Парламент как предчувствие
«Такой молодой, а уже самоотвод» - примерно под таким лозунгом 11 февраля прошло заседание обновленного Молодежного парламента при Псковском областном Собрании депутатов. Предыдущий состав, как известно, минувшим летом пошёл по тропе самурая и сделал себе харакири. То бишь самораспустился.
Тогда будущие звезды политического небосклона с грустью констатировали, что их деятельность перестала отвечать сути молодёжного парламентаризма (отвечали она этой сути когда-нибудь в принципе — другой вопрос).
«В течение последнего времени мы собирались не для обсуждения законопроектов, идей и инициатив, а для обсуждения наших внутренних проблем», горевал «единоросс» Максим Афанасенко, и коллеги сокрушенно кивали головой. Потому что даже для обсуждения внутренних проблем собирались молодые парламентарии с трудом: за 2015 год не было проведено ни одного заседания.
В результате в структуру парламента внесли изменения: количество участников увеличить, срок полномочий сократить с 5-ти до 2-х лет, а кандидатов отбирать посредством открытого конкурса.
В декабре 2015 года кандидаты в Молодёжный парламент «публично презентовали свои проекты конкурсной комиссии». Из 58 проектов отобрали 35, после чего в основной список попали 22 молодых человека, а еще 22 прошли по «партийной линии»: 13 человек - от партии «Единая Россия», 4 - от КПРФ, по 2 человека - от ЛДПР и «Справедливой России», и один представитель - от партии «Яблоко».
23 января новый, третий по счету состав вывезли в Остров на инструктаж, где заместитель руководителя аппарата администрации Псковской области Роман Романов предложил парламентариям «поскрипеть головами».
Непонятно, получился ли скрип продуктивным, поскольку первое заседание молодёжного парламента вышло слегка растерянным. Не помогал ни убаюкивающий тон куратора, вице-спикера «взрослого» регионального парламента Виктора Остренко, ни холодный воздух зала для заседаний: трудности у молодых «типа-депутатов» возникали на каждом, даже самом простом шагу.
«Для работы нам необходимо избрать рабочие органы, - ласково обратился к присутствующим Остренко. - Нам нужен секретарь для протоколирования заседания и «счетчик» [человек, подсчитывающий голоса при голосовании - ПАИ]. Есть ли у вас предложения по счетчику?»
В зале повисла тишина. Потом у одного младодепутата таки прорезался голос:
«Анастасия Григорьева будет хорошим счетчиком!»
Проголосовали единогласно. Перешли к выбору секретаря. Выбрали кандидатуру: Хорошавкина Анастасия.
«Все за? Кто против?».
Выяснилось, что сама Анастасия против. Пришлось переиграть.
«Дело в том, что мы неопытные, а Анастасия опытная, а секретарь должен быть опытным, ну и Анастасия имеет опыт, а счетчиком тут может любой быть, мы тут все образованные, до 44 сосчитать можем», - выступил один из парламентариев в режиме хип-хопа. Скороговорка помогла: с рабочими органами разобрались и перешли к рассмотрению главного вопроса - выборам председателя.
Собственно, интрига относительно того, кто именно возглавит молодежный парламент, сохранялась недолго. Потому что как только перешли к программным речам и представлению кандидатов, один за другим посыпались самоотводы. Не решилась примерить на себя роль руководителя парламента Анастасия Григорьева («Я не вижу себя на этой роли, я бы хотела продолжить взаимодействовать со СМИ, кроме того, мне кажется, что председатель должен быть беспартийным. Я бы рекомендовала Дениса Матвеева»).
Лидия Драгунова уехала на совещание «Молодой гвардии» в Петербург, но прислала аудио-письмо (при заслушивании которого можно было легко погрузиться в гипноз), в котором хорошо поставленным голосом объяснила причины своего отказа («Мой долг перед Псковской областью - это развитие «Молодой гвардии». Поэтому не считаю целесообразным выдвижение моей кандидатуры на пост председателя парламента. Если вам интересно мое мнение, то я бы голосовала за Матвеева Дениса»).
Единоросс Иван Мешков очень долго и подробно зачитывал свои планы на работу парламента, где было все: непосредственное участие молодого поколения в деятельности парламента, вовлечение граждан в взаимодействие с органами власти, тесное взаимодействие с областным Собранием, организация досуга для молодежи и другие не менее конкретные и полезные вещи. Однако в конце выступления «внезапно» и он снял свою кандидатуру и рекомендовал Дениса Матвеева.
Уже можно было не надеяться на сюрприз от следующего оратора: Владимир Петров был «бесконечно благодарен коллегам за оказанное доверие, но...». Далее по тексту.
Такая синхронность озадачила другого кандидата, эсера Илью Можаева, который довольно резко, но справедливо посетовал на отсутствие спортивного азарта в процедуре: «Коллеги, это просто некрасиво», - обратился он к присутствующим. После этого Можаев перешел в наступление: «Разговор об авторитете парламента можно начать с количества присутствующих. Молодежная политика - это система мер, направленная на бла-бла, просто много красивых слов. А вы спросите, реализуется хотя бы минимальная часть этих мер? У нас функции по реализации распределены по самым разным комитетам, а координирующего органа нет».
«Парламент - это седьмое колесо, которое уже на телеге лежит. Мне, как руководителю, хотелось бы встроить молодежный парламент, но для этого всю систему надо строить с нуля, - продолжал Илья Можаев. - Его нужно закрепить как координирующий орган между другими организациями. Надо перестать жевать сопли и брать власть в свои руки! Вы задайтесь вопросом, знает ли молодежь о существовании парламента? Наверно, нет».
«Вот непонятно, то ли похвали, то ли поругал», - снова ласково прокомментировал пламенное выступление кандидата Виктор Остренко.
К слову, кандидат Матвеев старался (и небезуспешно) в своем выступлении быть очень взвешенным и рассудительным. Немного увлекся в украшении своей речи словом «ответственность», но это можно списать это на малый опыт и волнение. Завуч 10-й школы довольно убедительно заявил о том, что «должность председателя не должна иметь позицию вертикали, позицию вышестоящего», и обозначил первостепенные задачи в качестве руководителя: это «сплотить коллектив» и «засветиться на СМИ, как на федеральных, так и на региональных».
«Нам действительно нужна консолидация, и для движения вперед нам нужен руководитель», - напомнил своим младшим «коллегам» Виктор Остренко после того, как кандидаты закончили с самопрезентацией и перешли к тайному голосованию.
С консолидацией мнений проблем не возникло: 24 голоса (при 32 присутствующих парламентариях) были отданы за Дениса Матвеева.
Наверно, будет интересно наблюдать за тем, как будет выстраивать свою работу новый председатель. Возможно, при правильной «консолидации» у молодежного парламента появится хоть какая-то осязаемая форма и - кто знает? - польза. Но пока что ничего из озвученных кандидатами планов на работу не вяжется с действительностью и звучит так, словно все эти программные речи писал один и тот же человек, давно перешагнувший порог в 70 лет. Вполне вероятно, что подобное копирование привычного стиля рассуждений и работы - это «заслуга» старших наставников. Поэтому если те перестанут воспринимать молодежный парламент как забавный эксперимент, а молодые, в свою очередь, перестанут стесняться своей молодости - вот тогда можно будет говорить о реальной молодежной политике.