажите, есть ли там кто-то, кто разбирается в этом, в том числе в оборудовании? Вряд ли. Я «киношник», я  в этом понимаю, я много лет занимаюсь кино, и я считаю, что меня как профессионала  надо привлекать.

Вот давайте немного остановимся на этом. Очень много претензий от псковичей поступает к местным кинозалам, начиная от качества кресел и заканчивая сомнительным репертуаром...

И совершенно справедливо. Насколько мне известно, скоро откроется несколько залов в «Акваполисе», но даже этого будет недостаточно.

А сколько, по вашим подсчетам, здесь нужно кинотеатров?

Давайте считать не кинотеатрами, а залами. Так вот, в городе, где проживает 200 тысяч людей, куда приезжает ещё столько же туристов (а они, хочу напомнить, приезжают сюда не на один день), нужно минимум 10 залов. Но надо понимать, что зал - это не обязательно 300 мест. Оптимальная вместимость - это 60-70 человек. Десять залов нужно для того, чтобы была палитра разнообразия, чтобы появилась правильная конкуренция: при наличии этих факторов создается насыщенное событиями пространство, что здесь показывают одно, а там другое, и зритель может выбирать.

В месяц в России проходит 4-5 голливудских премьер. А ведь есть еще российское кино, которое иногда собирает залы и миллионы зрителей, есть азиатское и европейское кино. Но повторюсь: никто ни у кого пока что ничего не забирает, ко мне с официальным предложением никто не приходил.

«Это псевдоратующие за Псков, которые отрицают всё и хают всё, что бы ты ни делал»

Помнится, в канун Дня скобаря вы очень эмоционально высказывались о том непонимании, с которым вы столкнулись при обсуждении еще одного своего проекта – установки парка кованых скульптур. Тогда градостроительный совет не поддержал вашу идею. Планируете к ней вернуться или оставите эту затею?

Справедливости ради стоит отметить, что одну кованую скульптуру мы установили. И прямо ко Дню скобаря. Но да, я встретился еще раз с архитекторами, кончилось всё мило и дружелюбно, мы пришли к консенсусу.

Я объяснил свою позицию: Псков - это легендарная с точки зрения ковки и кузнечного дела земля, и подобный парк только усилит привлекательность города как туристической точки на карте России. Сегодня в городе недостаточно малых форм, а крупное состоит из мелочей, поэтому мне кажется, парк кованых скульптур станет той самой правильной «начинкой», что усилит туристическую привлекательность города.

Ваше назначение в свое время вызвало некое опасение со стороны тех, кого называют местной интеллигенцией, тех, для кого каждый, кто не из Пскова, – варяг. Вас не смущают местные критики? Вы следите за тем, что они говорят и пишут про вас?

Те, кто называет меня варягом, могут так назвать и Пушкина. Или, может быть, зодчий Росси тоже был варягом для Петербурга? Вообще, когда-то Псков был многонациональным, и эта самая интеллигенция должна быть в курсе. Но мне кажется, это та прослойка общества, которая к ней (интеллигенции) не имеет никакого отношения. Это псевдоратующие за Псков, которые отрицают всё и хают всё, что бы ты ни делал, потому что в основе всего этого лежит зависть. Глубокая дремучая зависть, которая даже оснований под собой не имеет, она проистекает от безделья тех, кто ей подвержен. Большую часть времени критики сидят на кухнях и у компьютеров, стараясь хоть чем-то занять свое слишком свободное время. 

Так что привоз варягов - это всегда хорошо. Это свежие идеи и возможность посмотреть на свой город, на себя другими глазами. Ведь недаром раньше такой обмен внутри России был очень распространен: люди переезжали из города в город, иногда прибывали иностранцы, и ничего плохого не случалось - напротив.

Кстати, еще немного о критике: вы, наверно, уже видели клип, который сняла псковская группа Drift не без участия актрис театра. Ролик вызвал довольно бурное обсуждение. Выдайте ваш вердикт.

Каждый имеет право на то, что слева, и то, что справа. Это я к чему? Снимайте что хотите, выкладывайте что хотите, только мне непонятно, зачем нужно было так подчеркивать, что это актрисы театра? Они ведь делали это не по заданию режиссёра театра, правильно?

То есть вам не понравилось?

Я не могу сказать, что это сделано суперинтересно. На мой взгляд – обычно, немного провинциально. Сделано на довольно модную музыку, но не очень хорошо спето.

Что касается так называемой сюжетной канвы… Слушайте, у нас в России подобные сцены поцелуев снимали лет 25 назад, так что сейчас можно было придумать что-то куда более оригинальное. В интернете легко найти клипы, снятые любителями: они куда интереснее и вызывают куда больше впечатлений. Так что, с моей точки зрения, это даже до скандала не дотягивает.

«Есть проект, который я хотел бы частично начать снимать в Пскове»

Вы упомянули в начале разговора, что при составлении программы фестиваля будете стараться делать упор на классику. Одновременно не могу не отметить, что сейчас, вне фестиваля, на сцене театра идёт очень много спорных мероприятий (назовем их так) , а именно - коммерческие концерты…

А что, лучше, чтобы сцена простаивала? Я уже говорил о том, что нам сейчас нужно восполнять репертуар, те пробелы, которые у нас образовались, но это процесс не сиюминутный. Концерты, которые идут на Большой сцене, проводятся, чтобы заработать. Мы сдаем зал в аренду, и не стоит забывать о том, что Большая сцена - это единственная в городе площадка на 400-500 мест. Филармонию в счет не берём: там в два раза больше мест, это уже другой формат. И мне кажется, что сдавать зал в аренду лучше, чем отдавать фойе под свадьбу, как делают некоторые театры. Могу заверить, что репертуар театра будет классическим, однако сама площадка будет сдаваться в аренду, пока спрос диктует предложение.

Скажите, а уже принято какое-то решение по театру кукол? Нашли ли место?

Театр кукол обязательно переедет, но нужно сделать это, что называется, раз и навсегда. Мы хотим в первую очередь соблюсти интересы театра, коллектива, они прекрасно работают, пять раз это повторю: прекрасно! Но  переезжать надо так, чтобы потом ничего не менять. У нас есть несколько вариантов на примете, их немного, но озвучить их пока не могу, мы смотрим, думаем.

Ну и в завершение нашего разговора, Дмитрий Дмитриевич, пролейте свет, когда же выйдет ваш фильм «Стена»? И планируете ли в ближайшее время снимать еще что-нибудь в Пскове и области?

Что касается «Стены», то мы сейчас активно рисуем (там очень много графики), делаем звук. Это займет время - и довольно продолжительное. У меня есть проект, который я хотел бы частично начать снимать в Пскове: есть идея и даже сценарий, это не кино о войне, не историческая лента, но пока я не получу подтверждения о финансировании, говорить ничего больше не буду. Но если в целом, то да, я буду снимать в Псковской области. Я же здесь живу и работаю. 

Татьяна Злобинская
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...